Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Вы, жадною толпой стоящие у трона…»

27 декабря, 2018

Русская поэзия и текущий момент

Каждый человек – в какой-то степени философ, но для поэтов эта степень больше. И, пытаясь оценить прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее, не будем изобретать велосипед. Ибо, как сказал Экклезиаст:

Всё повторяется опять, что было прежде нас.
И нет под солнцем ничего, что сталось в первый раз.
«Вот это – новое!» – порой о чем-то говорят,
а это тоже было встарь, столетия назад.

Силу слова, но уже чуть под другим углом, подчеркивал полтора века назад Федор Тютчев:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Действительно, многие из русских поэтов предвосхитили грядущее. Но дар предвидения сколь могуществен и драгоценен, столь многогранен и непостижим. Даже в поэзии Пушкина наитие сплетено с заблуждением:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

10-2.jpg

Россия вспрянула, однако на обломках самовластья высечены символы еще большего самовластья – Ленин, Троцкий, Сталин и иже с ними. Иначе могло быть только в другой стране и если бы удалось изменить Россию плавно, чтобы не было «обломков». 

…Не реже заблуждений встречаются загадки, подобные пифийской: «Перейдя реку, погубишь великое царство». Свое или чужое? Ясного ответа нет, но и в ошибке не упрекнешь… Вспомним хотя бы знаменитую песню на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч»:

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…

Кто с этим не согласен? Коммунисты? Националисты? Либералы? Но каждый понимает по-своему, и потому мы такие разные. Или вот еще о России, из Валерия Шумилина:

А ты попробуй все невзгоды
С ней разделить, живя в нужде.
Люби Россию в непогоду,
Не оставляй ее в беде!

10-3.jpg

Тут, может, и найдутся несогласные («Да нафига мне это надо?!»), но возникает и другой вопрос: в чем же причина непогоды – со стороны (от врагов-чужаков) или в нас самих? Поэтому почти все – «за», но каждый по-своему… Вот и Николай Некрасов, автор знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (правда, в другом произведении):   

Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей…

Ну да, кто бы возражал. Такие переживания – святое дело. Но – опять же: на кого или на что направлен гнев-печаль? На власть? На самих, самого, саму себя? На внешнего, зарубежного неприятеля и его пятую колонну?

Или советский автор Эдуард Асадов (кстати, любимый поэт губернатора Иркутской области Сергея Левченко):

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Точно, сочно, красиво. И даже хорошо, что возникает вопрос, а значит, пульсирует мысль: где та грань, та стена между «унижали – не унижали», «вынуждены воевать или воюем без нужды»? Взять хотя бы Великую Отечественную. Или Первую мировую. Или советско-финскую. Или в Афганистане. Или в Чечне. Или на юго-востоке Украины. Везде ли будет один ответ? Всегда ли вынужденно? Всегда ли справедливо?

А вот, казалось, уж совсем накал страстей, безудержный порыв обличения – тема «Власть и народ», «Народ и правитель». Еще один классик XIX века Аполлон Майков:

Бездарных несколько семей
Путем богатства и поклонов
Владеют родиной моей.
Стоят превыше всех законов,
Стеной стоят вокруг царя,
Как мопсы жадные и злые,
И простодушно говоря:
«Вот только мы и есть Россия!»

10-4.jpg

То ли 1856-й, когда написаны эти строки, то ли 2018-й… Разве что насчет бездарности Майков хватил лишнего – там люди по-своему очень даже способные. Но в остальном…  

И опять вопрос: а что же сам царь, вокруг которого «стоят стеной»? Вроде как он не прогоняет «жадных мопсов», но и автор избегает ясного ответа. Царь с ними заодно? Царь против них, но не в силах избавиться? Царь хороший, а бояре плохие или…?

Майкову вторит Лермонтов – любимый поэт президента России Владимира Путина. Бессмертны его строфы на смерть Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи!..

То же самое – а что же сам царь, у чьего трона собралась жадная толпа? Не все понимали Михаила Юрьевича тогда, в эпоху «Героя нашего времени», не все постигают и сейчас. Но это как раз та неясность, которая есть величие. Та недосказанность, которая и объединяет, и разъединяет одновременно. Органично и противоречиво, как и положено русской душе…

Блестяще, неповторимо по глубине раскрывает Лермонтов и тему патриотизма:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Уже много лет в школьной программе эти слова трактуются не только примитивно, но и ошибочно. Почему-то все сводится только к «гражданской позиции» поэта и офицера, его острым переживаниям за судьбы Отечества, неприятию не только отдельных сторон, но и всего уклада «николаевской России».  

Другие идут еще дальше – стыдливо оправдывают Лермонтова: мол, здесь он, конечно, показал, что не любит Родину, готов ее покинуть, чуть ли не русофоб и предтеча «агентов госдепа» и уж, во всяком случае, радикал-революционер с зарубежным душком. Но ладно, с кем не бывает, простим великого поэта; но вообще-то эти стихи – не лучшие в его творчестве, их лучше не выпячивать. Короче, дал маху.

Полное непонимание слов Михаила Лермонтова! Для начала – куда едет армейский поручик? В эмиграцию? В Париж, Лондон, в общем – на Запад? Нет же, он уезжает воевать на Кавказ – в Афганистан, Чечню, Сирию, ДНР XIX века. То есть не просто в поддержку императора, а на острие удара, отдавая жизнь за царя и Отечество.

Да, Россия для Лермонтова – страна господ и рабов, ему ненавистны «голубые мундиры» и народное низкопоклонство. Точно такие же настроения и среди очень многих, кто воюет в «горячих точках» – им не по нутру «жадные мопсы у царского трона». Куда ближе правила боевого братства – и тогда, и сейчас.

Но при этом, ненавидя камарилью у трона или, как сказали бы сейчас, чиновников / олигархов, Лермонтов готов выполнять самые опасные повеления самодержца. Он, по существу, состоит в политическом и военном спецназе Николая I. Хотя, заметим, точно не знает, а лишь верит, надеется или всего лишь не исключает, что царь – это одно, а толпа у трона – другое. Не стал ли смельчак-вольнолюбец, сам того не желая, пушечным мясом, «разменной пехотой» для выполнения замыслов тех, кого ненавидит? В этом драма и тех, «кто тогда», и тех, «кто сейчас».

Впрочем, самопознанье – это не самокопанье или, тем более, не самоистязанье. Среди русских поэтов нет тех, кто безгрешен. И не беда, если яркая жизнь недосказана. О ней поговорят потомки, мы с вами. Главное, чтобы, как подчеркнул Борис Пастернак, было о чем говорить:

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
           

На оптимистической ноте. Возвращаясь к началу – конечно, многое уже сказано раньше. Но – не все в прошлом. Вот персонаж Лермонтова в «Бородино» гротескно и так знакомо рокочет:

– Да, были  люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!

С первым утверждением, о героях-богатырях былых времен, согласимся. А вот со вторым – «не вы»… Это еще посмотрим.   

Почти все мы – патриоты своей Родины, хотя и оказываемся по разные стороны… слава Богу, пока не баррикад. Ведь как ни крути, а, словами Грибоедова, /«и дым Отечества нам сладок и приятен»./ КУРСИВ!!! Родина – одна на всех, таких разных, но все же – соотечественников.

Юрий Пронин, «Байкальские вести», ИА «Альтаир» 

На фото: Вспомним знаменитую песню на слова
Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч»;

Даже в поэзии Пушкина наитие сплетено с заблуждением;

Лермонтов блестяще, неповторимо по глубине раскрывает
тему патриотизма

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии