Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Андрей Калищук: Люди ждут от полиции не подвигов, а внимания

12 ноября, 2013

 

 

Уже два года в России вместо Дня милиции 10 ноября отмечают День сотрудника органов внутренних дел. Накануне профессионального праздника начальник Главного управления МВД РФ по Иркутской области генерал-майор Андрей Калищук встретился с представителями региональных СМИ. «Учтите, на этой встрече я намерен хвалить полицию», — с улыбкой сказал он журналистам сразу после обмена приветствиями. На деле же генерал-майор подвел предварительные итоги года, рассказал о новых следственных тактиках, порассуждал о причинах душевной черствости полицейских, а также открыл несколько секретов.

Внушительная статистика

Калищук не стал утомлять прессу ведомственной статистикой, тем не менее без цифр не обошлось. Статистические данные помогли показать объем работы, проделанной сотрудниками органов внутренних дел за десять месяцев текущего года.

Итак, полицейские обеспечивали безопасность более чем на четырех тысячах общественных и массовых мероприятий. И справились с этим безукоризненно, не получив ни одного нарекания. 300 тысяч граждан обратились в полицию в этом году.  К уголовной ответственности привлечены 19 тысяч задержанных. Расследовано было 23 тысячи преступлений, 21 тысяча уголовных дел направлена в суд. Кстати, по последнему показателю Прибайкалье занимает первое место в Сибирском федеральном округе.

— Это очень большие цифры, и за ними стоит огромный объем работы, — подчеркнул Андрей Калищук.

 

Чья тактика лучше

Главная задача у полиции одна на все времена — борьба с преступностью. Ситуацию в регионе глава областной полиции назвал «традиционно сложной». В Иркутской области не первый раз фиксируют один из самых высоких уровней преступности в стране. В этом году мы занимаем пятую строчку в списке наиболее криминализированных субъектов Российской Федерации. По количеству тяжких и особо тяжких преступлений Прибайкалью досталось третье место, которое, учитывая специфику данного рейтинга, почетным не назовешь. Андрей Калищук, однако, статистику комментирует с оптимизмом. По его словам, за последние пять лет этот пугающий показатель стал в полтора раза меньше и продолжает неуклонно понижаться. Способствуют этому различные новшества в работе органов внутренних дел.

— Возьмем хищение транспортных средств, — рассказывает Андрей Евстафьевич. — Мы изменили подход к работе. Не просто ищем какую-то конкретную машину, а проводим комплексные мероприятия, направленные на задержание профессиональных угонщиков. Раньше акцент делался на перехват. Но преступники знают об этом и реагируют. Иногда они  бросают машину буквально в соседнем дворе, сняв номера или накрыв ее тентом. Проверяя окрестности,  мы нашли много автомобилей, а впоследствии и их угонщиков.

Такая атака на криминальный автобизнес уже принесла результаты, машины угоняют значительно реже, задержано порядка пятнадцати специализированных преступных групп. Причем группы, как отмечает генерал, серьезные. Все угонщики пользовались целым арсеналом дорогостоящего оборудования.

Как размышляет Калищук, логично было бы всегда действовать так же. Скажем, искать не каждый украденный мобильник, а телефонного вора. Это, помимо прочего, сэкономит казне немало денег, ведь компенсировать стоимость телефона иногда дешевле, чем завести полноценное уголовное дело.

Но в полной мере к такому подходу прибегают сейчас далеко не во всех сферах. Зато если пользуются, то с впечатляющим размахом. В частности — в лесной сфере. Местные пилят лес для нанимателей, рассудили в полиции. И, отбирая у деревенских мужиков пилы, настоящих «черных лесорубов» искоренить не удастся. Тогда начали искать лиц, которые стоят за вырубкой. В результате в Иркутской области накрыли четыре организованные группы. Гарантировано, что теперь эти люди получат реальные сроки, с радостью сообщил Андрей Калищук («И общество от них отдохнет, и другим назидание»). Кроме того, в этом году МВД России совместно с территориальными отделениями Приангарья, Бурятии, Санкт-Петербурга и Новосибирска провело, возможно, самую удачную операцию по декриминализации лесной отрасли в стране.

— Ни для кого не секрет, как лесом, этим достоянием нашего края, бессовестно распоряжаются нечестные люди. Операция охватила большую территорию, но наиболее значима она именно для нас. Это наш лес возили через Бурятию, а деньги за него обналичивали в Новосибирске. В Питере же базировались главы преступной группировки. Сейчас они этапированы в Москву и содержатся под стражей.

Ущерб от деятельности контрабандистов составил примерно два миллиарда рублей. Как отметил руководитель областной полиции, в ряде районов Приангарья такая работа только начинается. От рейдовых мероприятий полицейские не отказываются и проводят их регулярно, наряду с масштабными операциями.

Журналисты заметили, что, согласно новостям, кража является наиболее популярным преступлением. Даже создается впечатление, что каждый старается что-нибудь да стащить, будь то почтальон или чиновник. Распространенность воровства Андрей Калищук отрицать не стал, но предложил взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны:

— Беспечность наших граждан не имеет границ. То барсетки с двумя миллионами бросают в машинах и уходят, то еще что-нибудь. А сколько краж в сводках идет с пояснением «дверь была не заперта»! Ну как можно в Иркутске не закрыть дверь? Или вот сегодня из ювелирного магазина украли стационарный сейф весом около 150 кг. В нем тоже находилось несколько миллионов рублей.  А почему он не охранялся? Я не говорю, что пострадавшие граждане сами виноваты. Но легкодоступность воодушевляет преступников.

Кстати, квартирные кражи — проблема № 1 в Иркутске и других более или менее крупных городах. Во всех сферах полицейским приходится сталкиваться с одним главным препятствием: работают профессионалы, умеющие доставить неудобства стражам порядка. Например, в последний раз в Иркутской области задержали группу воров-гастролеров из Бурятии. Попавшись, они топили золотые изделия в унитазе и даже жгли подметки ботинок, зная, что их будут сверять со следами на месте происшествия.

 


— В народе праздник 10 ноября часто называют Днем полиции, а это не совсем так. Нужно бы сделать день всей правоохранительной системы. Раскрытые преступления — это заслуга не только полицейских. Ведь дело без прокуратуры не возбудить, без следователя из СК убийство не расследовать, многие разработки ведутся совместно с ФСБ. Каждый раз, когда я говорю «мы», имею в виду всю правоохранительную систему Иркутской области, — подчеркнул Андрей Калищук.
 

Кадры решают всё

Кадровый вопрос в полиции поднимается каждый день, признался Андрей Калищук:

— Мы только-только стали приходить в себя после масштабных сокращений. Большую надежду возлагаем на новое техническое оснащение, обещанное государством. На примере ДПС видно, что толк от этого есть. После установки камер фиксации резко выросла собираемость штрафов. Пойдет на пользу и система «Безопасный город». Это отчасти нас разгрузит.

За два года в Прибайкалье сократили около 170 руководителей и ввели соответствующее количество должностей в подразделениях практического толка. Чтобы справиться с существующим объемом работы, руководители служб ищут креативные решения. Так, в Иркутске сейчас проводится эксперимент — создание смешанных патрулей, в каждом по сотруднику из ДПС и ППС. Благодаря такой мере, количество нарядов удалось увеличить вдвое.

Рассуждая о будущем иркутской полиции, Андрей Евстафьевич отметил, что в последнее время приходит много молодых, инициативных, грамотных руководителей. Немало претендентов и на должности попроще. Например, в иркутской патрульно-постовой службе конкурс сейчас примерно восемь человек на место. Правда, в среднем пять из них отсеиваются после проверки на полиграфе или медицинского обследования, но все же есть из кого выбирать.

Журналисты расспросили начальника полиции о качестве образования, которое получают студенты Восточно-Сибирского института МВД России. В конце концов, о проблеме подготовки кадров говорят все — от промышленников до медиков. Являются ли полицейские исключением?

— Как бы хорошо ни был организован образовательный процесс, все сначала зависит от студента, его желания развиваться, — последовал ответ. — В этом году мы впервые торжественно вручали удостоверения выпускникам, было приятно посмотреть в их чистые глаза, полные воодушевления и в то же время иллюзий. Они еще не понимают, в какой переплет попали. И вот тут важен уже не только багаж знаний, но и под чьим началом выпускник начнет работу, кто станет для него авторитетом. По этой же причине, кстати, я думаю, что в ВСИ необходим приток преподавателей-практиков.

К сожалению, сотрудники полиции нередко подают и отрицательный пример: прикрывая нарушивших закон родственников, участвуя в дорожно-транспортных происшествиях, а после — пытаясь уйти от ответственности. По отрицательным основаниям из органов правопорядка в этом году уволили уже более 60 человек. В прошлом году это число было меньше — 23 полицейских.

В рамках пресс-конференции Андрей Калищук прокомментировал одну острую ситуацию, связанную с бывшим сотрудником ОВД. Следователи Иркутской области предъявили обвинения бывшему милиционеру Михаилу Попкову, который, как предполагается, убил 24 женщины с 1994 по 2000 год. Попков уволился из МВД в 1999-м.

— Про ангарского маньяка много сейчас разговоров. Я почитал, почти все СМИ называют его экс-милиционером, и это правильно. Этот человек никогда в полиции не работал. Когда он орудовал, в области за год совершалось в несколько раз больше убийств, чем сейчас.

 

Где теперь Анискины?

Журналисты подняли еще одну проблему: люди часто жалуются  на черствость полицейских. Подтверждение тому — получившее распространение выражение «когда убьют, тогда и приходите». В отделения полиции области поступает примерно тысяча обращений ежедневно. И всем, конечно, угодить невозможно. Но в большинстве своем граждане довольны тем, как на их сообщения реагировали, отмечает Андрей Калищук:

— Вижу это по благодарственным письмам с просьбой о поощрении сотрудника, который помог. Часто просто советом или добрым словом. Гражданам в первую очередь нужны не невероятные подвиги, а внимание, участие, квалифицированная помощь. Я несколько скептически отнесся к результатам социального опроса, проведенного в прошлом году. Там был очень высокий процент  доверия к полиции. Но потом правительство провело мониторинг бюджетников плюс я сам все время смотрю, как реагируют на работу полиции в Интернете. Да, не дают забыть о проблемах, но и откровенного шельмования я не вижу.

То, что грубость имеет место, генерал спокойно признал. Одна из причин этого, по его мнению, — люди в форме не осознают, что работают, по сути, в сфере обслуживания. А значит, и вести себя соответственно не желают. Иногда черствыми становятся, есть такое понятие — «профессиональная деформация». Все-таки надо понимать, что работа полицейского сильно отличается от работы официанта.

— Нельзя направить какой-то циркуляр и сказать: «Ребята, с завтрашнего дня вы все не черствые», — развел руками Калищук. — Но есть телефоны доверия, Интернет. На все жалобы мы реагируем. И реагируем жестко. А еще открою вам маленький секрет. У нас 30 процентов коллектива — женщины, занимаем негласное второе место по России. Это особые сотрудники. Они ведь матери, жены.

Кроме карательных мер ведется работа на упреждение. Полицейские стараются создать себе благоприятный имидж с помощью необычных мероприятий. Конкурс игрушек «Дядя Степа» придумали в нашем регионе, а теперь он проводится по всей стране. Жители мастерят игрушки-полицейских из природных материалов. Акция «Народный участковый» стартовала несколько лет назад. Сейчас идет финальное голосование, выбирают лучшего участкового страны. Выбор специальности не случаен, говорит Андрей Калищук:

— Участковый — самый близкий жителям полицейский. Трудно было бы выбрать народного оперуполномоченного уголовного розыска. Звучит красиво, а работают эти люди, фигурально выражаясь, на дне. Вы вспомните деревенского участкового Анискина из кинофильмов или  дядю Степу из стихотворений Сергея Михалкова. Сейчас эти образы устарели, мы пытаемся создать новые. Но это нелегко, в современном мире актуальны не Анискины, а сериал «Глухарь» и прочие «менты в законе».

Подхватив тему, журналисты отметили, что от полицейских приходилось слышать: фильмы и сериалы криминальной тематики — готовое учебное пособие для преступника. Андрей Калищук ответил, что преступники прекрасно справляются (и всегда справлялись) и без сериалов,  а любую инструкцию — как взрывчатку собрать или наркотик изготовить — можно легко найти в Интернете. Это реалии нашего времени, и надо с ними работать. А пенять на телевидение смысла нет.

 

Конкретная ситуация

На встрече главу ГУ МВД области попросили прокомментировать случай, произошедший в Ангарске. Органы опеки забрали восьмилетнюю Аню Михайлову у опекуна, ее двоюродной бабушки Зинаиды Лутковской,  в связи с обвинениями в нанесении побоев. Это произошло больше года назад. Полгода дело находилось в дознании, еще полгода томилось в следственном комитете. Ребенок это время провел в детском доме, из привычной школы девочку тоже забрали. И вот пошел второй год разбирательств. Судьба бабушки, которую, возможно, оговорили, по-прежнему неизвестна. Зато к ответственности за раскрытие персональных данных ребенка регулярно привлекаются СМИ, освещающие развитие событий.

— Уникальный случай, ситуация с этой девочкой прошла мимо меня. Никто ко мне не обращался. Сейчас я только изучаю материалы. Известно, что дело ушло в суд в октябре. Мне сказали, что некоторые полицейские уже понесли наказание за профессиональные ошибки. Очень плохо, что это дело было «заволокичено». Я буду контролировать ситуацию, — пообещал Андрей Калищук.

 

Делая одно дело

По словам Калищука, МВД сейчас регулярно получает поддержку областных властей. В центре внимания один прецедент — апрельская поездка губернатора Сергея Ерощенко на Северный Кавказ.

— Этот выезд дорогого стоил. В Чечню многие ездили, но Сергей Владимирович стал первым губернатором, который посетил иркутских полицейских на территории Дагестана. А ведь это очень важно для них, — говорит Андрей Евстафьевич. — Думаю, это было и для главы региона познавательно.

Иркутский отряд отправлялся в Дагестан на новое место, пустое и неблагоустроенное. Там надо было построить хорошую баню, складские помещения, и причем сразу. Собственных средств полиции не хватало, и на помощь пришли областные власти, которые не только создали пригодные условия для службы, но и приобрели две бронированные «газели».

— Еще одна информация для вас: Кизлярский район — будущий побратим Иркутского. Сейчас идет процедура оформления. Это не случайно. И предприятия наши уже лет двадцать ведут совместную деятельность, и это самый русскоязычный район на территории Дагестана, — сообщил генерал.

Районы-побратимы намерены взаимодействовать в сфере культуры и образования. Отметим, что соглашение было разработано по инициативе иркутской стороны. В настоящее время документ находится на рассмотрении в северокавказской республике.

Андрей Калищук вспоминает, что на праздновании в музыкальном театре имени Н.М.Загурского в прошлом году как раз присутствовали сотрудники первого отряда, отбывающего в Кизляр. На днях в город вернулся второй состав, закончив службу как раз к профессиональному празднику. 8 ноября в музыкальном театре вновь прошло торжественное мероприятие, где особо отличившимся сотрудникам ОВД традиционно вручили награды — ведомственные, а также от правительства и Законодательного собрания региона.

— В народе праздник 10 ноября часто называют Днем полиции, а это не совсем так. Нужно бы сделать день всей правоохранительной системы. Раскрытые преступления — это заслуга не только полицейских. Ведь дело без прокуратуры не возбудить, без следователя из СК убийство не расследовать, многие разработки ведутся совместно с ФСБ. Каждый раз, когда я говорю «мы», имею в виду всю правоохранительную систему Иркутской области, — подчеркнул Андрей Калищук.

Елена Пьянова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии