Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Назрела необходимость укрупнения»

30 ноября, 2015

Число муниципальных образований станет меньше

Многочисленные замечания по оплате труда мэров, глав муниципальных образований Иркутской области и муниципальных служащих за 2014 год выявила Контрольно-счетная палата региона в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия, инициированного Законодательным собранием.

Так, в части муниципалитетов фактически начисленный фонд оплаты труда превысил норматив формирования расходов на оплату труда глав территорий от 2 тыс. до 91,8 тыс. рублей; в ряде территорий ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливалась и выплачивалась главам поселений в нарушение законодательства. Кроме того, анализ показал, что численность населения муниципалитетов существенного влияния на размер заработной платы главы поселения не оказывает, — даже при нулевой численности ему выплачивается зарплата. По мнению председателя комиссии по контрольной деятельности Заксобрания Геннадия Нестеровича, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления ряд муниципалитетов необходимо объединить.

— Назрела необходимость укрупнения поселений муниципальных образований. Управлению региональной политики и министерству труда и занятости надо выстроить стратегию по этой работе. Это же не дело, когда зарплата начисляется, а населения нет, — подчеркнул Геннадий Нестерович на заседании комиссии по контрольной деятельности 20 ноября.

Примером в данном случае может служить преобразование Коршуновского и Мироновского муниципальных образований в Киренском районе. Оба сельских поселения относятся к группе муниципалитетов с численностью населения до 500 человек. Норматив численности муниципальных служащих и в том, и в другом поселении составляет 13 человек, норматив расходов на оплату труда глав — 38,8 тыс. и 40,1 тыс. рублей. В Коршуновском МО, по данным статистики на 1 января 2013 года, проживало 138 человек, в Мироновском — 59. С учетом их объединения численность населения не превысит 500 человек, следовательно, нормативы численности и расходов на оплату труда сократятся почти в два раза. При этом, по данным областного минтруда, фактическая численность муниципальных служащих в Коршуновском поселении составляет два человека, в Мироновском — 0,5, что не позволяет муниципалитетам качественно исполнять возложенные на них полномочия.

Что касается случаев несоблюдения рекомендованного правительством Иркутской области норматива формирования расходов на оплату труда глав территорий, то в основном им пренебрегают в муниципальных образованиях первого уровня. В проверяемом аудиторами КСП периоде — 2014 год — 19 сельских поселений допустили превышение норматива. В частности, в Алхинском сельском поселении Эхирит-Булагатского района превышение составило 91 тыс. 833 рубля. Стоит отметить, что сам норматив — это максимально допустимый объем денежных средств на оплату труда.

— Мы об этом часто говорим, но, к сожалению, зачастую органы местного самоуправления не принимают это во внимание. Также согласно п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления у нас самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, — отметила председатель Контрольно-счетной палаты региона Ирина Морохоева на заседании парламентской комиссии по контрольной деятельности. — Часто муниципалитеты говорят о том, что районы не оказывают им методическую поддержку. Здесь хотелось бы обратиться к мэрам районов с просьбой оказать им помощь, ориентировать их в правильности соблюдения норматива.


В ряде муниципальных образований начисляется надбавка за вредные условия. Например, за то, что работают с компьютером (!). Причем эти надбавки устанавливаются в размере 12 процентов от должностного оклада.


По словам главы КСП Прибайкалья, в большинстве случаев норматив формирования расходов на оплату труда глав муниципалитетов завышен по причине начисления отпускных за период прошлых лет и по причине выплаты в 2014 году кредиторской задолженности прошлых лет, причем зачастую она не отражается в бюджетной отчетности. И третья причина — ошибочное применение норматива за 2013 год.

Примечательно, что зачастую в территориях этот норматив устанавливают в максимально возможном размере. Например, Балахинское поселение, Бодайбинского района. Здесь решением думы установлен норматив на оплату труда главы 802 тыс. 247 рублей 55 копеек, и фактически начислена за 2014 год аналогичная сумма вплоть до копеек. И так в 51 муниципальном образовании Прибайкалья.

Ирина Морохоева отметила, что очень часто размер должностного оклада, надбавок или каких-то дополнительных выплат не предусмотрен в штатных расписаниях. Обычно они содержат табличные данные расчета норматива, которые доводит минтруда, что неверно, в первую очередь не соответствует типовым формам формирования штатных расписаний. «А если мы выстраиваем штатное расписание по методике или алгоритму норматива, то мы, безусловно, следуем рубль в рубль с этим нормативом», — сделала вывод председатель КСП.

Еще одна типичная ошибка. В ряде муниципалитетов ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, которые составляют государственную тайну, устанавливалась и выплачивалась главам с учетом повышающего коэффициента 5,1, который к фактической сумме начисления надбавки за «секретку» никакого отношения вообще не имеет. Между тем он применяется повсеместно.

— Установленный федеральным документом размер надбавки наши поселения увеличивают на 5,1. Здесь нарушения не только регионального, но и федерального законодательства. — отметила Ирина Морохоева. — Получается, главе устанавливается норматив больше чем 200 процентов. Хотя норматив не выше 50 процентов. Такие случаи отмечены в Боханском районе — у самого мэра, в поселениях Иркутского района, Балаганском, Шелеховском, Тайшетском районах. По информации прокуратуры Иркутской области, Федеральным законом № 222 были внесены изменения в отдельные законодательные акты, и с 28 ноября 2008 года «секретка» в городских и сельских поселениях вообще не должна устанавливаться. Сейчас, после нашей проверки, внесены протесты, и надбавки отменяются.

Зачастую много нарушений связано со срочными договорами со специалистами во время отпусков муниципальных служащих на выполнение неких работ, которые не относятся к полномочиям муниципальных образований. Также часто есть такие ошибки, как оформление трудовых договоров с нарушением положений трудового законодательства, отсутствуют конкурсные процедуры при замещении должностей муниципальных служащих.

В ряде муниципальных образований начисляется надбавка за вредные условия. Например, за то, что работают с компьютером (!). Причем эти надбавки устанавливаются в размере 12 процентов от должностного оклада.

— Отдельные мэры в своих решениях дум допускают такие факты — изначально в бюджете устанавливается плановый норматив на оплату труда чуть ниже, чем рекомендует минтруда, но потом во втором, третьем, четвертом кварталах, в конце года он «догоняется». И, по сути дела, они, при наличии дополнительных источников бюджета, не направляют их на какие-то социальные расходы, а, безусловно, в первую очередь корректируют свою заработную плату, — заметила Ирина Морохоева, добавив, что в целом мэры районов соблюдают положения и нормативы оплаты труда.

Антонина Адушинова, специально
для «Байкальских вестей»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии