Арабески: золотая пропорция
В галерее DiaS прошла презентация книги-игры «Стеклянные шахматы»
16 октября в арт-галерее DiaS прошел светский вечер, хотя и не по поводу выставки, что было бы самым логичным. Но событие тем не менее выходило одной своей гранью на изобразительное искусство: главной героиней раута была книга, согероинями -- ее авторы, график и дизайнер Люся Дурасова и писатель Анастасия Яровая. Сразу -- ошеломляющая информация: книга только что (в сентябре) появилась из печати, но уже в июне 2010 года проект удостоен золотого диплома на Международном конкурсе «Золотая пропорция» в Германии.
В начале была линия
Хозяйка арт-галереи Диана Салацкая представила гостям вечера авторов книги. То, что «Стеклянные шахматы» -- книга-игра, нигде не звучало, это, собственно, моя версия. Достаточно подержать в руках книгу -- и начинаешь ощущать некий игровой зуд: хочется задать давно мучающий тебя вопрос и наугад открыть страницу, загадать желание и проверить таким же образом, что там тебе уготовано.
Так происходит потому, что сама структура книги -- лаконичная, четкая и многозначительная графика, соединенная в единое целое со стихотворными строками, по форме и характеру похожими на притчу, восточную мудрость, развернутый афоризм.
«Книга имеет подзаголовок «Арабески», что объясняет восточный стиль, жанр и общий аромат слов и линий, ее наполняющих, -- предваряют книгу авторы. -- Текста там немного, зато весь он органично вплетен в превосходную графику. По этой причине невозможно сказать, что первично, а что вторично: авторы не уверены, что в начале было слово. Вполне возможно, что в начале была линия, из переплетения которой со словом и родилась арабеска…»
Словно в продолжение темы Анастасия Яровая рассказывает:
-- Когда я написала книжку «Четыре радуги», я встретилась с Люсей Дурасовой, которая сделала оформление и иллюстрации, как я того хотела. А потом, когда я побывала на выставке ее графики, поближе познакомилась с другими ее работами и увидела, насколько они замечательны, я предложила ей сделать книжку, где главной будет она. И когда мы стали продумывать эту нашу книжку, сам собой сложился восточный стиль, со всей вытекающей отсюда образной системой, символикой, даже шрифтом. Дальше все шло в полном согласии и гармонии: я ей давала тексты -- она делала к ним графику и наоборот. И вот что из этого вышло.
Вместе можем больше
Вечер идет своим ходом. Диана, Анастасия, Люся организовали «гадание на арабесках», потом прошел аукцион по продаже Люсиной графики, а в перерывах играла группа студии этнической перкуссии «Этнобит»; не обошлось и без восточного танца -- все вместе это придало вечеру нужный колорит. Хочется также привести некоторые высказывания -- например, от организаторов.
-- Я давно поняла: вместе мы можем делать больше, чем каждый в отдельности, -- для того, чтобы наши дети жили лучше нас, были умнее нас, -- говорит Диана Салацкая. -- Для этого мы должны научить их разбираться в искусстве, общаться с искусством…
Анастасия Яровая:
-- Диана Салацкая была первым человеком, который помог мне с изданием первой книжки. Ее аргумент был: «Я думаю, у тебя получится». Спасибо --кажется, получилось. А за сегодняшний вечер я хотела бы поблагодарить группы «Этнобит» и «Ветер осени», а также журнал «В хорошем вкусе». В этом журнале я проработала года четыре, и не без удовольствия, но и сейчас они для меня -- подруги и коллеги.
Директор журнала Людмила Комарова и главный редактор Марина Станиславчик подарили авторам «Стеклянных шахмат» Анастасии Яровой и Люсе Дурасовой настоящие стеклянные шахматы.
-- Мы сделали эту книгу давно, но не успели издать ее, пока с нами была замечательная иркутская художница Ирина Дурасова, Люсина мама, которая сейчас порадовалась бы за дочь. Книжку мы посвятили ее памяти…
Символы судьбы
И наконец, для примера: несколько страничек из новой книги.
«Звезда остановилась в своем падении.
Всего лишь на миг -- но его хватило бы,
Чтобы загадать желание.
Но желания не было.
Ни у кого.
И очередная звезда упала впустую».
Или:
«Один мудрец подарил людям слово.
Но люди не знали, что им делать с этим подарком,
Который нельзя потрогать и увидеть.
Потому они оставили слово лежать на песке.
Оно лежит там до сих пор».
Или:
«Если бы из слов можно было прясть пряжу…
Но негде взять подходящее веретено».
Иногда мне хочется продолжить каждое из высказываний. А вам?
Но чаще думаешь: ни убавить ни прибавить.
Почитайте «Стеклянные шахматы»… Вглядитесь в графические образы и символы. Поиграйте в судьбу.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора
Подписи: Анастасия Яровая (слева) и Люся Дурасова; Диана Салацкая
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.