Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«То Саша нас окликнет, то Володя…»

12 мая, 2015


2015_04_23-14_50_28--P4231728-485020.jpg

В  уютном Центре А.Вампилова открылась любопытная выставка —  галерея портретов драматургов  Прибайкалья, которыми в середине и второй половине прошлого века  судьба одарила отечественный театр. Это целое созвездие драматургов: Павел  Маляревский, Игнатий Дворецкий, Белла Левантовская, Александр Вампилов, Михаил Ворфоломеев, Владимир  Гуркин. 

Никого из перечисленных авторов уже нет в живых, но они оставили настолько яркий след не только в сибирской  литературе,  но и российской и мировой, что свет их творчества не угасает. Они были разными по масштабам дарования, объему написанного,  личностным качествам, у каждого из них был свой путь к театру, разное его видение и разная творческая судьба. У кого-то эта дорога  была мучительно долгой и сложной, у кого-то менее, но  велико и глубоко оставленное ими творческое наследие.

Автор галереи драматургов — известный художник Юрий Квасов — с присущей художнику подробностью выписывания каждой  детали, проработкой фона, особенностью вживания во внутренний мир человека показывает нам личность каждого своего героя, где видна и духовная зрелость самого мастера. Каждый мазок, каждая линия, каждый штрих и угол освещения находятся между собой в тончайшей художественной гармонии, которая не может не захватывать, не волновать, и через лица литераторов проступает  личность самого художника.

С нескрываемой нежностью и бережностью написан портрет Александра Вампилова. Черты драматурга, будто только намеченные художником тонкими касаниями контура головы, волос, плеч, одежды, и при этом едва заметные светотеневые переходы делают портрет легким, наполненным воздухом и пространством.  Вампилов на нем очень молодой, с чуть заметной улыбкой на губах, будто хочет что-то сказать…

А вот портрет ироничного и доброго сказочника Павла Маляревского, веселого человека с грустными глазами, помогающего нам сохранять улыбку и помнить детство. Он будто только что отодвинул складки тяжелого занавеса и вышел к зрителю, чтобы рассказать о своей новой работе. Сколько самобытных сказок написано им, сколько пьес и книг о зарождении и становлении профессионального театра в Иркутске. Старожилы рассказывают, что его узнавал почти каждый встречный  в городе, когда он шел по улице со своим неизменным кожаным портфелем и, здороваясь,  по старомодному обычаю чуть-чуть приподнимал шляпу.

Портрет другого драматурга, Беллы Левантовской, привлекает сочетанием женственности и строгости, сильного характера и затаенной в глазах печали. У Юрия Квасова она одета в мягкую  синюю кофту и белоснежную блузку. Темные волосы зачесаны ото лба назад. Большие  очки в темной оправе, сжатые губы, в руках недочитанная раскрытая книга, будто художник  окликнул ее и она оторвалась от чтения на миг, глядя на нас сосредоточенным на своих мыслях взглядом.  Позади — часы-ходики с  маятником и светлыми  усами-стрелками на черном циферблате.  И по всему заднему плану буйство цветущего ярко-лилового багульника, который закрывает  все пространство окна.

Драматург Игнатий Дворецкий… Его пьесы шли во многих театрах страны, в том числе и в иркутских, и директор Центра Вампилова Галина Солуянова, будучи актрисой ТЮЗа, играла когда-то в них. Драматурга называли последним романтиком театра, а его пьесы  носили на себе отпечаток свойственного ему неспокойного характера. «Они всегда были полны тревожного поиска, и все ближе и ближе подбирались к человеческой душе», — писал о нем Алексей Арбузов. Именно таким увидел его художник — решительным, вот-вот готовым сорваться с места и мчаться за сотни верст туда, где человеку трудно, где приходится бороться и отстаивать правду.

В портрете Владимира Гуркина художнику удалось воплотить духовную силу человека,  добиться большого эмоционального накала  в немногословной композиции, раскрыть сложное содержание во внешне простом сюжете, где минимум движения внешнего,  но максимум — внутреннего. 

Художник передает взгляд  драматурга, застав его в момент глубоких  размышлений, но как тонко, как  бережно, благородно и точно. То же и в портрете Михаила Ворфоломеева: легкий, скользящий взгляд, устремленный внутрь себя, светлый, серо-голубоватый фон, слегка тронутый неторопливыми льющимися прикосновениями кисти, и мы будто проникаем за оболочку видимого,  в ту атмосферу, которая окружала драматурга, в мир его книг, его фантазий, его размышлений и  раздумий.

Очень личностное начало прослеживается во всей галерее портретов  Юрия Квасова, в которых сильна лирическая и духовная составляющая. А еще в них присутствует необычайная легкость, невесомость, воздушность, даже прозрачность, что дает работам характер воспоминаний.

В   этих портретах зрелый мастер Юрий Квасов узнаваем по только ему присущему почерку и стилю письма. Есть в них и что-то новое, что-то от импрессионистической манеры, что только украсило  и оживило эти работы, добавило интересный эффект и особую притягательность.

Портреты драматургов органично вписались  в атмосферу и  интерьер Центра Вампилова, внесли в его пространство еще больше тепла и уюта. Так бывает, когда твои близкие и хорошие  друзья приходят в гости и дом наполняется их радостными  голосами, их чувствами, их любовью  и светом.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Слева направо — Белла Левантовская, Михаил Ворфоломеев,
Владимир Гуркин, Павел Маляревский, Александр Вампилов, Игнатий Дворецкий 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии