Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Просто космос!»

24 ноября, 2020

Лирика Дмитрия Рогозина как зеркало русской поэзии

Специальный раздел «Песни о космосе» появился на сайте госкорпорации «Роскосмос». Среди музыкальных композиций Александра Маршала, группы «Ундервуд» и Александры Пахмутовой особое место занимают песни на слова генерального директора госкорпорации Дмитрия Рогозина. Их в разделе подавляющее большинство. Наш корреспондент отважился ознакомиться с каждой и проникся старомодным шармом холодной войны.

Дмитрий Рогозин выступает автором стихов к песням «Над Россией», «Рвем небо мы в клочья», «Над Землей летит корабль», «Танцы в небе» и «Не стреляй!». Большинство композиций можно отнести к набирающему популярность жанру «патриотический шансон под электрогитару». Исполняют их, как и положено «Роскосмосу», звезды. Очевидно, что Николай Расторгуев принял участие в записи, находясь под впечатлением авторского таланта: вряд ли в условиях дефицита финансирования госкорпорация могла позволить себе оплатить космический гонорар. С другой стороны, другой солист – Денис Майданов – вполне мог выиграть тендерный аукцион, в условиях пандемического безрыбья демпинговать не стыдно.

«Я мог бы загульною жизнью сочной По миру без толку подолгу шататься, Но сердце меня зовет на «Восточный», Решил на «Восточном» работать остаться», – признается Денис в композиции «Рвем небо мы в клочья». Лирический герой этого производственного романа испытывает деликатный позыв построить для Родины новый космодром. Он бросает вызов аморальному прошлому, но прошлое нет-нет да настигает, гнетет. Взять, например, строчку-эпитет «Жилые дома как грибы в Циолковском», как бы намекающую на психоделические корни духовных исканий теоретика российской космонавтики.

1х.jpg

Лирический герой, отринув все земное («Не знаем сует торопливо порочных»), строит храм Будущего. Он осознает бремя необходимости и кричит с революционным надрывом Владимира Маяковского: «А на "Восточном", а на "Восточном" / В расчетное время ловко и точно / Соплом, рупором ревущим, / Мотором, пламенным могучим, / Рвем небо мы в клочья». Здесь нельзя не отметить образность, отсылающую нас к лучшим произведениям русского Серебряного века. Очевидно, оттуда же родом неприязнь к небу: богоборчество, балансирующее на грани с богохульством.

А вот герой песни «Над Россией» ценит ракеты как механизм сугубо практический. Стремление осваивать новые планеты он считает праздной выходкой. Не время лететь на Марс и кормиться там сметаною, когда здесь, на Земле, ты можешь стать жертвой непротивления. Здесь строит козни сама природа. «Облака пчелиным роем кружат над «Восточным»», – поет Николай Расторгуев. Но наш человек знает, как сломить оппозицию: при виде ракетного пуска природа должна расслабиться и получить удовольствие. «Амур и земля сожмется, забьется / Тревогой, надеждой, огнем и азартом».

В «Роскосмосе» осознают, что не каждый сможет правильно истолковать тонкий символизм стихов Дмитрия Рогозина, поэтому каждую песню иллюстрируют клипом. Так, строки «На небесном склоне звезды моросят» сопровождаются запуском крылатых ракет с подводной лодки – гордости ядерной триады России. Далее следует широкий план родной страны с высоты птичьего полета. Ракета пролетает над тайгой в неизвестном направлении. Но точно не в космос, ибо далее сказано: «А за ним Байкал раскинул богатырски плечи, / В его волнах рябью сгинул путь к туманам млечным». В этих строчках злые языки могли бы усмотреть аллюзии на судьбу российской космической программы.

Число ракет в кадре только возрастает, и ракеты эти большей частью стратегического назначения. Во время демонстрации запуска одного из межконтинентальных баллистических «приветов» идут строчки «Пролетая над Россией: Крымом и Кавказом, / Сколько веры нужно, силы, / Чтоб сберечь подарок предков, стоит потрудиться». Поистине, это системные реминисценции Пушкину: «Отсель грозить мы будем шведу». Лирический герой Рогозина рассматривает космическую отрасль как вспомогательный инструмент дипломатии.

И все же главный герой стихов Дмитрия Рогозина – Родина. Родина любит процветать, но у нее не получается. Первая причина, конечно, это угроза извне. Однако и внутри далеко не все в порядке. Здесь живет много людей, чуждых корпоративным принципам «Роскосмоса». Например, композиция «Не стреляй» посвящена браконьерам. «Они стукнули медными кружками, / Отодвинув скамью от стола. / Попрощались с ночными подружками, / Снарядили четыре ствола». Под этот куплет банда хмельных мужиков в кадре лихо расстреливает полную редкой и убогой жизни тайгу: перед глазами зрителя – пять минут документальных кадров лосиного геноцида. Контент строго 18+.

Если бы лидер группы «Сектор Газа» Юрий Хой был жив, он наверняка с восторгом взялся бы за исполнение. Смысл песни «Не стреляй» напоминает лобовую атаку. Очевидно, месседж предназначен для неискушенной в художественных изысках публики: «Карабин он вскинул лихо. Защищай лосят, лосиха. Не стреляй, не стреляй. В лес иди без карабина, Не губи зверей невинных. Не стреляй, не стреляй». Недобросовестный слушатель наверняка спросит себя: так при чем же здесь космос? Мы не будем комментировать эти аполитичные рассуждения.

Вообще, лирический герой поэзии главы «Роскосмоса» – человек долга. Во главу угла он ставит административный инстинкт. «Он не знает сует торопливо порочных». Для него улыбка – акт воли, а не эмоция. Даже романтика здесь черпает вдохновение в государственном мышлении. «Звездной россыпью пылают галактик триллиарды, И хвостом в ночи виляет кометная кокарда», – поет Эдвард Хачарян в песне «Над Землей летит корабль». Игривый образ крутящей хвостом кокарды наводит на фантазии о тантрическом космосе. Однако он не должен вводить в заблуждение. Строки сопровождаются кадрами беременной женщины, наблюдающей передачу о суровом быте российских космонавтов по телевизору. Супруга дожидается мужа уже не первый год, коротая досуг чаем из тещиной чашки.

Безусловно, самобытный талант Дмитрия Рогозина освежает здравым смыслом, заставляет задуматься о нашем месте в галактике. А наше место здесь, на Земле, в России. До космоса всего 100 километров. Это как от Иркутска до Култука, только вверх, можно допрыгнуть на батуте, но зачем? У нас еще здесь дела.

«Сирийцы в отчаянии нас попросили / В небе представить танцы России: / Татарские песни, русские пляски, / Громких цыган зажигательных краски. / Танцы в небе с молотом в руках / Сабли точат в жарких облаках. / Танцы в небе – шире танца круг! / Ждите, черти, русские идут!»

Как тебе такое, Илон Маск?

Вадим Мельников, «Байкальские вести, ИА «Альтаир»

Фото twitter.com.

На фото: Илон Маск: «Стихотворный батут работает»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии