Андрей Крутов: Стране нужны настоящие реформы
Депутат Государственной думы, избранный от Иркутской
области по списку партии «Справедливая Россия»,
комментирует послание президента
Дмитрия Медведева Федеральному собранию
Коротко охарактеризовать послание можно так: это небольшая подачка Болотной площади, а с точки зрения экономической политики — это инерционный вариант развития страны. Про политические инициативы рассказывать не буду, на самом деле, как говорят в администрации президента, они давно обсуждались, «стали банальностью», которая озвучена на государственном уровне. Единственное, на что стоит обратить внимание, — это возврат одномандатных округов. На мой взгляд, это очень вредная вещь, потому что одномандатные выборы обычно выигрывает партия власти. Пример тому — выборы в региональные парламенты: то, что ЕР не добирает по партийным спискам, она добирает по одномандатным округам, задавливая кандидатов от оппозиции. И если у нас 225 из 450 депутатов в Думе будут одномандатники, то это, прежде всего, представители партии власти. Тем более что административное воздействие на выборы, фальсификация — это все гораздо проще организовать, чем при голосовании за партию в целом.
Не хорошо, а плохо
Остановимся подробнее на высказываниях по экономической политике. Тезис Медведева о том, что экономика растет достойными темпами, около четырех процентов в год. На самом деле это плохие темпы роста для такой экономики, как российская. И Китай, и Индия, и Бразилия, и другие развивающиеся страны растут в два-три раза быстрее, чем Россия. Дело в том, что необходимые инфраструктурные вложения, которые требуются в нашей стране, не могут быть покрыты за счет четырех процентов роста в год. Как пример: Иркутская область, если выразиться откровенно, лежит в руинах — много ветхого жилья, плохих дорог, где-то разрушено производство, в упадке сельское хозяйство. Все это за счет минимального роста — четыре процента — восстановить нельзя. Страны Европы, США могут позволить себе такой рост, потому что у них вся инфраструктура готова и четырехпроцентный рост просто обеспечивает некое поддержание этой ситуации. Нам, если мы хотим вкладываться в инфраструктуру, этого явно недостаточно.
Следующий момент — по поводу тезиса о том, что у нас нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного минимума. Вопрос, каков этот минимум. В Иркутской области он составляет 5400 рублей. Если мы будем равняться при установлении пенсий на региональный прожиточный минимум, то это совершенно не удовлетворяет никаким интересам, и интересам пенсионеров в том числе.
Тезис президента о том, что накопление резервов за счет части нефтяных доходов было и остается разумной политикой. И следующее: объемы золотовалютных резервов близки к докризисному уровню. Фактически вся та финансовая политика, которая была, получает одобрение и будет получать продолжение, все внимание уделяется накоплению золотовалютных резервов и пополнению «кубышки», за что ругали Кудрина. Он ушел, а политика «кудринизма» продолжается: опять не вкладываем деньги в собственную экономику, опять запечатываем их в иностранные банки под минимальный процент, а сами там же занимаем, образуя огромные дыры в нашем бюджете.
Из кризиса в кризис
Президент подчеркнул, что в целом антикризисная политика России сработала лучше и мы с честью вышли из трудной ситуации. Однако, если оценить ситуацию честно, критически, надо признать: мы пережили предыдущий кризис хуже всех, падение промышленного производства составило 20—25 процентов. И если другие страны воспользовались кризисом для структурных изменений своей экономики и промышленности, то у нас это сделано не было. Поэтому, говоря о том, что мы с честью вышли из трудной ситуации, «залив» экономику, и прежде всего финансово-банковский сектор, деньгами, если это наша цель — то, наверное, да. Если цель — изменение структуры промышленного производства и повышение жизненного уровня граждан, то это далеко не так.
Тезис о том, что доля расходов на оплату коммунальных услуг в бюджетах семей со временем перестанет расти. В программе партии «Справедливая Россия» проблемам ЖКХ уделено особое внимание. Разработаны финансовые механизмы, подкрепленные законопроектами, которые позволяют не со временем перестать расти тарифам, а заморозить их прямо сейчас. По нашему мнению, надо принять соответствующие законы, которые бы ограничивали рост тарифов как максимум в темпы инфляции, а дальше необходимо в энергетике и иных сферах избавиться от огромного количества посредников, что позволит тарифы не просто заморозить, но и сократить процентов на 30.
Тезис про инновационный центр Сколково. Мы опять услышали только о нем, в то время как это некий локальный проект, и не более того. А пакет законопроектов «Инновационная Россия», подготовленный нашей партией, давно лежит в Думе, он взят на вооружение при создании Сколково, но распространить опыт на всю Россию, что было бы необходимо для модернизационного рывка, видимо, к сожалению, в планах нашей власти абсолютно не значится.
Федерализм в глубоком тупике
Говоря о верхней палате парламента, президент выразил мнение, что в нее должны войти люди, которые прошли федеральные или региональные выборы. Как показало голосование по кандидатуре Валентины Матвиенко, которая не просто вошла, но и возглавила Совет федерации, выдавать подобного рода муниципальные выборы за расширение народного представительства — это просто издевательство над демократией, над самой идеей нового порядка формирования Совета федерации.
В части передачи функций на уровень регионов и местного самоуправления было сказано, что они будут обеспечены деньгами. Нынешний порядок распределения доходов между федерацией и регионами и муниципалитетами ни в коей мере этой тенденции не отвечает. Основная лавина доходов изымается в пользу федерации, упаковывается в резервы и отправляется за границу. На уровень местного самоуправления, регионов остаются весьма незначительные суммы, не соответствующие необходимости экономического развития этих регионов и муниципалитетов. Более того, тезис о том, что доходная база регионов должна развиваться, подкрепляется тезисом о необходимости взимать налог на недвижимость. На самом деле речь, видимо, идет о том, о чем давно твердят наши оппоненты, — о введении налога на недвижимость, исходя из рыночных цен. В результате введения такого налога от рыночной цены он увеличится раз в десять. К тому же ошибки при применении рыночной цены превышают все мыслимые и немыслимые пределы просто потому, что такого опыта оценки по рынку не было. Будет браться некая цена с потолка и к ней применяться налог. И это повод для колоссальной коррупции, потому что понятие о том, что такое договорная оценка, существующая в нынешнем бизнесе, выйдет на уровень государства.
Политика «кудринизма» продолжается
Далее. Президент вновь сказал о контроле за расходованием средств лицами, занимающими государственную должность. Это эффективно, если параллельно мы будем бороться с оффшорной экономикой. Идея вывода капитала за рубеж пронизывает нашу экономику сверху донизу. На федеральном уровне мы вывозим за рубеж средства резервных фондов, на уровне предприятий мы оформляем их на оффшоры, и прибыль уходит в зарубежную экономику. На уровне граждан, пользуясь такими же схемами, можно легко уйти от всего контроля за личными расходами, в том числе и чиновникам. Если мы будем бороться, как обычно, с последствиями, а не с причинами и не с теми финансовыми механизмами, которые эту систему обеспечивают, то ничего хорошего из этого не получится.
По поводу улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки для врачей и учителей. Это опять локальные попытки изменить ситуацию. Хотя у нас есть предложение о строительно-сберегательных кассах, которые помогли бы на относительно льготных условиях при государственной поддержке обеспечить жильем еще процентов 20—30 людей. Плюс предложение о расширении социального найма недвижимости некоммерческого фонда, который позволяет арендовать жилье людям, не попадающим под категорию малоимущих, с одной стороны, а с другой стороны, не имеющим возможности воспользоваться ипотекой. Президент предлагает решить конкретную проблему какой-то категории граждан, но почему не распространить это на всю Россию?
Много было сказано о грядущем мировом финансовом экономическом кризисе, о том, что у нас будут непростые времена, что наступает глобальная депрессия. Все эти «страшилки» — очередное оправдание необходимости продолжения инерционной экономической политики, которую мы считаем ошибочной. Опять отсутствие инвестиций в собственную экономику, отсутствие вложений в инфраструктуру, в создание механизмов для обеспечения граждан жильем. Опять стремление все «запечатать» и отправить на Запад. Повторюсь: Кудрин ушел, политика «кудринизма» продолжается.
Слова президента о необходимости максимально создать широкие возможности для ведения малого и среднего бизнеса звучат странно на фоне повышения в два с половиной раза, с 14 до 34 процентов, социального налога как раз для представителей малого бизнеса. То, что позже они были снижены на 4 процента, проблемы не решает.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что важным считает поддержание макроэкономической стабильности, монетаристскую политику в чистом виде. Призыв жить по средствам, не разбазаривая ресурсов, означает: вкладывать в свою экономику деньги мы не собираемся, будем организовывать какие-то локальные подачки категориям наиболее возмущенным гражданам — сначала пенсионерам, потом военным и учителям. Затыкать дырки, беря по чуть-чуть из резервных фондов, а системно и комплексно вкладывать деньги в экономику для правительства не главное.
Заплатки ставя на ходу…
Президент затронул ряд социальных проблем. Что касается тезиса о стратегии долгосрочного развития пенсионной реформы, предлагается возможность выбирать, когда выходить на пенсию. Боюсь, что речь косвенно идет об увеличении пенсионного возраста. По поводу реформ медицины и образования, мне кажется, лучшим способом организации в этих сферах была бы отмена принятых Думой несправедливых законов — в частности, Федерального закона № 83, который фактически делает платным образование и здравоохранение, а также отмена ЕГЭ. Это было бы лучшей модернизацией.
Впереди, говорит президент, непростые времена, глобальная депрессия может продлиться несколько лет. Фактически рисуется безрадостная картина, оправдывающая инерционное развитие страны. И нет никаких оснований считать, что нынешний премьер Владимир Путин, под руководством которого допущены многочисленные провалы и углубились системные проблемы российской экономики, способен на посту президента изменить ситуацию к лучшему.
Записал Сергей Петренко,
специально для «Байкальских вестей»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.