Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Букет бюджетных нарушений

14 мая, 2012

 

 

Заседание комиссии по контрольной деятельности

 

Законодательного собрания Иркутской области, намеченное на 11 мая, едва не пришлось отменять: к началу опоздал министр финансов областного правительства Алексей Зезуля. Депутатам опоздания и неявка министров и заместителей губернатора уже настолько надоели, что они делают заявления по этому поводу на каждой сессии. Но когда министр все-таки пришел, депутаты уже не жалели о потраченном времени: правительство в очередной раз сильно разочаровало народных избранников и дало повод позубоскалить о компетентности отдельных министров...

 

Без бюджета казаки обойдутся

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств резервного фонда правительства Иркутской области за 2011 год», прочитанный аудитором Контрольно-счетной палаты Надеждой Муфахаровой, начался во здравие.

Правительство вроде бы восприняло критику аудиторов, высказанную по поводу работы резервного фонда в 2010 году, рассмотрело практически все поданные заявки. Удовлетворило, правда, всего треть, но и это уже прогресс. Часть заявок, впрочем, правительство и не должно было удовлетворять, потому что это были обращения руководителей федеральных структур и частных компаний.

По структуре обращений было сказано, что в шести случаях у правительства просили денег после пожаров, четыре раза — после разных аварий, пять — после сильных снегопадов и дважды — после катастрофических паводков. Большинство просителей хотели потратить деньги на тушение пожаров, возмещение ущерба и премирование пожарных-десантников.

Однако дважды деньги выделяли на такие странные мероприятия, как поездки делегаций Иркутского казачьего войска (обычной некоммерческой организации) в Москву для участия во вручении войсковых знамен и на фестиваль культуры.

Вторая часть, содержавшая более глубокий анализ причин обращения и причин отказов, звучала уже «за упокой». Из 17 обращений по поводу аварий и катаклизмов правительство отказало 13 раз. По остальным заявкам было выдано более 55 млн рублей (в 2,7 раза больше, чем в 2010 году), на 1 января 2012 года в резервном фонде осталось 94 млн — в четыре раза больше, чем оставалось на 1 января 2011 года. По оценке КСП, с нарушениями законодательства было использовано более 36 млн рублей — на 27 процентов меньше, чем в 2010-м.

Министр финансов Алексей Зезуля, выступавший с ответным словом, сразу предупредил депутатов, что с резервным фондом проблемы еще будут. В положении о фонде нет, например, возможности расходования средств на обеспечение граждан питьевой водой, — а после утечки нефтепродуктов в Ангару это оказалось очень актуальной проблемой.

Отмеченные аудиторами недостатки и нарушения, по мнению министра, имеют технический характер, а объем средств пришлось увеличить в соответствии с объемом проблем, решение которых правительство взяло на себя, — тушение муниципальных лесов в Братске осенью прошлого года тому пример.

Заодно Алексей Зезуля попросил переписать рекомендации КСП таким образом, чтобы большая часть нагрузок по устранению замечаний легла на плечи министерств, распоряжавшихся средствами: процедуру выделения минфин освоил, а вот оформление отчетов распорядители пока ведут спустя рукава.

Комментируя информацию о количестве отказов в предоставлении средств, министр отметил, что значительная часть заявок поступила от сетевых компаний, которые просили оказать помощь после катастрофического снегопада в мае 2011 года, и у правительства не было никаких правовых оснований для удовлетворения этих просьб.

Информация о выделении средств Иркутскому казачьему войску вызвала у депутатов особенно много вопросов. По мнению аудиторов КСП, в поездке на фестиваль не было ничего чрезвычайного и, принимая решение о выделении денег, правительство нарушило областной закон № 37 о взаимодействии с общественными объединениями. Он, в частности, предполагает, что бюджетные средства будут получать только организации, включенные в областной реестр, — ИКВ к таковым не относится.

Депутаты выразили недоумение по поводу того факта, что с 2008 года жители Слюдянского района обращаются в различные инстанции (включая приемную президента Владимира Путина) по поводу ликвидации последствий землетрясения, разрушившего жилые дома и несколько социальных объектов, — а правительство тем временем несколько раз выделяет средства казакам.

— Я думаю, мы по казачьему войску вопрос закроем, это будет последнее такое замечание, — заявил в заключительном слове Алексей Зезуля.

 

Газ — это нечто аморфное

Аудитор Контрольно-счетной палаты Юлия Махтина отчиталась о проверке целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию долгосрочной целевой программы «Газификация Иркутской области на 2011—2015 годы».

На словах и на бумаге картина рисуется почти идиллическая: в области несколько месторождений с огромными запасами газа, разработана схема, включающая четыре центра переработки газа — Южный, Братский, Усть-Кутско-Киренский и Северный. К каждому центру должно быть подведено по газопроводу, которые все вместе образуют единую региональную газотранспортную систему, причем по первому варианту схемы уже в 2010 году в поселок Жигалово должен был поступить газ Чеканского месторождения.

До сих пор газа там нет, констатировала аудитор, ставится под сомнение приход газа в Саянск в 2013 году и в Иркутск — в 2017-м.

Если говорить совсем кратко, то вообще на территории области построена первая очередь газопровода до Братска, переведены на газ шесть котельных, 28 домов, построено ноль из трех газоперерабатывающих комбинатов. Неудивительно, что область занимает одно из последних мест по уровню газификации в стране и при огромных запасах газа не получает от них ни поступлений в бюджет, ни рабочих мест, ни стимулов к развитию.

В долгосрочной перспективе, отметила аудитор, вообще непонятно, нужно ли тратить деньги на мифическую газификацию.

Экономического эффекта от программы газификации (которая уже обошлась налогоплательщикам в несколько сотен миллионов рублей) нет и в ближайшее время не будет. Вся «радость» выпала на долю жителей 28 домов, да и то депутатам так и не удалось понять — больше или меньше стали платить граждане за свои квартиры после газификации. Более того, министерство жилищной политики даже не догадалось запросить информацию у муниципальных властей, а мэр Братска не отразил этот момент в своем отчете.

— Программа газификации действует совершенно неэффективно, — подвел итоговую черту принимавший участие в заседании комиссии председатель комитета по бюджету Сергей Курилов. — Нужно обратиться к губернатору с просьбой рассмотреть ее в ближайшее время на более высоком уровне.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии