Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджетный кукиш

16 апреля, 2012

 

 

Несмотря на то что плановые заседания правительства области проходят достаточно редко, губернатор Дмитрий Мезенцев опоздал на долгожданное мероприятие на 15 минут. Устроившись в главном кресле Иркутской области, губернатор тут же завел речь о социальном бюджете и инновационной экономике, «для развития которой в области все есть».

 

Это «все» оказалось набором достаточно старых структур: Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, Иркутского государственного технического университета, нескольких вузов. Из нового в инновационной цепочке — только министр экономического развития области Игорь Корнеев и «большое желание правительства», не подкрепленное никакими реальными действиями.

Губернатор зачитал ряд постановлений и указов, представил коллегам нового министра строительства Владимира Парьева и объявил о назначении представителем правительства в Законодательном собрании Сергея Некрасова.

Потом он рассказал о выделении правительством РФ 1,6 млрд рублей на подготовку переселения из зоны затопления Богучанского водохранилища и строго предупредил министра финансов Алексея Зезулю о том, что впредь не потерпит нарушения сроков выделения средств, как это случалось в прошлом году с суммами на поддержку сельского хозяйства и народные инициативы.

 

В планах только планы

Доклад министра экономического развития Игоря Корнеева о повышении инвестиционной привлекательности прозвучал, как и все подобные доклады, прочитанные министрами, никогда ранее не жившими в Иркутской области.

Министр начал с того, что объем инвестиций в 2011 году составил 138 млрд рублей, иностранных — 262 млн долларов, при этом область заняла четвертое место в Сибирском федеральном округе по денежному выражению и пятое — по физическому объему. В 2012 году ожидается рост объема инвестиций на 13 процентов — до 170 млрд рублей.

В категорию инвестиционно-активных (то есть тех, где объем инвестиций превышает средний по стране размер) в РФ входят 29 регионов. Иркутская область, как нетрудно догадаться, в этот список не попала.

Министр рассказал о необходимости развивать некое «инвестиционное законодательство» и пообещал разработать некий «меморандум», при помощи которого потенциальный инвестор сможет понять, на какую поддержку правительства региона он вправе рассчитывать. Уже состоялось заседание инвестиционного совета, который будто бы в очередной раз оценил перспективы газификации региона. Этот пункт многое говорит о серьезности намерений совета: перспективы газификации обсуждают вот уж лет с полсотни, но дальше разговоров дело не двигается.

Игорь Корнеев произнес много слов о формировании «пула эффективных проектов». Если бы он говорил об этом без запинки и с большей верой в собственные слова, слушатели, пожалуй, даже могли бы на какое-то время поверить в серьезность его намерений. Но если министр в очередной раз собирается начать работу своего ведомства с составления очередного плана работы и определения наиболее перспективных направлений развития области, учитывающих состояние мировых рынков, то тут остается только развести руками и спокойно ждать, пока чиновники переведут новую кучу бюджетных денег в макулатуру с грифами агентств стратегического планирования, консалтинговых структур и федеральных ведомств.

Чтобы окончательно добить репутацию своего ведомства, Игорь Корнеев пообещал «продолжить работу по формированию особой экономической зоны туристическо-рекреационного типа» — можно подумать, что она когда-то велась.

Слушателям оставалось только забавляться, слушая сентенции в стиле «важнейшая роль в инвестиционной политике региона принадлежит муниципалитетам», «нужно сформировать стратегию инвестиционного лидерства Иркутской области» или «необходимо создать кадастр свободных промышленных площадок».

Выступление завершилось обещанием в 2012 году начать жизнь с новой страницы.

Губернатор дослушал выступление своего подчиненного и рассказал министру о своей недавней поездке в Бодайбо, где речь идет не об инвестиционной привлекательности, но о достройке очистных сооружений и создании условий для выживания населения. Дмитрий Мезенцев краткими, емкими фразами объяснил министру, что главы муниципальных образований вряд ли поймут сленг, на котором написан доклад, и уж тем более не смогут подготовить декларации о намерениях, которые министр планирует вменить им для подготовки.

Впредь, добавил губернатор, нужно будет приглашать на подобные заседания глав муниципалитетов и совместными усилиями формировать такие декларации.

Заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин предложил перенести срок подачи деклараций от муниципалитетов с 31 августа на 1 июля, чтобы министерство могло писать свою стратегию на основании готового набора деклараций.

 

Первобытное правительство

Второй доклад министра Корнеева об увеличении доходной части бюджета звучал еще менее уверенно. Темпы роста валового регионального продукта в 2011 году составили 9 процентов, объема промышленного производства — 5 процентов. Пока правительство планирует сохранить эти темпы, но 67,6 процента бюджета уходят на выполнение социальных обязательств. Так мы ни к чему не придем, дал понять министр и предложил как можно скорее уйти от социального бюджета к бюджету развития.

Наиболее перспективными считаются транспорт и связь, которые могут давать налоговой отдачи намного больше, чем сейчас, хотя в целом нужно повышать налогооблагаемую базу во всех отраслях. Пока правительство работает с вертикально интегрированными компаниями, чтобы те платили больше на территории, где зарабатывают прибыль, и старается найти пути повышения собираемости региональных налогов.

Вертикально интегрированные компании дают 50 процентов промышленного производства, но платят всего 30 процентов налоговых поступлений. Пока министр рассчитывает на увеличение доли налогов до 40 процентов, а в перспективе — и до 50. Как министр собирается работать с крупнейшими плательщиками вроде «Роснефти» и ТНК-ВР, никто так и не понял: прозвучали лишь самые общие фразы.

Министр развернул перед изумленной публикой феерическую картину развития экономики области. С его слов получалось, что деловой интерес к региону вырос, причем предприниматели высоко оценили инвестиционный климат (который, впрочем, еще можно улучшить), а федеральное правительство область вообще нежно любит, потому что областное правительство не просит дотации на поддержание штанов, а заботится о населении самостоятельно.

Дослушав этот монолог, губернатор в жестких тонах пояснил министру, что бюджет области был, является сейчас и будет впредь социально ориентированным. От граждан никто ничего не оторвет, социальные обязательства сокращаться не будут, а вот дополнительные средства, если такие появятся, будут направлены на развитие экономики.

Министр финансов Алексей Зезуля (в переносном смысле) вылил на голову коллеги Корнеева ковшик холодной воды и выдал прогноз сокращения налоговых поступлений от целого ряда отраслей. Он пояснил, что беспрецедентный рост доходов бюджета в 2011 году на 65 процентов был связан с успехами нефтяников, и предостерег от того, чтобы бюджет области садился на иглу крупных плательщиков: «Нужно увеличивать долю других плательщиков».

Алексей Зезуля, безусловно, прав, и если область будет больше получать от малого и среднего бизнеса, станет лучше для всех. Но прежде чем собрать урожай, нужно сделать посевы, а правительство области ведет себя как первобытный человек, который уже перешел от охоты к собирательству, но еще не осознал необходимости заботиться о защите ростков от заморозков и вредителей.

Десятки и сотни предприятий области могли бы зарабатывать больше (и платить с этих сумм налоги), если бы правительство хоть изредка интересовалось, как идут дела, и оказывало юридическую и политическую помощь в защите деловых интересов. Пока же эти предприниматели с чистой совестью показывают в финансовых отчетах убытки (и таких предприятий в области в 2010 году было 15,6 процента от общего количества, а в 2011 году — 20 процентов), а бюджету — кукиш.

Руководитель управления федеральной налоговой службы Константин Зайцев рассказал губернатору, что правительство систематически игнорирует предоставленные службой списки убыточных предприятий, которые не следовало бы допускать до областных и муниципальных конкурсов на поставку товаров и услуг, аукционов на приобретение лесных участков и месторождений полезных ископаемых, — а правительство эти списки пускает в макулатуру. Так мы жить богато никогда не будем, дал понять Константин Зайцев.

К немалому удивлению губернатора, из десяти приглашенных на заседание правительства руководителей управлений федеральных ведомств нашлось что сказать только у троих. Дмитрий Мезенцев заявил, что он вынужден будет сообщить в федеральные структуры о том, что треть государственных служащих в области не радеют о наполнении бюджета и только проедают федеральные бюджетные средства.

Угроза оказалась действенной: один из руководителей тут же бросился на трибуну и с долгими извинениями (его, дескать, не предупредили о повестке дня) рассказал о работе своего ведомства. И лучше бы этого не делал, потому что выяснилось, что в области 576 тысяч земельных участков, которые нельзя обложить налогами — или, во всяком случае, не удавалось это сделать ранее. Губернатор тут же дал поручение министру Корнееву и своему заместителю Николаю Хиценко разобраться с проблемой и вынести ее на майское заседание правительства.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии