Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Чужую боль воспринимаешь как свою»

26 октября, 2015

Валерий Новиков о театре, Вампиловском фестивале и своих творческих проектах

Практически в каждом Международном театральном фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова принимает участие спектакль с Камчатского полуострова, представляя то Камчатский театр драмы и комедии, то Товарищество «Ковчег». На этот раз на фестивале выступило объединение Краевого камчатского театра кукол и продюсерского центра Валерия Новикова «Ковчег» при Камчатском региональном отделении Союза театральных деятелей РФ, представив иркутянам мастер-класс «Как это делается».


Камчатский режиссер Валентин Зверовщиков о спектакле по его пьесе «Как это делается»: «Спектакль существует около года. Ребята предложили в свой отпуск что-нибудь интересное провести, и появился наш «сумасшедший» проект: поговорить со зрителем о театре. Мы называем его мастер-классом, но не учим зрителя. Чему учить людей, умудренных опытом, человеческим и профессиональным? Мы будем развлекать, разговаривать о нас в искусстве, о нас в театре, о том, как и зачем мы живем, о самом важном для нас в этой жизни».


Валерий Новиков служит в театре 39 лет. На сцене Камчатского театра драмы и комедии артист сыграл более 150 ролей. В Иркутске он известен так же, как и в Петропавловске-Камчатском. Валерий Викторович — частый гость Вампиловского фестиваля: в этом году заслуженный артист России приехал  на встречу имени сибирского драматурга в девятый раз.

Валерий Новиков не только играет на сцене, он активный член культурного сообщества Камчатского края. На нем лежат обязанности председателя Камчатского отделения Союза театральных деятелей РФ, он является координатором и членом оргкомитета Всероссийского фестиваля театров кукол «Папа Карло», входит в Совет при губернаторе Камчатского края по культуре и искусству, занимается благотворительностью. В этом блиц-интервью артист рассказал о своем творчестве.

DSC_8583.jpg

— Валерий Викторович, как стать таким разносторонним человеком, быть большим примером и при этом не загордиться?

— Если чужую боль воспринимаешь как свою, то ты не можешь оставаться равнодушным к людям. Так случилось, что, когда я был молодым актером, ко мне за помощью в проведении благотворительных акций и марафонов обратился детский фонд. Мы с младшим сыном принимали участие в марафоне абсолютно бесплатно, а это был каторжный труд. Об этом даже не задумывались. Я вижу, что посторонние люди ко мне доброжелательны. Если ты с благими намерениями относишься к окружающим, то же получаешь и в ответ. Тяга к добрым делам есть, наверное, еще из-за того, что я собачник. Очень люблю собак. Собираю матрасы в приют для бездомных, продукты питания.

— Вам не хотелось уехать в столицу?

— Я предпочитаю жить по принципу, что ты полжизни работаешь на свое имя, а потом имя работает на тебя. В своем городе я решаю чужие проблемы, если ко мне обращаются, да и мне нигде и никогда не отказывают. За другого человека просить проще, чем за себя. А уезжать надо по молодости. Но тогда это было дороже и сложнее, хотя предложения о работе поступали.

DSC_8586.jpg

— За 39 лет творчества вы заметили изменения в театральном искусстве и в зрителях?

— 40 лет назад ритм существования театра был более спокойный, размеренный. А сейчас все работают, все куда-то спешат. Если раньше театр мог себе позволить спектакли, которые начинались в 7 часов и заканчивались в 12, то теперь таких спектаклей нет. Люди переваривают информацию гораздо быстрее. Пьесы эпохи Мольера ставятся по ритму почти как современная драматургия в сегодняшнем театре. Тексты длинные, а спектакли играются почти без пауз, быстро проговариваются слова. Однако зритель все понимает.

— Информационные технологии повлияли на театр?

— По моим наблюдениям, зарубежный государственный театр в этом отношении более развит. Припоминаю, что в Пекине перед Олимпиадой построили целое здание только для одного спектакля, который теперь играется там на протяжении пяти лет. Он невыездной, потому что техническое оборудование для этой постановки находится на грани фантастики.

DSC_8594.jpg

— Как вы создали продюсерский центр? Что он собой представляет?

— Сложилась ситуация, когда возить на фестивали было нечего, и я создал «продюсерский центр». Это место, в котором люди с желанием работать и пробовать что-то новое могут реализовать свои амбиции. Мы их объединяем под своим крылом.

— Самый запоминающийся Вампиловский фестиваль?

— Они все запоминаются. В первый раз я приехал со спектаклем «Как тебе угодно, Господи». И победил в номинации «Главная женская роль». По многим номинациям наша постановка прошла как выдающийся спектакль фестиваля.

— Любимая пьеса Вампилова?

— «Провинциальные анекдоты» и «Прощание в июне», даже помню, кто играл в этих спектаклях в Иркутском драмтеатре. На мой взгляд, самые интересные пьесы по душевному состоянию, хотя не считаются лучшими.

DSC_8666.jpg

— «Как это делается» — спектакль или мастер-класс?

— Это проект. О существовании театра есть много произведений. Мы предложили свой иронический взгляд на театральное искусство.

— Бывает, что хочется что-то посоветовать молодому актеру?

— В моей труппе ко мне прислушиваются. Многие даже сами подходят и спрашивают: «Как это сделать?». Если я нахожусь в структуре данного спектакля, то мне легче помочь коллеге. Если не занят в постановке, тогда приходится смотреть на работу, чтоб почувствовать и сказать где и какие исправления внести. Все равно помогаю.

— Что готовите сейчас?

— В рамках продюсерского центра мы занимаемся постановкой «Письма незнакомки» по новелле Стефана Цвейга. Надеемся, что на следующий год этот проект уже будет готов.

Беседовала Ольга Харнутова, специально для «Байкальских вестей».

Фото Алины Дейкиной.

На фото: Сцены из спектакля «Как это делается» Камчатского объединения «Ковчег»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии