Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Большие виды на малый бизнес

08 августа, 2011

 

 

 

 

Подготовка к VII Байкальскому международному экономическому форуму вступила в завершающую фазу: руководители правительства Иркутской области и бизнес-сообщества начали рассказывать конкретно и в деталях о том, что планируется обсудить на круглых столах.

 

Мы не успели, не успели обернуться...

Первой в серии мероприятий стала пресс-конференция «Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса Иркутской области», главным действующим лицом которой оказался первый заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Пашков. В то время, как его коллега по выступлению, президент Торгово-промышленной палаты Константин Шаврин говорил немного и в основном о проблемах, Владимир Пашков старался увидеть в плачевном положении малого и среднего бизнеса в Иркутской области хоть что-то положительное. Получалось не всегда.

Всего в экономике области, рассказал Пашков, заняты 780 тысяч человек — во всех сферах, от бюджетных организаций до крупного бизнеса. Из них в малом бизнесе — 170 тысяч человек (около 20 процентов), которые производят продукции и услуг на одну шестую от 600 млрд валового регионального продукта, то есть около 100 млрд рублей. Суммарно все виды бизнеса и все частные лица платят на территории области в бюджеты разных уровней около 80 млрд рублей налогов, при этом 170 тысяч работников малого бизнеса платят всего 2,8 процента от этой суммы, или около 2,3 млрд рублей. Очевидно, что эффективность малого бизнеса  крайне низкая, но это не вина бизнеса, отметил первый зампред правительства, а сигнал власти, что пора начать думать о малом бизнесе, пора создавать для него условия, в которых он чувствовал бы себя комфортно.

Средняя численность работников малого бизнеса не выросла — то есть, пояснил первый заместитель председателя правительства, структурных изменений в экономике области не произошло. (Тут стоит напомнить, что с легкой руки председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области Нины Чекотовой депутаты часто приводят другую статистику: за последние годы количество предприятий и организаций в Иркутской области сократилось на 16 тысяч.) Большинство работников в малом бизнесе получают зарплату в конвертах, официальная ее часть такова, что в среднем работники малого бизнеса получают всего 13 тысяч рублей. В среднем по области при этом зарплата постепенно растет и в прошлом году превысила 20 тысяч.

Нельзя сказать, что областные власти ничего не делают для малого бизнеса: областной гарантийный фонд — один из самых больших в Сибирском федеральном округе, рост инвестиций в малом бизнесе несколько выше, чем по областной экономике в целом. Любопытно, что областное правительство уже смогло через разные формы поддержки выделить малому бизнесу около 600 млн, однако еще 1,5 млрд, которые могут быть предложены, малый бизнес не берет — по разным и не лишенным резонности причинам. Анализируя ситуацию в разных муниципальных образованиях, правительство заметило, что в одних территориях средства успевают за год обернуться два-три раза, а в других — не успевают совершить и один оборот. Это, по мнению Владимира Пашкова, свидетельство некачественной работы руководства муниципальных образований.

 

Нам сверху видно все, ты так и знай...

— Вообще развитие малого и среднего бизнеса, — заявил первый зампред областного правительства, — это вотчина и зона ответственности муниципальных образований. Это не проблема президента и федерального правительства, это местная проблема: почему народ в малом бизнесе обманут, унижен и оскорблен? Почему местная власть ничего не видит?

По мнению Владимира Пашкова, множество бед кроется в самом делении территории области по муниципальным «огородам» — до 2006 года (то есть до объединения с Усть-Ордынским округом) в области было 36 муниципальных образований, однако позднее область перекроили, и сейчас в ней 494 муниципальных образования. То есть, не без ужаса подсчитал первый заместитель председателя правительства, 494 мэра, 494 местные думы, 494 аппарата местных администраций. И вся эта сеть, «созданная, чтобы доить бюджет на зарплаты и телефоны», не работает.

— И вот через призму малого и среднего бизнеса, — заявил Пашков, — мы хотим посмотреть: почему местная власть не работает? Может, мы не тех избрали? Тогда почему мы не тех избрали? Если смотреть с этой точки зрения, то малый бизнес — это не просто схема «взять кредит, купить китайские шаровары и продать их в ларьке», а серьезная политическая проблема, которая часто дает более негативный эффект, чем тот, который мы должны иметь.

В других регионах рост малого бизнеса составляет не проценты, как у нас, а десятки процентов, и именно поэтому, подчеркнул Владимир Пашков, обсуждение во время Байкальского экономического форума должно пройти «без шор» и очень откровенно. И тут же сообщил, что он сам как член президиума регионального отделения партии «Единая Россия» предлагает всем вспомнить, что народ у нас в стране очень даже может, а Общероссийский народный фронт — это  как раз тот инструмент, с помощью которого должна произойти смена элит.

— Будем надеяться, — завершил свой монолог первый заместитель председателя правительства, что рекомендации нашего круглого стола будут услышаны депутатами Государственной думы, членами Совета федерации, правительством и президентом.

 

...А в остальном, прекрасная маркиза...

Константин Шаврин, представляющий объединение более чем 240 бизнес-структур, высказался о перспективах рассмотрения темы на БЭФе с заметно меньшим энтузиазмом. Не проходит месяца, отметил Шаврин, чтобы на уровне правительства области или Законодательного собрания не прошло очередное представительное мероприятие, посвященное развитию малого бизнеса, — и это не считая повседневной работы различных полномочных органов в правительстве и муниципалитетах, общественных структур и объединений. Но результаты аналогичной дискуссии на прошлом экономическом форуме (которая привлекла очень большое внимание и прошла весьма плодотворно), по оценке ТПП, до сих пор не внедрены в жизнь. А некоторые постановления федерального правительства одним махом перечеркивают то, что было наработано годами.

Повышение социального налога с 14 процентов до 34, рост тарифов на электроэнергию плюс рост обязательных расходов на технику безопасности — и вот уже половину прибыли малый бизнес должен отдать государству. Малый бизнес оказался отброшен на 10 лет назад. В результате вместо практически полного отказа от «серой» зарплаты, которого удалось добиться к прошлому году, малый бизнес снова решительно ушел в тень. Новые инициативы высших эшелонов государственной власти (брать повышенные налоги с тех, у кого зарплата превышает 45 тысяч рублей) означает, что малый бизнес, которому и без того достаются не лучшие кадры, вынужден будет полностью отказаться от услуг высококвалифицированных специалистов. Соответственно, никакого внедрения новой техники, никаких инноваций и в конечном счете никакой модернизации экономики не будет — зато будет рост цен на товары и услуги при прежнем или даже худшем качестве.

— Допустим, я предприниматель, — пояснил Константин Шаврин, — и я не знаю, какие налоги мне предъявят в следующем году, какие будут тарифы, какие платежи с меня потребуют... Да я просто не буду развивать свое производство. Нужна ясность хотя бы лет на десять вперед: коридор повышения налогов — пусть будет повышение, но постепенное и в известных рамках; пусть будут известные правила. Сначала создайте условия, а потом спрашивайте, почему не платишь налоги или почему зарплаты в конвертах.

В завершение разговора Владимир Пашков напомнил, что предприниматель — это тот, кто «создает новые смыслы, новые проектные сборки», и призвал смотреть на ситуацию не с сиюминутных позиций (которые действительно не очень  хорошие), а в динамике, сравнивая положение малого бизнеса за два-три года. В динамике у нас прогресс.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии