Уголок шахматиста. Выпуск № 24 (742). «Шахматная книга»: осталось совсем немного
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов
Как мы уже сообщали, готовится к выходу первое издание краткого биографического справочника дореволюционных шахматистов Сибири и Дальнего Востока. Собрано уже более полутысячи фамилий, но процесс стопорится тем, что еще не все регионы этой необъятной территории от Урала до Тихого океана в нем представлены.
Если шахматистов дореволюционного Томска, Омска и Иркутска насчитываются многие десятки и даже сотни, то по другим городам картина не такая радужная. Около двух десятков «дает» Красноярск, примерно по десятку – Владивосток и Тобольск, еще меньше – Хабаровск, совсем мало – Чита.
Нынешние алтайские, кемеровские и новосибирские земли самостоятельного значения тогда не имели – все они входили в состав Томской губернии, поэтому относятся к Томску. Хотя для себя, естественно, мы вычленяем из общего списка и барнаульцев, и бийчан, и кузнечан. Так же, как и семипалатинских и верненских шахматистов, ныне относящихся к Казахстану, но когда-то «принадлежавших» Томску и Омску.
Все вместе они создают широкий спектр сибирских шахмат, хотя по некоторым регионам их буквально по пальцам можно пересчитать. Печально, что на этом фоне совсем скромно выглядит не только Якутия (что вполне понятно), но и некоторые зауральские регионы (Тюмень, Курган, Ишим и т. д.), где шахматная жизнь чаще всего пока представлена только декабристами. Хотелось бы «разобраться» в первую очередь с этими слабыми местами нашей работы, чтобы уже можно было приступать к финальной стадии.
Проблемой является то, что сейчас эти районы уже не относятся официально к Сибири (это Уральский федеральный округ), хотя когда-то все они входили в Тобольскую губернию и были исконно сибирскими.
В общем, осталось уже совсем немного, и нужно сделать последнее усилие, чтобы данное издание вышло в свет. Надеемся, что исследователи шахматной истории в разных регионах еще успеют внести свою лепту, чтобы их представители заняли достойное место в общем списке.
Итоги 19-го тура
Предпоследнее задание оказалось довольно непростым, хотя в целом многие с ним справились.
Выигрыш.
В начальной позиции трудно поверить, что исход борьбы решит скромная пешка g3. Ведь именно ей (а не стоящей на пороге превращения пешке а6) удастся первой дойти до заветного поля. Но смотрим и убеждаемся:
1.g4+! Крh4! 2.Лe1 Сc2! 3.g5! Крh5 4.g6! Крh6 5.g7! Сd1 6.Л:d1 c2 7. g8К+! Крh5 8.Лd5+ cd 9.Кр:b2 с выигрышем.
Героический марш-бросок пешки завершился к тому же еще и слабым превращением, что вносит дополнительную пикантность в этюд. А пешка «а», как мы видим, даже не успела двинуться. Именно в этом виде авторская идея носит законченный характер, и обнаружить ее в полном объеме сумели совсем немногие.
Не нашли этот поход пешки те, кто не сумел разглядеть смертельную опасность для белых в маневре Сg6–Сс2–Сd1!! с угрозой b1Кх, на что белые только и могут ответить постоянным «оголением» черного короля. Поэтому пешка и бежит вперед, открывая линии для шахов ладьей.
Минусом же этого задания является лишь то, что этюд относится к разряду классических, и многим потребовалось только вспомнить точный порядок ходов – идея и так была памятна.
Совершенно точные ответы дали Валерий Ильич Волков, Валерий Петрович Русанов, Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Владимир Сергеевич Романов и Владимир Алексеевич Данилов, получающие по пять очков.
Не довели до «коневого» финала Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Александр Михайлович Трескин, Сергей Григорьевич Хомичев (Курган) и Наталья Нуртыновна Кучатова (Омск), получающие по 4 очка.
Остальные либо ошибочно начали (1.Ле1?), либо значительно облегчили путь к победе (1. … Кр:g4?), лишив себя возможности заработать очки.
Наш адрес: 664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а.
Телефон: (3952) 209-604. E-mail: chessns2016@yandex.ru.
На фото: Дореволюционные томские шахматисты,
о которых нам пока ничего неизвестно. И таких
загадок еще очень много
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.