Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Наших граждан деньгами не напугаешь»

08 Февраля, 2022

Заседание совета Законодательного собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований провел 1 февраля председатель ЗС Александр Ведерников. Мероприятие прошло в смешанном формате: депутаты и представители правительства области находились в малом зале заседаний, представители муниципалитетов работали с мест, через систему видеосвязи.

1ь.jpg

Люди знают лучше

Совет быстро утвердил план работы на 2022 год и приступил к обсуждению изменений в законодательстве о так называемом инициативном бюджетировании. Недавно вступил в силу федеральный закон о том же процессе, который в Иркутской области давно внедрен как «Народные инициативы». Александр Ведерников напомнил, что президент РФ Владимир Путин поручил в пять раз увеличить финансирование проектов, предложенных гражданами. Новшество для Иркутской области будет состоять в том, что гражданам предложат не только принимать участие в обсуждении проектов, на которые выделяются средства из областного бюджета, но и вносить собственную посильную лепту в финансирование таких проектов.

– Люди на местах лучше знают, что нужно сделать, чтобы жизнь в их поселке, городе или селе стала комфортнее, изменилась в лучшую сторону, – отметил Александр Ведерников, чем наверняка сильно озадачил представителей местных дум и мэров. Если люди знают лучше, зачем вообще местное самоуправление обсуждает вопросы благоустройства?

Министр экономического развития области Наталья Гершун напомнила, что за время существования «Народных инициатив» на их реализацию было направлено свыше 6 млрд рублей, что позволило исполнить более 16 тыс. проектов. (Один из таких проектов, отметим от себя, состоял в покупке машин для растапливания снега в Иркутске. Участники обсуждения проголосовали «за», но никто таких машин в областном центре никогда не видел.) По информации министерства, в основном средства программы расходуют на ремонт или приобретение мебели в образовательные учреждения, благоустройство территории и установку освещения, приобретение специализированной техники, ремонт дорог и так далее.

Степень освоения средств программы считается очень высокой и составила в 2021 году 512,9 из 520 млн рублей, то есть 98,6 процента. В юбилейном для области 2022 году выделено 850 млн рублей, что позволило изменить лимиты – до 300 тыс. рублей для самых маленьких поселений и до 15 млн рублей максимум. Большинство муниципальных образований уже определились со своим выбором, а остальным министр напомнила, что заявки нужно прислать до 10 февраля, а всю работу завершить до конца месяца.

Депутаты разработали и уже обсудили с правительством законопроект об инициативном бюджетировании, который предполагает получение финансирования из бюджета области, сбор предложений граждан и обсуждение проектов на специальной комиссии в правительстве региона. Председатель комитета по бюджету и ценообразованию Наталья Дикусарова, курирующая «Народные инициативы» от Законодательного собрания, напомнила, что в обсуждении инициатив должны принимать участие все жители. Как технически реализовать эту задачу пусть даже не в Иркутске с населением более 620 тыс. человек, а хотя бы в городах меньшего размера депутат не пояснила. Сход граждан, как в деревне с населением менее 500 человек, не соберешь, а онлайн-голосование такого масштаба обрушит сайт любой администрации.

Наталья Дикусарова считает общее обсуждение проектов самой важной стадией работы, потому что граждане уже сами научились готовить проекты и даже могут организовать сбор средств. Функционирование чиновников местных администраций после этих слов стало еще чуть-чуть сомнительнее: если граждане настолько навострились, что уже сами готовят полноценные проекты и собирают деньги мимо официально уполномоченных лиц, то чем вообще занимаются местные администрации? Судя по Иркутскому району, где за неделю задержали по коррупционным делам заместителя главы района и начальника одного из отделов, чем-то не очень полезным для региона.

Наталья Дикусарова отметила, что перечень проектов, на которые можно направить средства «Народных инициатив», значительно расширился, но нужно сделать еще один шаг навстречу муниципалитетам. Все средства проходят через торги по выбору подрядчика, из-за чего часть средств удается сэкономить, и вот эту экономию приходится возвращать в бюджет области. Наталья Дикусарова предложила «не наказывать муниципалитеты» и разрешить им сохранять эти средства на местах.

Гладко было на бумаге…

После завершения основных выступлений Александр Ведерников обратился к Наталье Гершун и отметил высокую степень исполнения программы в муниципалитетах. По опыту прошлых лет известно, что областные программы выполняются в таком объеме далеко не всегда. При этом депутатов до сих пор не привлекли к работе по подготовке проектов программ, хотя такая договоренность была достигнута еще в прошлом году. Кроме того, на законопроект по народному бюджетированию пришел отрицательный отзыв губернатора на четырех страницах.

– Игорю Ивановичу кто-нибудь сказал, что президент обратил на эту задачу особое внимание? Кто-то акцентировал его внимание на том, что секретарь генсовета «Единой России» Турчак лично внес этот законопроект в Госдуму? Мы, конечно, постараемся учесть мнение губернатора, но хотелось бы, чтобы кто-нибудь еще раз это объяснил, – сказал Александр Ведерников.

Наталья Гершун на это возразила: несмотря на большое количество замечаний, отзыв в целом не отрицательный, и правовая основа для дальнейшей работы имеется. По оценке Александра Ведерникова, от первоначального замысла законопроекта благодаря замечаниям ничего не остается, но дальнейшую дискуссию по этому поводу свернул. Тем более что нужно было ответить на вопрос мэра Саянска Олега Боровского о возможности увеличить средства «Народных инициатив». По мнению Натальи Гершун, говорить тут не о чем – в 2021 году было 520 млн рублей, в 2022-м – 850 млн, рост очевиден. Александр Ведерников напомнил, что был разговор о доведении «Народных инициатив» до размера 1,5 процента бюджета области. Это означает, что выделенную сумму нужно увеличить минимум в три раза, а лучше бы в пять.

– Если люди «голосуют» собственным кошельком, то бюджет, безусловно, должен добавить две-три такие суммы без бюрократических барьеров. Разговор с правительством о самообложении идет непросто, но для этого мы и создаем правовую основу, – подчеркнул Ведерников. – Наших жителей и особенно мэров дополнительными деньгами не напугать. Смелее выделяйте деньги – мэры не подведут.

Наталья Гершун осталась при своем мнении и считает, что инициативное бюджетирование сталкивается с большими трудностями именно на стадии обсуждения с жителями территорий. Александр Ведерников предупредил представителей правительства: несмотря на «четыре страницы одобрения», депутаты продолжат работу над законопроектом. Члены совета единогласно поддержали это мнение, проголосовав за проект резолюции.

Дорожная сеть или дорожная петля?

Министр транспорта и дорожного хозяйства Максим Лобанов рассказал участникам совета о планах по реконструкции областной сети дорог. В настоящее время, по оценке министерства, нормативам соответствуют 50 процентов областных дорог, на приведение в норму остальных нужно не менее 300 млрд рублей. Тем не менее к 2030 году министерство рассчитывает всего за 40 млрд рублей достичь показателя в 85 процентов отремонтированных дорог. В области создана опорная сеть дорог регионального значения, продолжается работа по формированию опорной сети муниципальных дорог. Иркутская область считается уникальной – в ней три агломерации, поэтому регион получает дополнительное финансирование из федерального бюджета.

Но даже новая система установления категорий дорог и эти средства требуют увеличения мощностей строительных организаций и повышения темпов ремонта мостовых переходов: на начало 2022 года 35–40 процентов из них относились к изношенным. Дорожная служба постоянно получает дополнительное финансирование на покупку техники, и значительная ее часть распределяется по территории области таким образом, чтобы оказывать помощь в содержании дорог муниципальным образованиям. Большая проблема – нехватка кадров: более или менее подготовленные специалисты, обученные работе на специализированной технике, предпочитают трудоустройство в крупных компаниях, пусть даже вахтовым методом.

Если чиновники говорили пусть и со сдержанным, но оптимизмом, то депутат Виктор Побойкин говорил с явно выраженным скепсисом. По его мнению, 50 процентов нормативных дорог – это комбинация, в которой кроются 65 процентов нормативных федеральных и только 35 процентов региональных дорог. Схема опорных дорог муниципального значения составлена так странно, что на ней вообще нет Усольского района, не говоря уже о более отдаленных районах. Средств, выделенных из областного и даже федерального бюджета, на выполнение всех запланированных работ не хватит. Побойкин предложил провести совместное заседание представителей министерства, Дорожной службы, муниципальных властей и депутатов ЗС, чтобы общими усилиями оценить реальность расчетов министерства.

Еще одно требование муниципалитетов – внедрить пункты весового контроля на всех дорогах области, потому что иногда встречаются перевозки автопоездами, в разы превышающие все допустимые нормы. При такой ситуации никаких средств на содержание и ремонт никогда не хватит. Эта реплика попала в самое больное место: выступление Побойкина поддержали мэры северных территорий, для которых негабаритные автопоезда весом 130 тонн – не исключительный случай, а повседневная реальность, связанная с лесодобычей и инвестиционными проектами по освоению газовых месторождений.

Мэр Заларинского района Владимир Самойлович заявил, что не понимает принципов работы ни министерства, ни Дорожной службы. В 2021 году по всем заявкам района был получен отказ на финансирование, за последние пять лет в районе отремонтировали всего 10 км гравийных дорог. Дорожная служба отказывается заключать контракты с администрацией района на обслуживание дорог в отдаленные поселки. Кратчайшая дорога из Заларей в Иркутск почему-то не попала в опорную сеть, поэтому мэр не просто удивлен, он возмущен сложившейся ситуацией. Максим Лобанов сослался на критерии, разработанные федеральным министерством и экспертами Высшей школы экономики.

– Дополнительная работа с федеральным центром будет сложной, – сказал министр, чем, надо полагать, еще больше расстроил и мэра, и всех жителей района.

– Процесс не быстрый, финансирование, возможно, будет не завтра, но надо работать с мэрами, – ответил министру Александр Ведерников. – Если мы сейчас выслушаем каждого мэра, то у каждого будет что сказать, на что пожаловаться. Давайте проведем ревизию поручений губернатора – наверняка мы увидим, что там множество нерешенных задач. Мы – рекордсмены по погашению госдолга, а надо было все деньги бросить на ремонт дорог. Посмотрите, мы школы строим, а дорог к ним нет. Надо какой-то рейтинг и здесь иметь, чтобы не было таких проблем.

Одной из проблем в списке станет единственный мост в Усть-Илимске, который уже находится в предаварийном состоянии, другой – дорога до Хужира на Ольхоне, которая находится под контролем президента РФ. Предложения, поступившие от депутатов ЗС, мэров и депутатов местных органов власти, дополнят резолюцию совета и станут базой для дальнейшей работы. А ей, как говорится, конца и края не видать.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Ларисы Федоровой.

На фото: На заседании совета Законодательного
собрания Иркутской области по взаимодействию
 с представительными органами муниципальных
образований

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии