Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 20 (788). «Вот тогда и напишу я эти мемуары…»

27 мая, 2019

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

Сделаем небольшой перерыв в военно-шахматной теме, ибо она практически бесконечна. По крайней мере, так это выглядит сейчас, когда процесс выдачи материалов «на-гора» еще только начался и конца краю этому не видно. В любом случае это нужно будет делать постоянно, хотя бы небольшими сериями, чтобы постепенно увековечить память всех, кто прошел дорогами войны. Так что пауза будет недолгой.

Но, воздавая должное шахматистам-фронтовикам, нельзя забывать о годах не столь давних. 60-е, 70-е, 80-е – это уже тоже история, и по ним тоже нужно успеть собрать все возможное, пока здравствуют очевидцы событий. А то потом придется жалеть, что вовремя с ними не встретились и не пообщались, как уже жалеем об ушедших из жизни шахматных ветеранах, заставших 30-е, 40-е и 50-е годы.

Самый верный и надежный способ оставить после себя след – это просто написать воспоминания. Мы с удовольствием предоставляем место под шахматные мемуары, особенно если речь в них идет о каких-то конкретных событиях, вызвавших интерес у читателей. Приезды в наш город известных гроссмейстеров, проведение в Иркутске значимых соревнований или яркие эпизоды местной жизни – все это у многих надолго остается в памяти, порой вызывая желание поделиться с другими, что мы горячо поддерживаем.

Поднять эту тему вновь нас побудила недавно вышедшая книга известного иркутянина Павла Моисеевича Явербаума, которая так и называется – «Мемуары». В ней немало места занимают шахматы, и это, безусловно, не может не радовать. Какие-то моменты мы знали из нашего предыдущего общения, что-то стало известно только сейчас, когда Павел Моисеевич сам взялся за дело, но то, что это очень важный срез иркутской шахматной жизни, сомнений не вызывает. Читается все очень хорошо, многие факты описаны живо и с интересными подробностями, так что это уже готовый и очень классный материал для нашей рубрики.

Важно еще и то, что многие моменты, о которых вспоминает Павел Моисеевич, в свое время нашли отражение в иркутской прессе прошлых лет, так что мы теперь можем чисто автобиографическую публикацию превратить в некотором смысле в документально-историческую, сопроводив ее соответствующими дополнениями. Использование этих газетных «артефактов» позволит читателям еще лучше понять и оценить все то, о чем пишет наш земляк.

Эту идею мы скоро начнем воплощать в жизнь, так что нынешний выпуск можно считать анонсом предстоящих летних публикаций. Но главным поводом, заставившим нас заговорить об этом, стало желание сподвигнуть читателей на шахматно-писательский труд. Каждый человек является не только уникальным явлением сам по себе, но и носителем уникальных сведений, которые иногда могут становиться главным творческим наследием всей его жизни.

Шахматы многогранны и многолики, и даже если сам мемуарист ничего особого в них не достиг, он все равно может стать ценным свидетелем каких-нибудь значимых событий. Кто-то учился в одной школе или даже в одном классе с кем-либо из известных впоследствии шахматистов, дружил с ним, знал его семью и т. д. У кого-то самыми шахматными оказались студенческие годы, у кого-то – время работы на производстве, ну а подавляющее большинство обошлось школьным периодом, и нередко это тоже может иметь значение для истории.

К примеру, сейчас мы восстанавливаем картину по чемпионам города и области среди школьников. Понятно, что далеко не все они в дальнейшем остались в шахматах, а многие и вовсе уехали в другие места (то есть исчезли из нашей истории), но свой след они оставили хотя бы тем, что вписали свое имя в список сильнейших шахматистов-школьников. Но порой как раз имени в этом списке и не найдешь – одни фамилии, а это, согласитесь, очень безлико и несправедливо по отношению к этим персонам. Почему известны одни фамилии, объясняется легко: именно так, без имени, о них писали в газетах, и именно так их записывали в турнирные таблицы, которые иногда (но очень редко) попадают в наши руки.

И представьте себе, каких трудов стоит выявить через 50–70 лет имя того или иного школьника, который на шахматном горизонте больше и не появлялся. И вот тут как раз очень кстати могут оказаться чьи-нибудь воспоминания о своей школьной жизни и товарищах по учебе. И вдруг становится понятным, как именно звали сильнейшего шахматиста школы, который потом стал еще и чемпионом города. Такое вот мимолетное и малозначительное упоминание, а одним белым пятном в шахматной истории стало меньше.

Понятно, что все это нами потом проверяется и перепроверяется, но в целом такой «мемуарный» подход очень эффективен, а потому важен и ценен. Уже немало чего мы опубликовали, много чего на очереди, но все равно остаются какие-то неизведанные моменты, которые ждут своего часа. И вполне возможно, что именно ваши воспоминания помогут закрыть этот вопрос.

Так что пишите о своих шахматных событиях, какого бы уровня они ни были. Даже чемпионаты класса (особенно если сохранилась таблица) нам интересны, чего уж говорить о более серьезных соревнованиях – вузовских, производственных, городских и т. д. Любое участие или даже просто сопричастность к шахматным турнирам или отдельным шахматистам может помочь нам в наведении шахматно-исторического порядка. Важными могут оказаться любые темы.

14-2.jpg

Двадцатое задание

14USH-20.jpg

Белые начинают и выигрывают (срок решения – две недели).

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.

На фото: Павел Моисеевич Явербаум написал
книгу воспоминаний, в которой много места
уделил шахматам. Фото 1950-х годов

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии