Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Про самых рыжих…

26 апреля, 2016

Иркутское театральное училище — еще одна площадка для иркутян, интересующихся театральным искусством. С недавнего времени в училище возрождается традиция театральных суббот.

Были времена, когда зрители Иркутска знали, что в определенный день к определенному часу можно прийти в театральное училище и попасть на спектакль. И порой не так принципиально было, на какой именно, ведь учебные спектакли, адресованные широкой аудитории, всегда радуют непосредственностью и обаянием юности и искренностью первой, еще ничем не омраченной любви к театру.

И вот третий курс отделения «Актер драматического театра и кино» (мастер курса — заслуженная артистка России Татьяна Двинская) неожиданно подхватил это слегка забытое наследие: теперь почти каждую субботу в 16 часов они показывают свои спектакли. Следить за репертуаром можно на сайте училища.

На сегодня «в копилке» будущих выпускников три постановки: литературно-драматический спектакль «Антон Палыч Чехов однажды заметил…», «Мещанская свадьба» по пьесе Бертольда Брехта и «Рыжая пьеса» Ксении Драгунской. Причем два последних — это недавние премьеры, которые были выпущены друг за другом с небольшим промежутком по времени. Оба спектакля определенно имеют художественную ценность, поэтому хотелось бы рассказать о них подробнее.

2.jpg

1.jpg

Постановку «Мещанской свадьбы» осуществила руководитель курса Татьяна Владимировна Двинская. Она обратилась к пьесе Бертольта Брехта, ставя задачу поработать со студентами над актерским ансамблем: на протяжении действия длительностью около часа все персонажи находятся на площадке одновременно. И удивительное дело, ей удалось создать эту ансамблевость: взаимодействие и взаимочувствование между молодыми актерами, что получается не в каждой профессиональной труппе с заслуженными и народными артистами. А дело все в том, что опытные актеры, стремясь исполнить свою роль как можно ярче, интереснее (а там есть что поиграть!), нередко превращают спектакль в своего рода дивертисмент — ряд прекрасных сольных номеров, тем самым нарушая его органическую целостность. А здесь никто из актеров-студентов не «тянет одеяло на себя», напротив, они так радуются друг другу, тому, что они вместе, на сцене, играют в классном спектакле! И этот азарт, конечно, передается зрителям.

Основой игрового действа является «живая» мебель: живая в том смысле, что она становится важным компонентом всего происходящего. На протяжении спектакля она потихоньку разваливается, и выстроено это так остроумно и лихо, что весь спектакль напоминает какой-то цирковой трюк и смотрится на одном дыхании.

Сценография постановки, довольно скупая, но действенная. Как раз тот случай, про который говорят: ничего лишнего. В центре, объединяя пространство, находится стол. Вокруг него-то все и происходит: свадьба ведь. Он, кстати, заставлен настоящей едой, которую накануне спектакля весь вечер готовят мастер и девушки курса. Поэтому пируют герои по-настоящему, что придает ситуации небутафорское правдоподобие: камерное пространство девятой аудитории, где проходят спектакли, не терпит лжи. Вместе с тем прием натурализма расширяет метафорическое значение стола – это не только семейственность, единство, общность, но и кормушка, демонстративность, жадность…

Остальные элементы сценографии — неоткрывающийся шкаф (потому что замок сломался) и несколько стульев и кресел, у которых то ножки отваливаются, то подлокотники отлетают, а то и вовсе проваливается сиденье. Игра с таким реквизитом требует не только хорошего актерского взаимодействия, но и умелой работы с предметом, с чем третьекурсники успешно справляются. Вместе с разваливающейся мебелью «разваливается» и сообщество. Каждая поломка выводит напряженность в группе празднующих на новый виток, и постепенно все «идут вразнос», с пьяным неистовством  срывая свои и чужие тайны.

Говоря об актерских работах, хочется отметить таких персонажей и исполнителей, как Отец невесты в исполнении Андрея Кулика, Мать жениха в исполнении Екатерины Ганиной и подруга невесты с мужем в исполнении Александры Васильевой и Никиты Мейерова.

Возрастные роли — всегда особое испытание для начинающих актеров, нужно найти характерные признаки, какую-то узнаваемую типажность, которая в то же время не выглядела бы карикатурно. Кате Ганиной удалось создать объемный образ — и внешне, и пластически, и психологически — такой немножко «сумасшедшей» мамаши, главная задача которой накормить свое семейство: вот чтобы ели и ели, а иначе кто-нибудь подумает, что она плохая мать и свадьба, на которой она хозяйничает, тоже плохая. Классическая мещанская психология, когда важнее казаться, чем быть кем-то на самом деле!

Непростая роль досталась Андрею Кулику (в паре с Александром Бобровым): его герой самый зрелый по возрасту и к тому же все время разражается неуместными монологами. Сложность этой партии в том, что нужно и образ создать, и все монологи высказать, не нарушая общего темпоритма действия, поддержать атмосферу, ощущать перспективу и при этом не увлечься сольным исполнением, что в этой роли особенно трудно. Такой редуцированный автором образ чеховского свадебного генерала! Тут, как говорят в спорте, главное — продержаться, и Андрею это неплохо удалось, что выводит его исполнительство на более высокий по сравнению с его прошлыми работами уровень.

Подруга невесты в трактовке Саши Васильевой (в других составах — Анна Терехова и Дарья Карпушина) — скорее тайная соперница, завидующая невесте, ее молодости и тому, что все впереди: она-то уже давно замужем, избавлена от каких-либо иллюзий по поводу семейного счастья, а главное, не любит своего мужа. Саше в этой роли удается по ходу действия все сильнее раскручивать «маховичок» внутренней стервозности. Она провоцирует собравшихся за столом, разжигая их страсти: желание, ревность, эгоистичность… Пробуждает конфликт между «брачующимися», их скрытое недовольство друг другом и окружающими, а в кульминации в пьяной истерике сообщает присутствующим, что невеста беременна! Какой позор по тем-то временам! Таким образом, «подруга» окончательно дискредитирует внешнюю благопристойность праздника.

Роль ее супруга – это роль оправы для бриллианта: оттенить, выделить, создать антураж. Тихий алкоголик, затюканный женой, лишь изредка и ненадолго вспоминающий о своем человеческом достоинстве. У Никиты уже не первый раз получилось создать образ слабого человека: в спектакле «Антон Палыч Чехов однажды заметил…» он играет роль фортепианного настройщика Муркина из известного рассказа «Сапоги». Еще немножко поиграет такие роли и достигнет филигранности в этом амплуа, но, может, стоит ему попробовать себя и в других характерах?!

Ну и конечно, центральная пара спектакля — Жених и Невеста в исполнении Сергея Горланова и Дарьи Гильманшиной. В противовес возрастным ролям в спектакле они притягивают внимание своей энергией, чувственностью и тем, что оставляют нам надежду на счастье.

Теперь обратимся к драматургии: все-таки на Брехта «замахнулись»! В ранней пьесе «Мещанская свадьба» еще не прослеживается свойственный его творчеству политический контекст, зато в полной мере проявлена социальная тематика.

Начинающего драматурга бесило бюргерское мещанство. Показывая изнанку псевдоблагопристойности, он выявляет истинные человеческие характеры и мотивы поведения. В развитии сюжета заметна перекличка с чеховской «Свадьбой», опубликованной значительно раньше и, по всей видимости, оказавшей влияние на произведение Брехта. Возможно, поэтому пьеса так близка нашему менталитету: собраться гурьбой, хорошенько выпить, закусить, потом в пух и прах разругаться… Хотя нет, наши еще и подрались бы в конце… А в остальном все очень узнаваемо!

Пьеса, написанная Брехтом без малого сто лет назад, становится актуальной в наши дни. Так, почти каждый пользователь социальных сетей нынче не преминет разместить фотографии того, что он ест, пьет, носит, куда ходит и с кем проводит время. Личная жизнь во многом становится достоянием общества, а молодые люди все больше ориентируются на то, какое впечатление они производят. Имидж, показуха, а порой и просто пшик нередко подменяют собой суть.

Особенность учебных спектаклей в том, что молодежь чаще всего играет для молодежи. Размышления о том, что является  истинным,  а что ложным, наносным: личиной, маской, — приводят их к душевным открытиям. Это своеобразная «прививка» от пошлости: и для самих исполнителей, и для юных зрителей. Ну а для взрослых — это отсылка к тому, что мы и в зрелости многое делаем, исходя из формальных побуждений, порой забывая о том, что для нас по-настоящему важно и ценно.

В целом можно сказать, что спектакль удался: он легкий, веселый, живой! Актеры в нем танцуют, поют, входят в кураж и вводят в него зрителей.

3.jpg4.jpg

А «Рыжая пьеса» поставлена по одноименному произведению Ксении Драгунской, дочери известного писателя Виктора Драгунского. К своим пятидесяти годам Ксения Викторовна является автором более 30 пьес, значительная часть которых появилась в репертуарах многих театров России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Драматургия Драгунской отличается искренностью и романтическим восприятием действительности. Однако ей свойствен один общий недостаток — излишняя литературность и монологовое построение текста.

Благодаря этим особенностям, нередко постановки по пьесам Ксении Драгунской обретают черты литературных спектаклей. В работе над ее пьесами творческие коллективы зачастую сталкиваются с преодолением речевой формальности и нарушениями темпоритма действия. Однако трепетность и чистота ее сюжетов настолько привлекательны, особенно для работы с молодыми актерами, что режиссеры и педагоги часто обращаются к ее творчеству. Не случайно постановки пьес Драгунской не раз случались в таких именитых театральных вузах, как РАТИ-ГИТИС, Щукинское училище и ВГИК.

Пришло время обратиться к пьесам Ксении Викторовны Драгунской и в Иркутском театральном училище. Постановщиком спектакля стал педагог курса Александр Чернышев. Главной причиной выбора именно этого драматургического материала стало максимальное приближение возраста исполнителей к возрасту персонажей. Такой подход дает начинающим актерам возможность ощутить постепенный переход от существования «я в предполагаемых обстоятельствах» к созданию актерского образа.

Герои «Рыжей пьесы» — брошенные, неприкаянные дети, подростки, затерявшиеся в джунглях городских свалок и подъездов, где они среди своих сверстников находят поддержку, понимание и интерес к жизни, которых не встречают дома. Их измученные социальными проблемами родители и сами ребята мечтают о лучшей жизни, символом которой становится место, куда можно уехать, где будет тепло и светло и где у людей будет много времени друг для друга.

Меняет ситуацию для всех встреча с рыжей девочкой, современной Пеппи Длинныйчулок, которая вдруг потеряла «розовые очки». Соня (так зовут героиню) иначе, чем другие, видит и оценивает все происходящее и хочет, чтобы жизнь была справедливой или ее не было вовсе. Ее подростковый максимализм — в чем-то смешной, а в чем-то трагичный — заставляет окружающих задуматься о самом важном и понять, что каждый в душе чуточку рыжий. И всем от этого становится теплее и светлее…

Такой же простой и трогательной осталась «Рыжая пьеса» в постановке Александра Чернышева, хотя и подверглась значительным тестовым купюрам, чтобы придать действию динамичность.

Роль главной героини исполняет одна из самых способных студенток курса Дарья Карпушина. Она сама по себе рыжая девочка — и внешне, и по душе, поэтому, конечно, образ Сони ей очень близок. На наших глазах она переживает душевную трансформацию от человека, который уверен, что люди хорошие и с ними со всеми можно договориться, до человека, который никому не верит и думает, что люди сволочи. Они собак на шапки убивают и сдают детей в интернат.

Дарья Карпушина создает образ решительный и беззащитный одновременно. Как роза, которая думает, что если у нее шипы, то она всех победит. Но на самом деле ей нужен тот, кто позаботится о ней. Таким человеком становится Егор, встреча с которым помогает Соне достичь принятия мира, очищенного от иллюзий. Теперь она понимает, что жизнь на самом деле не так уж хороша, как казалось ей в детстве, но в ней есть любовь, дружба, забота друг о друге. И возможность делать вместе что-то, что принесет хоть немного добра...

Параллельной темой в спектакле становится кризис самоидентификации, который свойствен человеку в юности. Многим в это время приходится посмотреть в глаза страху: «меня не любят», «я не нужен», «в моем существовании нет никакого смысла», «вообще в жизни нет никакого смысла»… Эта тема ярче всего проявляется в образе Тим (прозвище первокурсницы Ани Тимофеевой) в исполнении Алисы Эдуардовой (второй состав — Дарья Гильманшина). Ей удается проявить в своей роли полную гамму чувств от растерянности, непонимания, куда двигаться дальше, как найти себя, неразделенной любви до разочарования в объекте любви, прощения, ожидания, надежды. Самое главное, что удалось сделать ее героине, — это дать себе время побыть просто созерцателем, понаблюдать, и, возможно, жизнь сама подскажет выход.

Замечу, что Алису хотелось упомянуть, и анализируя предыдущий спектакль, где она исполняет роль Невесты в другом составе и делает это очень удачно. Создает образ сочный, живой, очень земной в отличие от роли Тим, девушки романтичного, рефлексивного склада, погруженной в себя и немножко «замороченной». В этих двух работах Алиса проявила себя как разноплановая актриса с хорошим творческим потенциалом.

Среди ролей второго плана можно отметить Потомка в исполнении Александра Боброва (второй состав — Максим Максименков) и Нору в исполнении Полины Мамбетовой. Этой паре (а в спектакле они как раз пара) удалось воссоздать своей игрой совершенно контрастные человеческие типы, которые тем не менее органично дополняют друг друга. Болезненный мечтатель, погруженный больше в историю, чем в действительность, и здоровая, приземленная и добросердечная Нора, в душе которой найдется тепло для каждого.

Полярность образов подчеркивается психофизикой актеров: субтильный Александр со скрытым «нервом» и высокая фактурная Полина, томная и плавная. Такие пары редко встречаются в жизни и на сцене, но они при всей своей странности внушают надежду на то, что люди могут видеть и поддерживать друг в друге лучшее. Как Потомок, который помогает Норе думать не только о простых вещах, но и об истории, культуре, философии, а Нора мечтает увезти его к морю и солнцу, чтобы он окреп и поправился.

Лаконичная сценография не отвлекает от развития сюжета и переживаний героев. Язык метафор говорит иногда больше, чем сами события спектакля. Так, элементы теневого театра в начале спектакля становятся чем-то вроде эпиграфа. Эта сцена задает тему несовпадения между людьми: в их выборе, чувствах и мечтах. Дерево, тарзанка, одинокая парковая скамья сменяются декорацией неуютной квартиры, а затем каким-то пустырем, где среди свалки затерялся памятник не то Ленину, не то еще кому…

Иллюзия крыши высотного дома во втором действии позволяет не только героям, но и зрителям взглянуть на все происходящее как бы с высоты и со стороны.  Рыжая девочка в легком платье на ветру с автоматом Калашникова в руках. Ее алые туфли и красные кроссовки парня — тоже пара. Теперь она не одна, такая живая...

И снова парк, мама и папа гуляют вместе, и расколовшееся было мироздание вновь собралось в единый космос. Есть вера, есть надежда, есть любовь. Так точными художественными мазками режиссер создает общую картину немного импрессионистского характера. Пазловая структура спектакля не нарушает его целостности и перспективы. И почему-то хочется, чтобы в финале наступил оранжевый рассвет...

Особую атмосферу действию придает необычное музыкальное оформление. Для создания фонограммы использованы произведения группы Rachel`s, композиторов Александра Баланэску, Арво Пярта, DJ Славиков, а также ламбада и танго «Я возвращаю ваш портрет» в духовой обработке, кришнаитская музыка, «Песня мальчишек» из кинофильма «Горожане» и «Рыжий пес» группы «Лицей» в финале. У ребят при работе над постановкой спектакля даже была шутка: неизвестно, какой у нас получится спектакль, но музыка хорошая!

Спектакль тоже получился хорошим, светлым, многим зрителям он нравится, а кто-то посещает его не по одному разу, как и другие спектакли курса. Так что молодые актеры уже обретают своих поклонников! Здесь упомянуты лишь некоторые, наиболее ярко проявившие себя в этих работах исполнители, но в целом курс довольно крепкий, интересный, перспективный. Проделана огромная работа, очень ощутимая для тех, кто наблюдает за ребятами на протяжении их обучения. И это, конечно, заслуга не только педагогов по актерскому мастерству, но и всего педагогического «штаба».

В процессе формирования актера все идет в «топку»: дисциплины речевого, движенческого, музыкального цикла. И каждый раз, видя студентов Иркутского театрального училища на старте и на финише, поражаешься, насколько скрупулезно должен быть выстроен педагогический процесс в целом, чтобы достигать такого результата. И предыдущий курс специальности «Актер драматического театра и кино» (мастер курса — заслуженный артист России Николай Константинов) нас удивил, и нынешний курс под руководством Татьяны Двинской, конечно, еще порадует. Тем более что сейчас готовится к выпуску новый спектакль курса по пьесе А.Н. Толстого «Любовь — книга золотая» в постановке художественного руководителя училища, заслуженного артиста России Геннадия Гущина.

Ирина Гладких, специально для «Байкальских вестей».

Фото Марины Свининой.

На фото: Сцены из спектаклей «Мещанская свадьба»…;

…и «Рыжая пьеса»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии