Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Бюджет разошелся по программам

18 ноября, 2013

 

Свыше полусотни вопросов рассмотрели депутаты Законодательного собрания региона на сессии, состоявшейся 13 ноября. Одним из главных стало внесение изменений в бюджет области на 2013 год и рассмотрение в первом чтении проекта регионального закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015—2016 годов».

 

ЗС вручает грамоты

Сессия началась с рассмотрения вопроса о награждении почетными грамотами Законодательного собрания. Кандидатуры представил председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Владимир Матиенко.

По результатам голосования депутаты приняли решение наградить почетными грамотами пять человек: заместителя начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства регионального управления Федеральной налоговой службы Оксану Мудрову, председателя Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии (ТИК) Александра Кочеткова, председателя Иркутской городской № 3 ТИК Ирину Иванову, председателя Шелеховской ТИК Наталию Лола, а также поэта Бориса Сальникова, ходатайство на награждение которого представил мэр Братска.

 


Резкое снижение доходного потенциала бюджета области в 2013 году, отметила министр финансов, вызвано несколькими факторами. Так, негативная тенденция на мировых и общероссийских рынках повлекла за собой резкое снижение налога на прибыль, более чем на 13 млрд от запланированного.
 

Лошадиные силы подорожали

На сессии депутаты приняли поправки в региональный закон «О транспортном налоге». Они предполагают увеличение налоговой ставки с каждой лошадиной силы мощности двигателя транспортных средств. Изменения касаются грузовых автомобилей, самоходных транспортных средств, снегоходов и мотосаней, а для легковых автомобилей и автобусов платежи остаются прежними.

Поправки в закон депутатам представила министр финансов области Наталия Бояринова. Согласно тексту проекта закона, увеличиваются налоговые ставки с каждой лошадиной силы мощности двигателя следующим образом: для грузовых автомобилей до 100 л. с. — с 10 до 15 рублей; от 100 до 150 л. с. — с 16 до 25 рублей; свыше 150 до 200 л. с. — с 20 до 35 рублей; от 200 до 250 л. с. — с 26,5 до 50 рублей; свыше 250 л. с. — с 34,5 до 60 рублей. Для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу — с 10,5 до 15 рублей; снегохода, мотосаней с мощностью двигателя свыше 50 л. с. — с 20 до 30 рублей.

Анализ существующих налоговых ставок показал, что в Иркутской области имеет место значительное отставание налоговой нагрузки по транспортному налогу среди регионов Сибирского федерального округа. Как сообщила «Байкальским вестям» Наталия Бояринова, занижение налоговой нагрузки на грузовые автомобили в регионе составляет 55 процентов, на самоходные средства — 45 процентов, на снегоходы и мотосани — 63 процента.

— С учетом того, что грузовые автомобили, особенно мощностью свыше 150—200 лошадиных сил, оказывают существенное разрушительное действие на дорожное полотно, правительством было принято решение по увеличению ставок транспортного налога, поскольку он является основным образующим налогом для формирования Дорожного фонда и субъекта, и муниципалитетов, — говорит министр финансов.

В четырех субъектах СФО налоговая ставка на автомобили мощностью свыше 250 л. с. сейчас составляет 85 рублей за одну силу, у нас — 34,5 рубля. При этом именно такие машины больше всего разбивают дороги. За счет поступлений в Дорожный фонд будет увеличиваться сумма, направляемая на ремонт дорог муниципального и регионального  значения. Учитывая уровень собираемости транспортного налога, ожидаются поступления свыше 205 млн рублей ежегодно.

 

Бюджет подправили

К полудню депутаты подошли к обсуждению внесения изменений в региональный закон «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Проект был разработан министерством финансов области и внесен в Законодательное собрание губернатором.

Необходимость внесения изменений в главный финансовый документ региона текущего года связана с уточнением прогноза поступления в 2013 году налоговых и неналоговых доходов, объема безвозмездных поступлений в связи с изменениями в федеральном законодательстве, уточнением расходов, источником обеспечения которых являются целевые средства, поступившие в областной бюджет от бюджетов других уровней, уточнением объемов долгосрочных и ведомственных целевых программ, оптимизацией расходов для обеспечения сбалансированности бюджета до конца года и рядом других факторов.

Основной доклад по вопросу представила министр финансов Наталия Бояринова. Проект закона предлагает уменьшить общий объем доходов на 8 млрд рублей и утвердить в сумме 89,3 млрд рублей. При этом налоговые и неналоговые доходы бюджета планируются в объеме 74 млрд рублей, что на 12,7 млрд меньше принятого бюджета на 2013 год. Безвозмездные поступления по прогнозу составят 15 млрд рублей, что на 4,5 млрд рублей больше принятого бюджета.

Резкое снижение доходного потенциала, отметила министр финансов, вызвано несколькими факторами. Так, негативная тенденция на мировых и общероссийских рынках повлекла за собой резкое снижение налога на прибыль более чем на 13 млрд от запланированного.

В то же время расходная часть увеличена в 2013 году на 2 млрд рублей и составит 112,6 млрд. Источники финансирования дефицита бюджета, с учетом внесенных изменений, составят 23,2 млрд. Объем привлечения кредитов коммерческих банков увеличен на сумму 4,8 млрд рублей и составил 5,9 млрд. Предусмотрены также иные источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета. Для исполнения расходных обязательств, и прежде всего социальных, предлагается использовать средства резервного фонда Иркутской области в размере 4,1 млрд рублей.

 


Областной бюджет на ближайшие три года выглядит следующим образом. Доходы составят 95,8 млрд рублей в 2014 году, 98,1 млрд в 2015-м, 106,8 млрд — в 2016 году. Расходы, соответственно, 106,2 млрд рублей, 111,4 млрд,  120,2 млрд. Дефицит бюджета увеличится с 10 млрд в 2014 году до 13 млрд в 2016-м. В два раза за три года, с 23 процентов до 46, вырастет уровень государственного долга.
 

Защитник бизнеса

Сразу два вопроса повестки дня касались появления в регионе нового уполномоченного – по защите прав предпринимателей. Проекты законов «О поправках к Уставу Иркутской области» и «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области» депутатам представила заместитель министра экономического развития Юлия Румянцева.

Документами определено понятие и закреплены основы института уполномоченного по защите прав предпринимателей в области. Эта должность является государственной, назначение, не более чем на два пятилетних срока, производит губернатор при обязательном согласовании с уполномоченным по защите прав предпринимателей при президенте страны и предпринимательским сообществом Иркутской области. Федеральное законодательство определило также минимальный возраст кандидата на должность — 30 лет.

Планируется, что аппарат будет состоять не более чем из десяти штатных единиц, включая самого уполномоченного. Основные его задачи — снижение административных барьеров, рассмотрение жалоб субъектов предпринимательства.

Депутатов заинтересовала цена вопроса. Как сообщила Юлия Румянцева, до конца текущего года на эти цели предусмотрена сумма в размере 3,57 млн рублей, однако она будет скорректирована, поскольку в расчеты входили ноябрь — декабрь. На последующие годы в бюджете предусмотрена сумма немногим более 10 млн рублей ежегодно.

Законопроект определяет особенности взаимодействия уполномоченного с государственными органами власти и правоохранительными органами, механизм защиты прав предпринимателей. Прежде всего, это юридическая и информационная поддержка. Проект закона был принят в первом чтении.

 

Собак и кошек пристроили

Достаточно бескровно прошло принятие в первом чтении законопроектов «Об отлове, транспортировке и содержании безнадзорных собак и кошек» и «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными кошками и собаками в Иркутской области». На уровне муниципалитетов, например на слушаниях в думе Иркутска, эта тема всегда вызывает накаленную дискуссию.

Информацию по предлагаемым законопроектам депутатам представил заместитель руководителя службы ветеринарии региона Николай Лазарев. Первый законопроект регулирует вопросы отлова, содержания и транспортировки животных, а также их учета. Собак и кошек будут содержать в приюте полгода, за это время их пролечат, провакцинируют и, если не найдется новый хозяин, стерилизуют или кастрируют. Затем животное будет выпущено в то место, откуда его забрали. Закон в целом направлен на регулирование численности безнадзорных животных и профилактику болезней, общих для человека и животных.

Депутаты задали ряд практических вопросов, в том числе по системе финансирования муниципалитетов, системе отлова собак — с тем, чтобы это не травмировало детей и окружающих в целом. Один вопрос несколько озадачил Николая Лазарева: почему речь в законопроекте идет только о собаках и кошках? Как выяснилось, ни одного запроса по другим животным никогда не поступало.

Председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров отметил, что требует уточнения методика расчета выделения субвенций муниципалитетам. Предполагается, что эти замечания и вопросы будут сняты при дальнейшей работе над законопроектами.

— Поскольку этот закон требует финансирования, принято решение о том, чтобы мы до утверждения бюджета в окончательном чтении приняли этот закон и, соответственно, дали возможность муниципалитетам получать средства из областного бюджета на эту работу. Закон непростой, сложный, очень многогранный, вызывает общественный интерес. Мы будем его продвигать, — говорит Кузьма Алдаров.

 

Цифры будущего

На сессии депутаты также рассмотрели проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Основными докладчиками по вопросу стали начальник управления министерства экономического развития Оксана Тетерина и министр финансов Наталия Бояринова.

Формирование основных параметров бюджета проведено в соответствии с требованиями действующего бюджетного и налогового законодательства с учетом планируемых с 2014 года изменений, а также с учетом ожидаемого исполнения бюджета на 2013 год, основных параметров прогноза социально-экономического развития региона на нынешний год и на период до 2015 года.

Областной бюджет на ближайшие три года выглядит следующим образом. Доходы составят 95,8 млрд рублей в 2014 году, 98,1 млрд в 2015-м, 106,8 млрд — в 2016 году. Расходы, соответственно, 106,2, млрд рублей, 111,4 млрд,  120,2 млрд. Дефицит бюджета увеличится с 10 млрд в 2014 году до 13 млрд в 2016-м. В два раза за три года, с 23 процентов до 46, вырастет уровень государственного долга.

Прогноз доходов областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, по словам докладчиков, был осуществлен на основании консервативного сценария прогноза социально-экономического развития области. При формировании расходной части бюджета областное правительство впервые применило программный принцип: 99 процентов расходов распределено по 17 программам.

По вопросу о бюджете также выступила председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева. Она подчеркнула, что проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» соответствует действующему законодательству и депутаты могут его принять в первом чтении. Вместе с тем руководитель контрольного органа высказала ряд замечаний в адрес прогноза социально-экономического развития Иркутской области и макроэкономических показателей, на основании которых верстался бюджет на 2014 год.

Говоря о расходной части бюджета, которая практически на 99 процентов состоит из государственных программ, что, несомненно, повышает эффективность его исполнения, докладчик высказала некоторые замечания и технические ошибки, которые можно было бы снимать в том случае, если бы Контрольно-счетная палата получала на экспертизу проекты государственных программ до их официального утверждения.

Кроме того, председатель КСП отметила, что не все министерства получили «свои» государственные программы, что не соответствует их статусу. Этот вопрос нужно будет прорабатывать в дальнейшем. Также были высказаны и другие замечания, которые КСП предложила правительству учесть в рабочем порядке.

 


Позицию фракции «Гражданская платформа» депутатам представил Александр Битаров. Одной из серьезных проблем он считает прогнозируемый рост госдолга до 46 млрд рублей к 2016 году. Эту ситуацию Александр Битаров назвал катастрофой и высказал надежду, что на практике такого не случится.
 

 

Сколько фракций, столько мнений

Свою точку зрения по поводу принимаемого в первом чтении закона о бюджете высказали представители парламентских фракций.

Безжалостно оценили финансовый документ представители КПРФ. Председатель комитета по собственности и экономической политике, лидер коммунистов областного центра Ольга Носенко назвала его «бюджетом выживания и упущенных возможностей». По ее мнению, бюджет полностью привязан к внешним факторам — ценам на сырье: нефть, газ, золото и так далее, и в целом документ не соответствует масштабам стоящих перед областью проблем. Коммунисты также прогнозируют рост расходов на обслуживание растущего госдолга. По мнению Ольги Носенко, «дыры предпочитают латать за счет народа», учитывая, что на первое место по поступлениям в бюджет выходит налог на доходы физических лиц, а налог на прибыль предприятий снижается. Правительству нужно больше внимания обратить на развитие экономики, улучшение инвестиционного климата. Ресурсы для этого есть, уверены представители КПРФ.

Позицию фракции «Гражданская платформа» депутатам представил Александр Битаров. Одной из серьезных проблем он считает прогнозируемый рост госдолга до 46 млрд рублей к 2016 году. Эту ситуацию Александр Битаров назвал катастрофой и высказал надежду, что на практике этого не случится:

— Мы на 2013 год составляли «умеренно-оптимистичный» и «консервативный» вариант развития событий, а получили совершенно иную, худшую картину, которую еще несколько месяцев назад не предполагали. А если ударит мировой экономический кризис, что тогда будем делать? Каждый из депутатов должен понять ту ответственность, которую мы берем на себя. Наши функции — не только региональное законотворчество, но и принятие бюджета. Мы будем нести ответственность вместе с губернатором и членами правительства по этому вопросу.

Александр Битаров отметил, что сложно предъявлять претензии правительству, поскольку оно работает достаточно короткий срок и даже еще не до конца сформировано. Однако в будущем хотелось бы видеть более глубокий анализ, а также крайне необходимо вернуться к программе социально-экономического развития, принятой в 2010 году при губернаторе Дмитрии Мезенцеве. Он напомнил о том, что программа принималась в благополучные экономические годы, а готовилась «двумя аспирантами без твердой увязки с нашей академией наук и рабочими группами министерств и ведомств». В результате положительно можно оценить лишь теоретическую часть, а «практической никакой, и работы правительства там не видно».

— Правильно ли, что мы принимаем бюджет социальной стабильности, а не бюджет развития и инвестиций? Мы целиком зависим от добывающей промышленности – нефти, газа, алюминия.  А необходимо развивать и другие производства — сельское хозяйство, лесной комплекс, создавая лесоперерабатывающие предприятия, базу стройиндустрии, — уверен Александр Битаров. – Невозможно достичь высоких показателей в строительной отрасли, о которых все время говорится, без современного завода крупнопанельного домостроения. Над этими вопросами должны думать профильные министерства.

По мнению выступавшего, хотелось бы, чтобы правительство занималось экономикой, а не политикой, а в этом году его во многом от текущих насущных тем оторвали выборы.

Александр Битаров положительно оценил создание рабочих групп по повышению доходной базы и отметил, что, к примеру, тема НДФЛ — это непаханое поле, и при заинтересованности муниципалитетов доходы бюджета могут возрасти на сумму до 5 млрд рублей.

Председатель комитета по госстроительству и руководитель фракции «Единой России» в Законодательном собрании Борис Алексеев предложил бюджет принять, при этом не преминул прокомментировать решение коммунистов голосовать против законопроекта: «если бы все сложилось оптимистично и бюджет был с профицитом, КПРФ все равно голосовала бы против по традиции?».

В пользу принятия бюджета, по мнению депутата, говорит уверенность в обеспечении всех социальных обязательств. Тем не менее необходимо думать и о развитии экономики. Борис Алексеев ничего страшного не видит в повышении госдолга, и, более того, он сообщил, что сейчас в сравнении с соседями по СФО мы стоим особняком. Так, в Красноярском крае госдолг составляет 52,5 процента от объема собственных доходов, в Новосибирской области – 30 процентов, в Томской – 66 процентов, Кемеровской – 80, а в среднем по России — 51 процент. В Иркутской области сейчас эта цифра равняется 4,6 процента.

 


Большинством голосов — 32 за и пять (фракция КПРФ) против — проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в первом чтении был принят. Второе чтение состоится на следующей сессии, 27 ноября.
 

 

— Правительство и губернатор определяют программу действий, чтобы покрыть все социальные обязательства, чтобы нам не было стыдно перед нашими избирателями. Для этого будут найдены средства. Так что возьмемся за руки — и за работу, — предложил главный «единоросс» Заксобрания.

Депутат Игорь Гринберг, поддерживая принятие бюджета, напомнил, что область связана с мировой экономикой, с другими странами, где экономический кризис не прекращался:

— Ситуация с бюджетом области сложная, но надо искать выходы. Концепция открытого, прозрачного бюджета, в которой четко обозначены конкретные задачи и люди, ответственные за исполнение, правильная. Бюджет надо принимать и работать над ним, контролировать его исполнение.

— Проблемы никто не замалчивает, и самый наш сильный ресурс — это открытость, доверие, умение прислушиваться к критике, — в свою очередь отметила спикер Людмила Берлина. — Мы должны принять бюджет, поскольку в глазах жителей региона это будет демонстрацией консолидации власти — губернатора, правительства и депутатов. Правительство готово прислушаться к замечаниям Контрольно-счетной палаты, мнению депутатов. А для того, чтобы экономика работала, нужно развивать инфраструктуру. Именно на это направлены усилия губернатора и правительства. С момента вступления в должность губернатор говорил о необходимости создания инфраструктуры. Это в том числе и строительство детских садов, оздоровительных комплексов – всего, что делает комфортной жизнь людей. И мы начали двигаться в этом направлении.

Первый заместитель председателя регионального правительства Владимир Пашков сообщил, что программа социально-экономического развития Иркутской области будет актуализироваться и над ней уже работают специалисты Высшей школы экономики. Он также отметил, что рост госдолга неизбежен, однако Минфин России оценивает эффективность управления регионом в том числе и по динамике госдолга. По словам Владимира Пашкова, замечания КСП учтены и над ними будут работать.

Председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович сообщил, что Контрольно-счетная палата области проведет аудит программы социально-экономического развития области на предмет изыскания дополнительных доходов, «потому что явно по каждому министерству можно найти источники», и предложил поработать над этим всем комитетам, а главным поставить комитет по собственности и экономической политике во главе с членом КПРФ Ольгой Носенко.

Большинством голосов — 32 за и пять (фракция КПРФ) против — проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в первом чтении был принят. Второе чтение состоится на следующей сессии, 27 ноября.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Наталия Бояринова убедила депутатов;

Обменялись номерами. Александр Балабанов (слева) и Игорь Гринберг;

Между прошлым и будущим. Андрей Лабыгин;

Вести с полей. Дмитрий Баймашев (слева) и Геннадий Нестерович

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии