Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Будущее Иркутска: главное — комфорт

23 сентября, 2013

 

 

 

Развитие комфортной гармоничной городской среды Иркутска на ближайшую перспективу обсудили на минувшей неделе участники городской градостроительной конференции. В их число вошли представители профильных комитетов администрации города, депутаты думы, члены Общественной палаты Иркутска, представители архитектурных и строительных компаний-застройщиков, эксплуатирующих организаций, эксперты градостроительства.

 

Необходимы совместные усилия

Напомним, тема городской среды рассматривается на площадках различного уровня достаточно часто. Так, в нынешнем году ее обсуждали на сессии Международного Байкальского Зимнего Градостроительного университета, а также на сессии Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ).

Для того чтобы Иркутск стал городом, комфортным для проживания граждан и привлекательным для туристов, необходимы совместные усилия власти, бизнеса и самих иркутян. Городу нужен запоминающийся архитектурный облик, хорошие дороги и транспорт, сохраненные памятники старинного зодчества, экология, креативные идеи при создании новых объектов. А для того, чтобы население города не убывало, а прирастало молодыми перспективными кадрами, необходимо решать одну из основных задач — строительство жилья.

 

Жилье попадает в сети

По словам представителя комитета по экономике и финансам администрации Иркутска Андрея Суркова, с 2009 по 2013 год в эксплуатацию введено более 1,5 млн квадратных метров жилья. В настоящее время Иркутск по темпам ввода жилья находится на одном уровне с такими городами, как Новосибирск, Красноярск и Томск. В планах намечено введение ежегодно порядка 420 тысяч квадратных метров.

Важнейшим событием 2012 года для Иркутска стало принятие Стратегии социально-экономического развития города до 2025 года и девятнадцати долгосрочных целевых программ до 2017 года. Эти программы предусматривают развитие города в самых разных направлениях, но преследуют одну цель: сделать жизнь горожан более удобной и комфортной.

По мнению заместителя мэра, председателя комитета по градостроительной политике Дениса Воронова, самым больным вопросом в городе является развитие инженерной инфраструктуры. Сегодня 60—80 процентов жилья, в общей сумме возводимого в Иркутской области, вводится за счет существующей инфраструктуры областного центра.

— По самым скромным подсчетам, чтобы реализовать все мероприятия, заложенные генеральным планом развития города, развивать его коммунальную инфраструктуру, необходимо тратить средства, сопоставимые с ежегодными городскими бюджетами. Это огромные цифры, которые самостоятельно город Иркутск не потянет никогда.  Развивать  инфраструктуру, на которой сегодня «сидят» все близлежащие населенные пункты, невозможно за счет средств одного муниципального образования.

Развитие собственно города сегодня идет по нескольким вариантам. Это частные  инициативы, когда застройщики покупают земли и начинают вести строительство, это и организованный способ — развитие застроенных территорий. Последний подобный договор  был подписан в конце августа и касается территории в районе улиц Ядринцева и Пискунова.

— Плюс сегодня вовлекаются  в оборот земли, которые отнесены к федеральному имуществу. Пример — недавно заложенный микрорайон возле Университетского. Мы вновь возвращаемся к тому, что микрорайонами строить и удобней, и разумней, и экономичнее. Мы предполагаем выйти в 6-м микрорайоне на строительство квартально, то есть микрорайонной застройкой, — поясняет Денис Воронов.

 

Гордость и проклятие

Помимо проблем с инфраструктурой, которые мешают осваивать имеющиеся земельные участки (начать решать проблемы можно при взаимодействии с областными и федеральными структурами), Денис Воронов напомнил еще об одной «гордости и проклятии Иркутска» — наличии, особенно в центре, большого количества памятников архитектуры, многие из которых находятся в плачевном состоянии.

Для решения проблемы город пошел по собственному пути — создал Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Перечень объектов культурного наследия в стране велик, а значит, рассчитывать на серьезную помощь из бюджетов разных уровней нереально. Поэтому в Иркутске разработали механизм муниципально-частного партнерства,  предполагающий привлечение внебюджетных средств на реставрацию объектов культурного наследия.

АРПИ было утверждено администрацией города в прошлом году, целью его создания стали реставрация, восстановление и приспособление к современному эффективному использованию деревянных памятников архитектуры. Агентство ищет инвесторов для восстановления зданий — объектов культурного наследия, в первую очередь памятников деревянного зодчества, с последующей, после проведения реставрационных работ, передачей в собственность объектов и земельных участков.

При этом объект культурного наследия должен быть отреставрирован согласно охранному обязательству и проектно-реставрационному заданию, инвестор оплачивает остаточную стоимость объекта культурного наследия и финансирует реставрацию объекта.

Денис Воронов подчеркнул, что муниципалитет при реализации программы сохранения памятников старается действовать квартально. Пример тому — «декабристский квартал» в районе улиц Тимирязева, Энгельса и Декабрьских Событий. При небольших средствах, отметил чиновник, хотелось бы воссоздание городской среды проводить по максимуму.

Во время градостроительной конференции также прозвучал вопрос о том, как вырастет население Иркутска в пятилетней перспективе. Назвав вопрос «не слишком корректным с точки зрения социологии», Денис Воронов отметил, что Иркутск сегодня — это большое количество «маятниковой миграции». Люди приезжают в Иркутск учиться, работать, и о городе уже можно говорить как о центре фактически сложившейся агломерации. Вряд ли стоит говорить о смене границ или создании единого муниципалитета, но Иркутск нужно развивать как центр и ядро агломерации.

 


— По самым скромным подсчетам, чтобы реализовать все мероприятия, заложенные генеральным планом развития города, развивать его коммунальную инфраструктуру, необходимо тратить средства, сопоставимые с ежегодными городскими бюджетами. Это огромные цифры, которые самостоятельно город Иркутск не потянет никогда, — подчеркнул заместитель мэра Денис Воронов. — Развивать  инфраструктуру, на которой сегодня «сидят» все близлежащие населенные пункты, невозможно за счет средств одного муниципального образования.
 
 

По хорошей дороге на хорошем автобусе

Много задач при создании комфортной среды для иркутян стоит перед городским комитетом по ЖКХ. В числе первоочередных, по мнению главы комитета Булата Дугарова, находится благоустройство частного сектора, повышение транспортного потенциала города, улучшение инженерной инфраструктуры, увеличение зеленых насаждений и появление новых скверов. Очевидна также необходимость строительства нового полигона ТБО.

Булат Дугаров отметил, что в скором времени в Иркутске будет создан муниципальный дорожный фонд. Планируется также обновление парка общественного транспорта — напомним, в этом году город приобрел 23 новых автобуса разной вместимости и планирует продолжать эту работу в последующем. Осенью в Иркутске появится несколько новых маршрутов экспрессного сообщения, которые соединят между собой отдаленные точки города.

 

Внимание — экологии

Проблем городской инфраструктуры коснулся и директор иркутского «Водоканала» Сергей Винарский, обозначивший, правда, свою точку зрения гораздо резче:

— Сегодня в городе происходит так, что многие дома сначала строятся, а потом мы думаем, где взять инфраструктуру, чтобы к ним подвести. Если в ближайшие полгода не решить вопрос реконструкции очистных сооружений левого и правого берега, то о застройке Иркутска можно вообще не разговаривать, ее просто надо будет прекратить — сегодняшние очистные на пределе, новых объемов они не воспримут.

При этом директор «Водоканала» дает неблагоприятный прогноз и по последствиям все расширяющегося пригородного строительства и его коммунальной инфраструктуры:

— Иркутск со всех сторон обступили поселки с разной плотностью застройки разными домами, даже многоэтажными, которые «канализуются» практически на рельеф. Новые поселки, которые начинают строиться, получают разрешение на строительство мини-очистных, при этом все понимают, что работать они не будут, но разрешения дают. Сбросы будут осуществляться в водохранилище. А Иркутск — это один водозабор, и рано или поздно воду пить будет нельзя. Это краеугольная проблема, которая стоит сегодня перед городом. Надо синхронизировать действия тех, кто хочет строить, кто эксплуатирует и кто живет в Иркутске, чтобы попытаться создать условия для развития города. Делать это надо спешно, потом будет поздно.

По словам Сергея Винарского, проект реконструкции очистных практически завершен и будет передан на экспертизу, ориентировочная стоимость строительства составляет порядка 20 млрд рублей.

Председатель Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат также рассказал о тех моментах, которые, по его мнению, играют ключевую роль в развитии города. В их числе —  необходимость периодичного проведения городского градостроительного совета, разработка и публичная защита программы строительства жилья, объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры на 2014—2015 годы, особое внимание освоению застроенных территорий, а также утверждение в Министерстве культуры РФ границ исторической части города.

— Историческая часть — это особое планирование и проектирование, постепенное освобождение территории и застройка теми объектами, которые будут радовать всех иркутян и гостей города, — отмечает Юрий Шкуропат.

Член Общественной палаты Иркутска, председатель городской общественной организации «Человек Иркутска» Сергей Маяренков подробнейшим образом рассказал о «Развитии городской среды с позиции прогрессивного городского сообщества — ЭкоЛогичном Иркутске». Главная цель — разработка долгосрочной стратегии по развитию чистого и экологичного города. В частности, обсуждение того, как сделать Иркутск чистым и удобным для жизни, состоялось на стратегической сессии «Игра на чистоту», которая прошла в конце прошлого года. А прошлой осенью в Иркутске состоялся субботник, собравший свыше 20 тысяч участников.

По словам Сергея Маяренкова, на стратегической сессии обсудили образ Иркутска как экологичного города и, проработав проекты по благоустройству,  составили дорожную карту «Чистый город». Благоустроенный, зеленый город привлекает активных и интеллектуальных людей, а это положительно сказывается на экономике, уверен представитель Общественной палаты.

Обсудив вопросы, касающиеся развития Иркутска на ближайшие пять лет, участники градостроительной конференции пришли к общему мнению: жилищное строительство, создание инженерной инфраструктуры, ремонт жилого фонда, транспорт, экология, архитектурные новинки — все это взаимосвязано и в каждой сфере есть первостепенные задачи, без решения которых Иркутск не сможет смотреть в перспективу. При этом для формирования общего гармоничного облика комфортной городской среды необходимы совместные действия бизнеса, власти и общества.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: В Иркутске опять стали строить микрорайонами. Макет одного из них —
«Союза», строительство которого началось в Свердловском районе

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии