Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Быть современником Распутина

08 декабря, 2014

 

 

1 декабря завершился отборочный этап проекта «Валентин Распутин. Читаем вместе». Но самое интересное впереди: скоро будут определены чтецы, которым представится возможность принять участие в создании видеокниги «Прощание с Матерой».

Сегодня о творчестве Валентина Григорьевича рассказывает гость Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске» 2012 года Павел Фокин. Павел Валерьевич — историк литературы, кандидат филологических наук, автор «портретной галереи» культурных героев рубежа ХIX—XX веков «Серебряный век» (в соавторстве с С.П.Князевой), книг о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тургеневе, Достоевском, Чехове, Бунине, Блоке, Гумилеве, Цветаевой, Ахматовой, Маяковском, Булгакове, Твардовском.

— Мне повезло — я современник Валентина Григорьевича Распутина, — говорит Павел Фокин. — Многие его произведения я читал тогда же, когда они появлялись в печати (кроме, конечно, тех, которые публиковались, когда я был еще ребенком, их я прочел, когда подрос). Конечно, подлинная литература, литература классического образца (а Валентин Распутин, по моему глубокому убеждению, продолжатель — если не завершитель — линии классической русской литературы) созвучна всем временам, но все же писатель в первую очередь пишет для современников, а не для неких возможных в будущем читателей. Он ориентируется на современников, говорит именно с ними, взывает к ним, вопрошает, от них ждет отклика. Быть современником большого писателя, быть его читателем — необычайная радость, удача, счастье и ответственность.

Конечно, одно из самых сильных впечатлений произвело на меня «Прощание с Матерой». Эта книга стала настоящим откровением. В отличие от произведений советской литературы, у Распутина (и в этой повести в первую очередь) присутствует то, что я, сразу по прочтении ее, назвал тогда для себя «мистикой», еще не очень понимая, что кроется в этом понятии. Сегодня я назвал бы это качество прозы Распутина термином органическая религиозность.

 


Валентин Распутин — писатель мирового масштаба, который, с одной стороны, олицетворяет русское национальное сознание, с другой же — является представителем мировой культуры. Как всем классическим произведениям, произведениям Валентина Григорьевича свойственна глубокая любовь к человеку и ко всему миру. Притом любовь не восторженная или мелодраматическая, а та, что соответствует значению «жалость» (так толкуется слово «любовь» в словаре В.И.Даля).
 


В «Матере» есть ощущение связи всего мира как единого целого. Материальное, духовное, культурно-историческое, наша память — здесь все это неразрывно. Это ощущение художественно реализовано в замечательных, незабываемых, мощных образах. Она не декларирована какими-то сентенциями, но дана зримо, выпукло, динамично: остров, объединенный со всем миром великой рекой, которая его омывает и несет из прошлого в будущее; история с кладбищем, единой натянутой струной звучащая от начала и до конца повести; финальное сгущение тумана, когда и земля, и река, и люди — весь мир становится некоей единой материей…

Грандиозный Листвень, который уходит своим телом в небо, а корнями тоже находится в соединении со всей землей, держит Матеру, как стержень, и не дает ей потеряться в огромном мире. В этих образах много исконно народного, фольклорного — песенного, былинного, сказочного. И в то же время они открыты и вписаны в мировую культуру. Эта повесть понятна и близка всем — и простодушному читателю, и искушенному эстету, и патриоту, и либералу, и россиянину, и европейцу. И жителям других континентов.

В свое время все почувствовали, что Валентин Распутин — писатель мирового масштаба, который, с одной стороны, олицетворяет русское национальное сознание, с другой же — является представителем мировой культуры. Как всем классическим произведениям, произведениям Валентина Григорьевича свойственна глубокая любовь к человеку и ко всему миру. Притом любовь не восторженная или мелодраматическая, а та, что соответствует значению «жалость» (так толкуется слово «любовь» в словаре В.И.Даля).

 


В свое время на Западе появились так называемые флэш-мобы — акции коллективного действия (часто, впрочем, вполне бессмысленные). Сегодня мы отвечаем им совместными литературными чтениями. Может быть, этому примеру последуют и в других странах и люди в совместном чтении начнут объединяться вокруг книг Фолкнера, Томаса Манна, Маркеса. И в мир начнут возвращаться здравый смысл, сострадание, любовь.
 

 

В советской литературе очень редко можно найти произведение такого эмоционального и душевного содержания. В ней больше пафоса, гордости, подвига, восхищения. А линия сопереживания, особенно сильная в русской классической литературе, в советское время была почти утрачена, сознательно вытеснена, и потому явление Валентина Распутина в советской литературе удивительно.

Книгам Распутина свойственно главное чувство, которое способно сохранить наш мир, — любовь-жалость, потому что, если мы не будем любить друг друга, жалеть друг друга, стремиться к тому, что делает человека человеком, — все пойдет прахом. Книги Валентина Григорьевича актуальны именно этой своей любовью, вниманием ко всему живому, сочувствием и состраданием. Распутин очень мудр. Тех, кто уходит, — он провожает. В то, что появляется следом, он внимательно всматривается, и тоже жалеет: сейчас будущее только вступает в жизнь, а когда-нибудь и ему придется уйти, и уход его (этого только сейчас нарождающегося будущего) может быть еще драматичнее и страшнее. И о нем тоже нужно пожалеть. Его тоже надо полюбить — сквозь недоверие, раздражение, негодование. В наш век нетерпимости так не хватает этого чувства. Читая Распутина, мы можем воспитать его в себе.

Сегодня все чаще появляются проекты, посвященные совместному чтению. Человек — существо социальное, он хочет общения. Почему сегодня так популярны социальные сети? Эта форма общения объединяет людей, роднит их. Так же сближает и коллективное чтение. Текст, к которому мы все подключаемся, становясь его содержанием, — это тоже своеобразная социальная сеть. Такие проекты, как «Валентин Распутин. Читаем вместе», можно рассматривать как некий род соборности, проявление органического, свойственного русской ментальности стремления быть в коллективе. Видеть друг друга, слушать и слышать друг друга.

В свое время на Западе появились так называемые флэш-мобы — акции коллективного действия (часто, впрочем, вполне бессмысленные). Сегодня мы отвечаем им совместными литературными чтениями. Может быть, этому примеру последуют и в других странах и люди в совместном чтении начнут объединяться вокруг книг Фолкнера, Томаса Манна, Маркеса. И в мир начнут возвращаться здравый смысл, сострадание, любовь.

Записала Ольга Олекминская, специально
для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Валентин Распутин на Литературных вечерах
«Этим летом в Иркутске»;

Павел Фокин (слева) и Валентин Курбатов

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии