Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Последний адрес» на иркутской земле

14 июня, 2016


10.jpg

7 июня в галерее Revoлюция состоялась встреча иркутян с известным московским журналистом Сергеем Пархоменко — инициатором и главным действующим лицом стремительно набирающего обороты проекта «Последний адрес». Народу пришло на удивление много — тема заинтересовала самые разные слои населения. Уже по ходу доклада вопросы из зала стали сыпаться один за другим, а после завершения к докладчику было не подступиться — такой плотной стеной его окружили.

«Последний адрес» — это проект, направленный на увековечение памяти о людях, ставших в нашей стране жертвами политических репрессий. Он зародился совсем недавно (первые мемориальные знаки были установлены в декабре 2014 года) и проходит при активной поддержке международного общества «Мемориал», которое не только предоставило в распоряжение «Последнего адреса» свою уникальную базу данных, но и осуществляет активное сопровождение всей этой деятельности, в чем большая заслуга его председателя Арсения Рогинского.

Идея этого проекта возникла у Сергея Пархоменко в Германии, во Франкфурте, где он увидел встроенные прямо в мостовые специальные мемориальные знаки — латунные таблички с фамилиями жертв нацизма. По-немецки они называются «камни преткновения», но Пархоменко любит использовать дословный перевод — «камни спотыкания», ведь именно в этом и состоит главная идея проекта — «споткнуться», то есть остановиться, нагнуться и прочитать надпись, тем самым символически преклонив колени и отдав дань памяти.

Но в России с дорогами сами знаете как, да и снег может лежать по полгода, поэтому с выбором, где устанавливать знаки, вопросов не было — только вешать на стену. И понятно на какую — на стену дома, откуда ушел в последний путь ее обитатель. Собственно, весь смысл знака в этом и состоит: в сообщении, что здесь жил такой-то человек и он был репрессирован (расстрелян, погиб в неволе, пропал без вести и т. д.). В этом и есть суть проекта, который обозначен в самом названии.

20.jpg

Суть простая, а вот ее воплощение натыкается на большие сложности, главная из которых — работа на местах. Кто-то должен решать проблемы «на земле», потому что из Москвы этого не сделать: узнавать адреса, находить дома и самое главное — договариваться с жильцами или владельцами зданий о размещении знаков. «Главное — это переговорная работа», — отмечает Пархоменко. Так просто сейчас этого не сделать, у каждого объекта есть хозяева, кое-кто может и не захотеть видеть на стенах такие знаки. Пока (и это весьма отрадно) подавляющее большинство все-таки не против увековечения памяти жертв репрессий, но отдельные инциденты (особенно если это относится к зданиям, в которых находятся различные государственные органы) все же случаются.

Знаки устанавливаются по заявкам, подать которые можно на сайте «Последнего адреса». И это не бесплатно: авторы проекта уверены, что по-настоящему ценным становится только то, во что вложены личные средства. В Германии, к примеру, установка «камня преткновения» обходится в 120 евро — сумма, в общем-то, немалая.

В Иркутске Пархоменко оказался, можно сказать, проездом, хотя и пробыл два дня, сделав до этого еще один доклад (по другой своей излюбленной теме — «Диссернету»). Конечной целью стал Нижнеудинск: именно там (а не в областном центре, как можно было ожидать) был установлен первый на иркутской земле мемориальный знак — памяти умершего в 1938 году в иркутской тюрьме нижнеудинского бухгалтера Абрама Матвеевича Ицковича.

Многих интересовал вопрос, не будут ли вандалы снимать эти таблички. До сих пор, говорит Сергей Пархоменко, таких случаев не было. Если кто и снимает, то это не вандалы, а либо полиция, либо чиновники. В Таганроге полиция сначала сняла, но общественность возмутилась, был проведен городской опрос (!), и знаки вернулись на место. Снимали в Барнауле, но сами же и привинтили назад — устыдились. Правда, в Санкт-Петербурге еще вопрос не решен, но те две утащенные таблички — это пока единственные потери. Надо полагать, временные. Как говорит Пархоменко, «от стен отвинтят, от мозгов — нет».

Нижнеудинск стал пятнадцатым населенным пунктом, в котором появился знак «Последнего адреса». Всего их установлено более 250, а заявок на данный момент подано уже около 1300. Есть несколько заявок и по Иркутску, но вот воплощать их пока некому. Будем надеяться, что сейчас эта тема получит развитие и заинтересованные люди найдутся.

Рамиль Мухометзянов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»,
и Сергея Пархоменко

На фото:  Первый мемориальный знак «Последнего адреса»
 был установлен 8 июня в Нижнеудинске;

Встреча в Иркутске. Выступает Сергей Пархоменко  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии