Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Тангейзер» как предчувствие

06 апреля, 2015

Эхо недели

Оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке Новосибирского государственного академического театра оперы и балета я не видел (интернет-трансляции классических произведений все же не в счет), а потому личного мнения об этом произведении у меня нет. А если бы посмотрел (а такое намерение теперь многократно усилилось), то оценки могли быть в диапазоне от «нравится» до «не нравится» с возможными нюансами, оттенками и полутонами. Но, конечно, предложения запретить, снять с показа не появилось бы в любом случае. Как говорится, дело вкуса: одним нравится, другим — нет.

Есть, однако, несомненные факты. Оперу показали четыре раза, и каждый раз был аншлаг — все 1700 мест театрального зала были заняты. Каждый раз овации по окончании четырехчасового действа были громкими, бурными и продолжительными. Ни разу никто из зрителей не высказывал недовольства в категориях «запретить», «отменить», «осудить».

Есть и другие факты: резкое недовольство так называемых православных активистов новосибирского прихода Александра Невского, их требование исключить спектакль из репертуара, демонстрация с этим требованием собрала на площади перед театром около тысячи человек. Есть требование митрополита Новосибирского и Бердского Тихона о том же самом — запрете. Есть иск об оскорблении чувств верующих, отклоненный судом «за отсутствием предмета для разбирательства» при опоре на мнение экспертов. Есть намерение прокуратуры обжаловать судебное решение. 

Наконец, еще пара важных обстоятельств. Во-первых, практически все протестующие оперу не смотрели и не собираются смотреть (!), но, в отличие от автора этой заметки, свое, причем ультрасуперкатегоричное, мнение по поводу ее содержания имеют. Во-вторых, директор театра Борис Мездрич неоднократно предлагал протестующим встретиться за круглым столом, провести дискуссию, обменяться мнениями, попытаться понять друг друга, то есть перевести конфликт из, по существу, политической, митинговой в творческую, спокойную, взаимно уважительную плоскость. В ответ отказ — мол, никаких разговоров, будем клеймить отступников и уничтожать крамолу. Два мира, два мировоззрения в одном, общем отечестве…

Финал (или промежуточный финиш?): директор уволен приказом министра культуры Владимира Мединского, новый директор Владимир Кехман убрал нашумевшую оперу из репертуара. На аншлаги и овации, видимо, решено не обращать внимания. Кехлер обещает, что теперь будет лучше, знаменитому театру придадут «утраченный лоск» (в таких случаях всегда так говорят). И осталось ощущение раскола в обществе, раскола, который не измерить арифметикой, а только глубиной. И предчувствие, что новосибирский конфликт вокруг оперы «Тангейзер» — это лишь элемент завязки, пролога, а основная часть сюжета, его кульминация и развязка еще впереди. И суждено им быть, мягко говоря, драматическими. И не дай бог, чтобы эти опасения подтвердились хоть на йоту…              

Юрий Пронин, «Байкальские вести» 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии