Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Смотрите, кто пришел!…»

15 декабря, 2014

 

Пьеса с таким названием была невероятно популярна примерно в те годы, когда родился герой этого рассказа. Он тоже имел отношение к театру. Более того, театр был смыслом его жизни. А потом… Но давайте не будем забегать вперед, а расскажем все по порядку. Вернее, он расскажет все о себе сам.

Мое счастливое детство

— Родился  я, Рустам Мухамедьяров, 13 мая 1974 года в городе Тайга, Кемеровской области. Папа, Рауф Хамитович, мама, Вера Григорьевна. У папы была большая татарская семья, девять детей: две сестры и семь братьев. Жили они в Копейске, Челябинской области.

Время было тяжелое, послевоенное.  Работали все на авторемонтном заводе. Дедушку я помню плохо, он умер, когда я был маленьким. У моей бабушки был свой дом, большое хозяйство. Была корова. Детей надо было кормить. Дети помогали, никто не сидел без работы. В то послевоенное время воспитание было другим, воспитывал труд, тем более в многодетных семьях. Семья была дружной, все делали не из-под палки, а с радостью, потому что основой была любовь, доброе и хорошее отношение друг к другу. Соблюдались все татарские традиции, праздники, которые передавались из поколения в поколение, и хотя проводились они без алкоголя, всем было весело. Это уже и я застал, когда подрос и приезжал летом к бабушке на каникулы. Приезжали и все мои  двоюродные братья и сестры. И на все лето дом превращался в большой детский лагерь, и всем в нем хватало места. А уж если случались праздники, то проходили они с приготовлением национальных блюд, с выпечкой, с чаем. Играли в разнообразные игры: лапту, пуговки и т. д. Не обходилось без сбитых коленок, синяков, ушибов, но это сопутствующие детству заботы, без которых ни один ребенок не вырастал. Улица была для нас местом игр и развлечений. Тогда понятие «улица» имело другой смысл, положительный, в отличие от сегодняшнего. Нас было трудно загнать домой, если только какие-то интересные мультфильмы или кино. Праздники тоже праздновали вместе, соседи дружили, все  хорошо друг друга знали. Но у детей были и обязанности по дому, не только игры,  потому что у бабушки всегда  было большое  хозяйство, и нужно было  помогать. Кто доил корову, кто чистил, кто убирал, кто огород поливал, кто носил дрова и уголь и т. д. Но хватало времени  бегать купаться и загорать.

Рядом был безалкогольный завод, который производил лимонад, и стояли котлы с горячим сиропом. Мы, мальчишки, настрогав прутиков из ивы и пробравшись на территорию, опускали их в эти котлы. Сироп, остывая, мгновенно засыхал, и мы имели замечательное леденцовое лакомство. Детство могу вспоминать бесконечно, потому что оно было радостным, безоблачным и счастливым. Я каждый год с нетерпением ждал окончания учебного года, чтобы поехать на все лето к бабушке. Когда кончалось лето,  никто не хотел уезжать. Были и слезы, и даже рыдания, но нужно было разъезжаться по своим городам.

Мой папа работал тогда электромонтером, по-видимому, был хорошим специалистом, потому что через четыре года работы в Тайге его пригласили на сибирский химический комбинат в Томске, а вернее, Северске, — в то время это был Томск-7, закрытый город.

Первые театральные опыты

— Там я впервые попал в театральную студию к замечательному и талантливому режиссеру и педагогу Наталье Корляковой. Это и определило всю мою дальнейшую судьбу. Все мои театральные возможности, задатки, которые были заложены, выявила и раскрыла она, сразу предопределив мое актерское  будущее. В студии получал много интересных ролей и был занят во всем репертуаре.

Сейчас Наталья Корлякова — главный режиссер молодежного театра Северска. Я очень рад, что жизнь свела меня с ней. Вообще, очень важно, чтобы  на пути каждого молодого человека встретился вот такой надежный человек, педагог, наставник. Она заложила в меня уверенность в себе, определенные знания на первом этапе становления, и дальше моя учеба была продолжена в Иркутском театральном училище, где я тоже попал в хорошие руки  прекрасного педагога Веры Александровны Товма, которая была наследницей традиций щукинской школы, вахтанговского театра.

Я всегда был очень активным, жизнерадостным человеком. Мало того, что я в школе занимался в театральной студии, я еще ходил и в цирковой и хотел стать клоуном. И когда я закончил школу, передо мной стоял серьезный выбор, чему все-таки посвятить себя.  Но когда начал конкретно рассматривать ту и другую профессию, то выбрал драматическое искусство.

Помню, я приехал поступать в Иркутское театральное училище, приехал вместе с папой. Оба сильно переживали. Когда начинался экзамен, чтобы не трястись вдвоем, я отсылал папу в видеозал, он был недалеко от училища, на улице Урицкого.  Тогда только начиналось видео, и видеозалы были очень популярны. Он посмотрел там все «Звездные войны». И вот когда экзамены подошли к концу, на доске вывесили список зачисленных. Я и папа с волнением подошли к нему, и я увидел свою фамилию. Сколько тут было радости! Я понял, что свершаются мои заветные желания и что все то, что я делал, к чему шел, было не зря. Потом я провожал папу на вокзал. Он возвращался домой с радостной вестью.

Годы работы в ТЮЗе

— Со мной на курсе учились очень талантливые ребята. Это и Александр Каминский, который сейчас работает солистом Московского театра оперетты, до этого он долгое время играл в Иркутском музыкальном театре. Алексей Шарапов – он сейчас много занят в театральных проектах антрепризного театра. Ольга Гусилетова, заслуженная артистка России, работает в  московском театре «Школа современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза. Курс был очень сильным, ярким, каждый был чем-то интересен.

Я после окончания училища уже знал, что буду работать в ТЮЗе имени А. Вампилова, потому что много был занят в его спектаклях уже со второго курса. В 1993 году я уже официально вошел в состав труппы театра и был очень этому рад. Нас, пришедших тогда в ТЮЗ, было шестеро. Здание на улице Ленина, 13 (оно сейчас ждет реставрации), очень удобное, намоленное, уютное. В нем когда-то работали настоящие легенды театрального Иркутска, на спектакли которых специально приходили зрители. Когда у театра есть своя история, традиции, это очень важно для начинающих артистов, ведь эта атмосфера растворена в самом воздухе театра и в тех мастерах, которые работают рядом, а от них и молодые многому учатся.

С самого начала меня много начали занимать в спектаклях. Я был занят во всем детском репертуаре и много в вечернем. Работал с интересными режиссерами: Трегубенко, Ищенко, Титовым.  Посчастливилось поработать в пьесе «Золотой человек» Владимира Гуркина с ним самим.

Любой театральный организм — дело живое и постоянно меняющееся, нужно быть готовым ко всему. Не знаешь порой, что ждет завтра, потому что бывает так: заболел артист, и нужно срочно ввестись на его роль. У меня тоже были  подобные моменты. Помню, был случай, когда администратор Янина Маслова рано утром постучала в наше общежитие на улице Грязнова, недалеко от ТЮЗа, и сообщила, что заболел Алексей Шарапов и нужно срочно вводиться на роль Козленочка (он же братец Иванушка). Прихожу, меня гримируют, показывают какие-то основные мизансцены. Правда, текста я не знал, учить уже было некогда, подсказывали по ходу из-за кулис. Вот так, в обстановке нервозности,  я «проблеял», как настоящий козленочек, свою роль. Но получилось неплохо, органично, интересно. И мне даже дали какую-то премию за срочный ввод.

Шли  годы, я был много занят в репертуаре, играл хорошие роли, много ездил на гастроли с театром, много чего увидел, испытал, почувствовал, но…

Я  не хотел  повторяться, поэтому ушел…

— Для любого артиста важна самореализация, творческий рост.  Проработав около восьми лет, я понял, что режиссеры начинают использовать меня в одном и том же амплуа, и я, как артист, понимаю, что это дальнейшая смерть, это заштампованность. Ты не получаешь удовольствия от того, что ты делаешь. Ты просто повторяешься, «едешь на одних и тех же красках». Я решил, что нужно что-то менять, и поступил в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в Улан-Удэ, на факультет  театрального менеджмента. Я уже на тот момент пробовал свои  силы в качестве администратора, меня интересовало освоение этого административного ресурса, гастрольная деятельность и прочие хозяйственные  вопросы театра. Мне это становилось более интересно, нежели актерская игра на сцене. И я окончательно решил уйти и начал работать по приглашению Светланы Ивановны Домбровской в управлении культуры администрации Иркутска.

На тот момент мне доверили курировать серьезный блок – это материально-техническое обеспечение  всех мероприятий, проводимых управлением, кураторство учреждений культуры. Сначала я был главным специалистом, потом начальником отдела, а  потом заместителем начальника управления культуры. Таким образом, все вопросы, которые связаны с котировками, торгами, ремонтами, материально-технической базой учреждений культуры, проходили через меня. Между тем я еще закончил факультет государственного и муниципального управления БГУЭП. И вот,  прослужив десять лет в Ууправлении культуры, я получаю приглашение возглавить  иркутскую областную  филармонию, и с 1 августа этого года я стал ее директором.

Богатство филармонии — ее  талантливые люди

— Это очень серьезный шаг для меня, и, прежде чем согласиться,  я много думал. Я не собирался просто тешить свои амбиции, знал, что это большая работа и ответственность. Знал, сколько людей  будет стоять за мной, сколько судеб. Творческие люди — это не завод, это  «тонкие материи», с которыми трудно и непросто найти общий язык. Это коллектив в 240 человек, причем к каждому нужен индивидуальный подход.

С 1 августа прошло четыре месяца. Я обстоятельно изучил обстановку, проанализировал  ситуацию. Знаю теперь слабые и сильные места  и что нужно делать в первую очередь. Но главное – это  люди, с которыми я работаю, тот творческий потенциал, с которым можно горы свернуть. И я уверен, что мы сможем добиться больших успехов и все преодолеть.

Проблемы есть, но они решаемы

— Сердце нашего коллектива — Губернаторский симфонический оркестр под руководством маэстро Илмара Лапиньша, который  знают за пределами не только области, но и страны, а также замечательный филармонический русский ансамбль, талантливые  солисты, Камерный хор при Губернаторском оркестре. Филармония имеет уникальный органный зал.

Все творческие планы, которые были до моего назначения, будут реализованы. Филармония проводит много фестивалей, и они имеют свою традиционную форму, но все равно должны из года в год быть все интересней. Я считаю, что все творческие проекты должны отталкиваться от современности, от того, что интересно сегодняшнему зрителю.

4 октября мы подписали соглашение с  Харбинским симфоническим оркестром и теперь имеем возможность приглашать их к себе и быть приглашенными в Харбин. В этом году мы уже съездили с десятью музыкантами к ним и приняли участие в совместном  концерте. Сейчас они вновь приглашают наш симфонический оркестр на открытие нового концертного зала в Харбине. У них есть возможность выбирать, и они выбирают наш оркестр. Это говорит о нашем профессионализме, о планке, которую мы держим.  Проблемы есть, но есть и много творчества, есть возможности их преодолеть.

Планов громадье…

— Есть много идей и планов. Это и фестиваль «Дыхание Байкала», который пройдет в пятый раз, и мы планируем пригласить для участия солистов Большого театра России. Ведем переговоры с солистами Оперного пения в Центре Галины Вишневской. Мы не забываем и о наших зрителях, о наших территориях, где нас с большой радостью ждут. У нас нет своего автобуса, но этот вопрос решаем, и в 2015 году у нас автобус появится, причем комфортабельный. В этом году мы открыли филиал в Ангарске и только что, 14 декабря, — в Черемхово. В 2015 году подобные филиалы будут открыты в Шелехове и Саянске.

У нас преобразился буфет, мы сделали там небольшой текущий ремонт, побелили, привели его в порядок, на столы положили хлопчатобумажные  скатерти, по стенам развесили картины. Он стал уютней, светлей, туда хочется приходить, и аппетит уже не портится. Стало чище в туалетах, привели в порядок фойе, купили новые красивые банкетки. Повесили «плазму» в кассовый зал, где показываются  информационные блоки, установили камеры видеонаблюдения.

Работая в рамках программы «Безбарьерный Иркутск», привлекаем на концерты людей с ограниченными возможностями. Сейчас мы приобрели информационный киоск, на котором могут читать  слабовидящие, приобрели в рамках программы специальную звуковую  установку для слабослышащих и съемный ряд, который убирается при наличии зрителей-колясочников. Ведем работу с детьми-сиротами, которых приглашаем на наши концерты бесплатно.

Идет разговор о строительстве в Иркутске хорошего концертного зала на 1000—1200 мест, потому что  Иркутск проводит большое количество  хороших и больших фестивалей, концертов, а современной достойной  площадки в городе нет.

В рамках юбилейных мероприятий в честь празднования 75-летия филармонии договорились об открытии музея, который  обязательно должен появиться. Филармония имеет  большую историю, но сейчас музей просто негде открыть, не хватает помещений.

Сейчас мы думаем о новых музыкально-театральных формах, куда хотим привлечь  артистов драматических театров Иркутска. Думаем о форматах, с помощью которых  можно собирать в наши залы как можно больше молодежи, и с 2015 года будет много проектов, направленных на привлечение ее в наши залы. Сейчас наш зритель от сорока и выше, а нам нужно работать и с молодежью, со студенчеством.

29 ноября мы открыли  новый для нас проект — всероссийский виртуальный концерт с прямой трансляцией из московского концертного зала имени Чайковского. Солировал Денис Мацуев, дирижировал Юрий Симонов. Мы вошли в тридцатку городов, которые открыли подобные виртуальные концертные залы. Это идея нашего коллектива совместно с областной библиотекой имени И.И.Молчанова-Сибирского. Первый концерт успешно прошел в помещении библиотеки, потому что она оснащена технически. Но в дальнейшем и мы это осилим, установим проекторы и организуем подобные трансляции каждый месяц уже из филармонии.

У нас намечена гастрольная деятельность. В Москве я встречался с генеральным директором Московской государственной филармонии Алексеем Шалашовым и проработал вопрос о концерте нашего Губернаторского симфонического оркестра на базе московской филармонии с участием Дениса Мацуева. Так что планов много, идей тоже. Времени только в сутках мало, и его постоянно не хватает. Прихожу рано, ухожу поздно. Но я ни на минуту не пожалел, что я здесь. У меня много друзей, помогает и поддерживает жена Александра, родители, сын Даниил, который радует успехами, учась в консерватории Гнесиных. Мне не стыдно ни за одно мое дело, ни за одно слово.

Коллектив  у нас замечательный, творческий. Мы все работаем только на развитие, и каждый на своем месте делает большое, нужное для людей дело.

Записала Лора Тирон, «Байкальские вести».

На фото: Рустам Мухамедьяров;

Нынешнее здание Иркутского ТЮЗа.
Здесь начинался творческий путь директора филармонии;

Губернаторский симфонический оркестр —
сердце коллектива областной филармонии

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии