Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Чинуши на охотничьей тропе

13 мая, 2013

 

Чтобы добиться законности и справедливости в решении одного принципиально важного вопроса, представители Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов (ИООООиР) вынуждены были дойти до Верховного суда РФ. И победили!..

Усольское общество охотников и рыболовов (далее — Общество) существует с 1929 года и объединяет в своих рядах почти три тысячи человек.  Соответственно, Общество располагало своими охотничьими угодьями, закрепленными за усольчанами в незапамятные времена. Несколько поколений охотников и рыболовов вкладывали свои средства и тратили свои силы на то, чтобы в угодьях был порядок. Строились новые зимовья, прокладывались тропы… Снежными зимами человек подкармливал животных, чтобы они  не погибли  от голода… И результат не заставил себя ждать:  численность промыслового зверя и птицы возросла. Вместе с тем фактов браконьерства стало меньше — у охотничьих угодий был рачительный хозяин, и этим все сказано.

Беда пришла, откуда ее не ждали. Очередная лицензия на право долгосрочного  пользования объектами животного мира была выдана Управлением Россельхознадзора по Иркутской области и УОБАО Обществу в апреле 2007 года на срок 25 лет. Но по неким бюрократическим причинам договор о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира специально уполномоченным органом государственной власти Иркутской области с Обществом заключен не был. При этом усольских охотников заверили, что они могут пользоваться своими угодьями по выданной долгосрочной лицензии. Дескать, все документы у вас в порядке, а договор — чистая формальность…

Председатель Усольского общества  охотников и рыболовов Александр Пономарев рассказал, что с того самого времени, с 2007 года, усольчане без проблем продолжали пользоваться своими охотугодьями.  Ни у кого этот факт не вызывал вопросов. Из года в год, как обычно, получали лимиты на добычу зверя, выполняли необходимые требования, предъявляемые Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее — Служба).

А  в 2012 году  руководство Службы  в лице Андрея Николаева сделало для себя поразительное «открытие»: как-то «вдруг» выяснилось, что у Усольского районного отделения ИООООиР нет договора о предоставлении в пользование территории или акватории, на которых разрешена добыча объектов животного мира!

По мнению Валентина Бороденко, охотоведа-биолога с большим стажем практической работы, стоявшего у истоков формирования Службы и некоторое время руководившего ею, вся необходимая информация  о деятельности всех охотпользователей имеется в сформированных реестрах как на бумажных, так и на электронных носителях в Службе. А потому делать вид, что сотрудники ведомства Андрея Николаева не знали об отсутствии договора у Усольского общества охотников — значит лукавить с какой-то целью.

— Приближался охотничий сезон, — рассказывает Александр Пономарев, — мы были всерьез озабочены отсутствием договора. Однако в Службе нас успокоили. Мол, готовьтесь к началу охоты, мол, все будет нормально… А за каких-то полмесяца до начала охотсезона  мы получаем проект указа губернатора «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2013 года».  В этом документе наши охотничьи угодья указаны как общедоступные, хотя в скобках, словно для приличия, указано: Усольское районное отделение ИООООиР. Понимай как хочешь: вроде и наши угодья, а вместе с тем они же — общедоступные… Глава региона указ  подписал, и Служба отказала нам в выделении лимитов на добычу зверя. А коли нет лимитов, то и разрешений на добычу нет. Мы были, мягко  говоря, ошарашены такой несправедливостью. Стали разбираться, почему нас, говоря по-простому, «кинули»…

Александр Пономарев   пытался   обратить внимание властей и контролирующих органов на вопиющую несправедливость, проявленную Службой в отношении усольских охотников. Аргументированные письма направлялись губернатору, в Законодательное собрание, в прокуратуру, в Министерство природных ресурсов РФ. Отовсюду приходили  ответы, сработанные точно под копирку: Служба права!.. Поначалу и органы прокуратуры не поддерживали усольчан.  Однако позднее, в процессе слушания  в Иркутском областном суде дела по заявлению Усольского районного отделения ИООООиР, представитель Иркутской областной  прокуратуры поддержал позицию усольских охотников. Более того, прокуратура  подготовила  свои возражения по поводу апелляционной жалобы, поданной в Верховный суд РФ, на решение Иркутского областного суда № 3-118-12, вынесенное 22 ноября 2012 года. В этом решении, в частности, говорится следующее: «Признать недействующим пункт 1 указа губернатора Иркутской области  от 25 июля 2012 года № 220-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих  ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2013 года» в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов на территории Усольского района  Иркутской области со дня вступления решения в законную силу».

В ходе слушания этого дела выявились некоторые интересные нюансы того, как чиновники областного уровня позволяют себе «шалить» с документами. Еще одна  цитата из того же самого судебного решения: «Нашел подтверждение в суде и факт утверждения квот добычи охотничьих ресурсов  на территории Усольского района  с нарушением положений пункта 9 (выделено мной. — Авт.) Приложения к приказу № 228 «Об утверждении порядка принятия документа  об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесение в него изменений и требований к его содержанию». Согласно указанной норме, проект лимита (квот) добычи на территории субъекта Российской Федерации видов охотничьих ресурсов утверждается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти…».

Суть дела в следующем. Служба  в лице заместителя руководителя  П.И.Жовтюка представила в Департамент государственной политики и регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Минприроды России проект распределения  лимита добычи промысловых  животных  с «правильными» документами. Служба просит согласовать лимиты охотресурсов в сезон 2012—2013 годов.  В графе «Наименование закрепленного охотничьего угодья…», в частности, указано: «Усольское районное отделение Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов». Четко и конкретно, без каких-либо  кривотолков!  Эти лимиты и были согласованы Москвой. Однако на подпись к губернатору попал уже слегка «отрихтованный» специалистами Службы документ, в котором сказано: «Общедоступные охотничьи угодья Усольского района (Усольское районное отделение ИООООиР)». Как говорится, почувствуйте разницу!

Кстати говоря, суд эту разницу почувствовал, указав в своем решении, что «…проект лимита (квот) добычи  видов охотничьих ресурсов для такого вида охотничьего угодья на территории Усольского района как «общедоступные охотничьи угодья»… не был согласован в установленном законом порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Говоря простым языком, суд уличил «специалистов» Службы, руководимой Андреем Николаевым, в том, что они в Москву на согласование отправили один документ, а на подпись губернатору подсунули другой, тем самым крупно подставив главу региона. Андрей Николаев и его сподручные одним росчерком пера  превратили закрепленные за конкретным пользователем охотничьи угодья в общедоступные. А что это, по большому счету, означает для  усольских охотников?

— Все очень просто, — говорит Александр Пономарев. — Теперь разрешения  на добычу животных  в угодьях Усольского района выдаем не мы, как было раньше, а Служба. Наши охотники вынуждены получать разрешение на общих основаниях, то есть ехать в Иркутск, занимать очередь, но не факт, что за один приезд можно разрешение получить. Некоторые усольчане до трех раз ездили в Иркутск, но так и остались ни с чем. И другой аспект проблемы…  Охотники — это люди с оружием. На лесных тропах уже происходили стычки наших ребят с чужаками, которые  тычут в нос нашим охотникам соответствующие документы. Дескать, мы  тут на законном основании промышляем… Пока до серьезных разборок, к счастью, дело не дошло.

Решение Иркутского областного суда, пройдя через горнило Верховного суда РФ, вступило в законную силу. Говоря высоким штилем, в нашей ситуации восторжествовали и законность, и справедливость. В проигрыше оказались чинуши, которые хотели оставить в дураках три тысячи усольских охотников — обычных наших сограждан. Между тем и Николаев, и Загоскин, и другие чиновники получают зарплату, в том числе, из тех налогов, которые платят государству охотники-любители.  Не за горами выборы депутатов в Законодательное собрание Иркутской области. Не исключено,  что  многотысячное сообщество охотников Приангарья может оказать существенное влияние на исход выборов, проголосовав против партии чиновников — «Единой России». Ведь по вине таких «специалистов», как  «единоросс» Андрей Николаев, обделенными и  обманутыми чувствуют себя не только усольчане, но и охотники в Усть-Орде, в Качуге, в Бохане… Все они могут проявить завидную солидарность и «прокатить» правящую партию на осенних выборах.

А пока чинуши из Службы  уверены в собственной безнаказанности, а потому   продолжают «шалить» с документами. Напомню, что Иркутский областной суд  решение № 3-118-12 вынес 22 ноября 2012 года. Казалось бы, руководству Службы в лице Андрея Николаева следовало бы вести себя более осмотрительно в этой ситуации. Ведь апелляционная жалоба, поданная   в Верховный суд РФ, еще не рассмотрена и, соответственно, не удовлетворена. Тем не менее в середине апреля 2013 года руководство Службы подготовило  изменения в лимит добычи промысловых зверей. Словно насмехаясь над вышеназванным решением Иркутского областного суда, один из пунктов этого документа изложен  в новой редакции. А именно: «Общедоступные охотничьи угодья Усольского района». И это при том, что, повторюсь, Верховный суд РФ оставил без изменений решение Иркутского областного суда и оно автоматически вступило в силу!

— В январе — феврале нынешнего года в соответствии с обязательствами по долгосрочной лицензии усольские охотники организовали и провели мониторинг численности промысловых животных на территории Усольского района,  — рассказывает Александр Пономарев. —  В этой работе участвовали около сотни охотников и вся егерская служба.  В соответствии с новой методикой учетных мероприятий заложено 42 учетных маршрута общей протяженностью свыше 400 километров — больше, чем предусмотрено соответствующими нормативными документами. Весь учетный материал был своевременно представлен в Службу, откуда нам его вернули с формулировкой, суть которой такова: Служба считает усольские  охотугодья угодьями общего пользования. А потому, дескать, Служба сама проведет учеты… Но был ли проведен надлежащий учет? Сомневаюсь… К тому же все сроки оказались нарушены: на календаре был март!

Справедливости ради Александр Пономарев отметил, что Служба устроила что-то вроде шоу на базе первичного охотничьего коллектива «Красный камень». К участию в действе было привлечено телевидение, распивались спиртные напитки, и при этом якобы проводились учетные работы.  Как говорится, комментарии излишни…

Игорь Маркаров,  специально для «Байкальских вестей».

На фото: Встреча в усольских охотугодьях

 

P. S. Корреспондент газеты «Байкальские вести» Юрий Удоденко сумел получить комментарий к ситуации, изложенной выше, у руководителя Службы Андрея Николаева.  Его  позиция будет озвучена в ближайшем номере нашей газеты.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии