Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Запредельно и неприлично»

07 июня, 2021

Финансирование школ остается ниже плинтуса

Положение дел в системе образования Иркутской области в последние дни оказалось в центре внимания органов власти разных уровней. Чаще всего цитируют заявления мэра Иркутска Руслана Болотова, который рассказал о нехватке 47 процентов учителей в школах областного центра и неизбежном ухудшении ситуации после ввода новых школ. Ситуацию несколько раз обсуждала и дума Иркутска. Однако самым ярким мероприятием стал круглый стол о перспективах развития начального и среднего образования в Иркутской области, проведенный депутатами Законодательного собрания 27 мая.

Сколько смен точно?

Открывая встречу, заместитель председателя Законодательного собрания Ольга Носенко привела информацию Общероссийского народного фронта: в 75 из 85 регионов Российской Федерации указ президента от 7 мая 2012 года о повышении заработной платы учителей до уровня зарплаты в экономике до сих пор не выполнен. Доля учителей, работающих на две ставки, выросла до 14 процентов – иначе не прожить. «Запредельные нагрузки и неприлично низкая зарплата», – так характеризуют положение учителей эксперты.

– Работа учителя не менее важна, чем работа государственного служащего, – подчеркнула Ольга Носенко. – Нигде в мире не пытались реорганизовать и развивать систему образования с такими низкими вложениями, как у нас.

Первоочередными задачами по улучшению положения учителя считаются две: повышение заработной платы и обеспечение учителей жильем. Без решения этих задач работа учителя не станет привлекательной, кадры будут уходить в другие отрасли, средний возраст учителей будет повышаться. Вопросы моральной мотивации тоже важны, но, как показал дальнейший ход работы круглого стола, надеяться на это не приходится. На круглый стол не пришли представители областного министерства труда и занятости, и Ольга Носенко заявила, что будет требовать у Контрольно-счетной палаты проведения внеочередной проверки работы ведомства.

– Министр, четыре заместителя, начальники управлений – полный штат заполнен, и никто не нашел времени посетить мероприятие Законодательного собрания, – сказала Ольга Носенко. – Депутаты неоднократно предлагали расформировать это министерство за ненадобностью, и я снова буду предлагать это сделать, оставить какой-нибудь департамент.

Впрочем, точно так же поступили и представители других ведомств. На круглый стол было отправлено 99 приглашений: 48 управлений образования не отреагировали вообще; 18 отказались принять участие, ссылаясь на занятость. Самым странным поступком отметился Молодежный парламент при Законодательном собрании, который никак не отреагировал на приглашение старших коллег.

Доклад начальника управления общего и дополнительного образования минобра Иркутской области Яны Безруковой произвел на депутатов и других участников круглого стола самое неприятное впечатление. Она напомнила, что по общеобразовательным программам в области работают 885 организаций, в том числе 828 муниципальных школ, 43 государственные и 14 частных школ. В них обучаются 334,8 тыс. детей – то есть примерно каждый седьмой житель региона. Дефицит школ приводит к тому, что 262 школы работают в две смены. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Светлана Семенова попросила уточнить, считают ли в министерстве «подсменок» отдельной сменой. Яна Безрукова пояснила, что это не третья смена, однако ни учителя, ни родители, ни участники круглого стола с ней, видимо, не согласятся. Депутат ЗС Андрей Андреев предложил пойти дальше и назвать вторую смену «вторым подсменком», и тогда с точки зрения нормативных документов в Иркутской области второй смены не будет нигде.

Качества не ждите

Отчет начальника отдела постепенно переходил от плохого к хорошему. Яна Безрукова заверила депутатов, что в школе делается все необходимое для развития детей, однако про создание еще в 2020 году центра выявления и поддержки одаренных детей присутствующие слышали впервые, а в полноценную работу системы удаленного обучения и вовсе не поверили. Попытки разделить «учителей» и «урокодателей» и вовсе выглядят сомнительно для каждого, у кого дети учатся сейчас или учились в недавнем прошлом. Очень трудно поверить, что учитель или директор, который приходит в школу на полгода или один учебный год, чтобы потом уйти в поисках лучшей доли в другое образовательное учреждение, хоть как-то заботится о развитии своих подопечных. Эта светлая сказка осталась в далеком прошлом, а учитель, который вынужден работать 36, а то и более часов в неделю, превращается в «урокодателя» даже против своей воли.

Отвечая на вопросы депутатов о системе безопасности в школах и мерах, принятых для предотвращения трагедий, подобных казанской, Яна Безрукова заверила: все учителя в области знают, что нужно делать и «какой палкой они закроют дверь». Мини-опрос среди школьных учителей показал, что это личное оценочное суждение начальника управления, учителям же никаких палок не выдавали. Здравый смысл подсказывает, что дверь в класс можно (и то на время) заблокировать какой-то палкой только в том случае, если у нее две створки, но в большинстве школ области такой роскоши нет.

Лучший способ предотвращать трагедии – не создавать для них условий. Но в школах это понимают далеко не все. Депутат Светлана Шевченко рассказала о чудовищном случае травли ученика со стороны учителей и администрации школы в Ангарске: когда родители пожаловались на поборы на ремонт и другие нужды школы в прокуратуру, ученик четвертого класса в один момент стал двоечником. Лишь после вмешательства депутата ребенка аттестовали на тройки и перевели в другой класс с условием о переводе в другую школу. Учителям, по итогам круглого стола, конечно, необходима помощь. Но конкретной школе в Ангарске, номер которой, к сожалению, не прозвучал, требуется срочная помощь прокурора и судьи – хотя бы за психологическую травму, причиненную ребенку. Страшно даже представить, что могло бы случиться, если бы этому школьнику было не 10 лет, а 17.

Заместитель председателя ЗС Лариса Егорова выступила на круглом столе не как депутат, а как человек, который учился сам, видел, как учатся его дети и внуки. В 2020 году в Иркутской области получили дипломы 1177 молодых педагогов. Из них пришли работать в школу всего 211. Стоит ли этому удивляться, если понимание о государственном значении работы врачей стало общим лишь в период пандемии, а такое же понимание о работе учителей не пришло до сих пор?

– Мы превратили труд учителя в оказание услуги. Я против ЕГЭ и всегда была против. Мы не видим за компьютером ребенка. Я с огромным уважением отношусь к профессионалам, у министерства образования много задач и забот, но как человек выступаю за то, чтобы учителя приравняли к государственному служащему, – заявила Лариса Егорова.

Идею о компенсации недостающей заработной платы моральными стимулами поддержал депутат Сергей Бренюк. Однако говорил он в основном о зарплате. Не называя школы и учителей, он процитировал расчетку: при нагрузке 22 часа и стаже работы 30 лет педагог получил на руки 17 тыс. рублей. Другой учитель при стаже 34 года с учетом классного руководства и при большей нагрузке получил 34 тыс. Оба учителя хотели бы уйти на заслуженный отдых, но пока поддаются на просьбы директора, которому некем заменить выбывающие кадры. Максимальную зарплату в 62 тыс. получает в этой школе учитель, который имеет высшую категорию и работает на две ставки. Однако, чтобы нести такую нагрузку с учетом проверки тетрадей и участия во всех внеклассных мероприятиях, нужно иметь железное здоровье.

– Никто не заставит рабочего на авиазаводе или свинокомплексе работать по 16 часов. А учитель фактически так и работает, потому что к часам в школе нужно добавлять часы на проверку тетрадей и подготовку к урокам дома, – напомнил Сергей Бренюк.

Пружина может лопнуть

Директор Иркутского регионального колледжа педагогического образования и депутат ЗС Галина Кудрявцева обратила внимание коллег на еще один аспект работы учителя – количество детей в классах. Да, есть школы в сельской местности, где в класс с трудом набирают по 10–15 детей, однако в Иркутске и Иркутском районе в погоне за односменным режимом работы набили по 40 детей. О каком качестве образования может идти речь, если, по всем расчетам и многолетнему опыту, учитель может нормально провести три урока в день при условии, что в классе не более 23 человек? Сколько внимания может уделить учитель одному ученику? В лучшем случае – необходимый минимум.

– У учителя формально 64 дня отпуска. Но фактически значительную часть этого отпуска он не отдыхает, а готовит класс к новому учебному году. А если у него свои дети? При окладе около семи тысяч рублей молодой учитель после вуза или колледжа при всех надбавках не дотягивает до минимального размера оплаты труда! Приходится доплачивать, чтобы он был хотя бы на уровне с техническим персоналом, – отметила Галина Кудрявцева. – О каком дистанционном образовании нам тут говорят, если в школах не везде есть телефоны? И сколько смен может быть в школе, где обучаются две тысячи детей при нормативе 1200? Это все накладывает свой отпечаток на учителя, из-за этого и происходит выгорание.

Галина Кудрявцева признала, что участники круглого стола не поднимали огромное количество вопросов – о спортивных залах, об оборудовании, о питании, и предложила вернуть в школах систему оплаты труда по единой тарифной сетке. Это система старая, но, как оказалось, гораздо более эффективная и справедливая. Уполномоченный по правам человека Светлана Семенова предложила не сокрушаться на каждом круглом столе о советской системе, а создавать новую и первым шагом – принять областной закон о стимулировании молодых педагогов. Ольга Носенко напомнила, что министерству труда и занятости было дано поручение подготовить такой закон, но министерство не отчиталось о проделанной работе.  

Участники круглого стола обсудили удивительные успехи частных негосударственных образовательных центров, где можно выучить даже иностранный язык, в то время как в некоторых обычных школах нельзя толком выучить даже родной. Нормальная нагрузка, достойная оплата и отсутствие ненужных бюрократических трудозатрат способны творить настоящие чудеса… В обычных школах, как признал начальник департамента образования Иркутского района Роман Зарипов, «пружина скоро лопнет».   

1т.jpg

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото из электронных СМИ.

На фото: Туалет школы № 18 Братска участвует в конкурсе
на худший школьный туалет России, объявленный компанией
Domestos. Среди участников конкурса – еще три средние
общеобразовательные школы Иркутской области: № 41
в Братске, № 1 в Шелехове и школа райцентра Ербогачен

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии