Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Золотой» мост

12 мая, 2011

 

 

Дело долго делается, а разбирательства вокруг дела будут длиться, наверное, бесконечно — к такому выводу могли прийти члены комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, заслушав отчет Контрольно-счетной палаты о результатах проверки областного государственного учреждения (ОГУ) «Дирекция по строительству мостового перехода через р. Ангару в г. Иркутске».

 

В отчете КСП, увлекательном, как приключенческий роман, перед глазами депутатов прошли последние десять лет жизни области. Аудитор Дмитрий Дунов рассказал, что проверка, о которой он докладывал 28 апреля, далеко не первая (если говорить точнее — седьмая), но замечаний меньше не становится. Было установлено, что главной проблемой дирекции, администрации города и администрации (правительства) области стал тот факт, что большая часть земельных участков, попавших в зону строительства моста, были заняты частными и муниципальными домами, однако из 160 участков были оформлены в установленном законом порядке только 4. Ни областное, ни федеральное законодательство не давали ответа на вопрос, как быть в таком запутанном случае, так что дирекции и чиновникам пришлось выкручиваться буквально на ходу. В основном было принято решение об обмене жилья на новое, построенное в других районах города, но далеко не всегда результат можно назвать логичным и правильным, поскольку оценка старого жилья и поиск нового обошлись бюджету области неоправданно дорого.

С особым цинизмом обошлись чиновники городской администрации с земельными участками в зоне строительства: несмотря на то, что границы зоны строительства моста были утверждены еще в январе — мае 2007 года, сделки по купле и продаже отдельных участков продолжались до 2010 года, и из 27 участков были перепроданы 22. При этом зафиксирован случай, когда гражданин участок приобретал у администрации города за 8 тысяч рублей, а продавал впоследствии администрации области  за 8 млн. Прибыль, в тысячу раз превышающая накладные расходы, не снилась даже наркоторговцам, а администрация Иркутска, точно зная, что участок попадает в зону строительства, продолжала продавать земельные участки, создавая почву для спекуляций.

Депутатов крайне удивило нежелание аудиторов КСП называть имена тех чиновников администрации города, которые занимались такими махинациями, и они просили прокуратуру прокомментировать эту историю. Выяснилось, что по результатам проверок сначала были заведены два уголовных дела, которые вскоре были прекращены «за отсутствием состава преступления». Аудиторы КСП напомнили депутатам, что аналогичные проблемы возникают в Иркутске часто — и при расселении ветхого и аварийного жилья, и при строительстве 130-го квартала. Сейчас, заверил депутатов сотрудник областного министерства строительства, используются другие схемы освобождения земельных участков: участки, не оформленные в собственность, изымаются у граждан под нужды строительства, а гражданам выплачивают компенсации.

В отчете КСП отмечено еще несколько интересных историй, случившихся со зданиями и земельными участками в зоне строительства моста. Дом по улице Пискунова, 21, был продан пяти гражданам в 2007 году за 480 тысяч рублей, а выкуплен правительством области в августе 2010 года за 20 млн 489 тысяч рублей. Инфляция в России, конечно, высокая, но не до такой степени, чтобы в 51 раз за два года. Самые большие вопросы вызывает процедура оценки недвижимости, при которой цена рухляди увеличивалась в два-четыре раза, — группа домов, построенных в 1917—1960 годах (и, видимо, не являющихся памятниками истории и культуры), подорожала в процессе оценки на 6 млн рублей, три других дома — на 13,6 млн рублей. При этом в выкупную стоимость изымаемых у собственников объектов зачастую засчитывалась стоимость земельных участков, хотя никаких прав на эти участки, как и было сказано выше, у собственников зданий не было.

Область от ручной разборки таких домов не получила ничего, кроме увеличения сметы, причем, как установили депутаты, дирекция не добилась снижения расходов на строительные работы даже во время кризиса, когда все подрядчики готовы были на любые уступки в обмен на гарантии стабильной оплаты труда. Председатель комиссии Тимур Сагдеев просил Дмитрия Дунова назвать хотя бы ориентировочный объем потерь областного бюджета от такой нерасторопности дирекции, но аудитор ответил, что такая задача при проведении проверки не ставилась. В областной бюджет даже не взыскали неустойку с тех строительных компаний, которые строили жилье для переселенцев из зоны строительства и нарушили сроки выполнения государственного контракта, — то есть сотрудники правительства не справились с той работой, с которой научились справляться даже рядовые граждане без специального юридического образования.

Всего же КСП выявила нарушений на 946 млн рублей, устранено дирекцией недостатков на сумму 913 млн. При этом, как сказано в проекте решения, удалось сократить расходы бюджетов на 70 млн рублей. В проекте решения по итогам обсуждения отчета КСП была записана обтекаемая формулировка: «Рекомендовать правительству Иркутской области и ОГУ «Дирекция по строительству мостового перехода» принять меры по устранению выявленных нарушений». Депутат Валерий Лукин предложил дополнить эту формулу фразой «…и наказать виновных в допущенных нарушениях». Начальник ГУ УКС правительства Иркутской области Павел Таюрский проинформировал депутатов, что по итогам прошлого года ряд сотрудников УКС и дирекции лишены премий, однако депутатов этот ответ удовлетворил не до конца — отчет КСП будет направлен в прокуратуру области, а там может выясниться, что кому-то придется нести административную или даже уголовную ответственность.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина,
«Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии