Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Познай мир – через культуру»

17 декабря, 2018

Таким был девиз жизни и творчества известного художника Николая Рериха. Именно под такой темой в галерее «Дом художника» открылась яркая молодежная выставка «Сила цвета».

12-1.jpg

Гармония разночтений

С приветственным словом к гостям, а их собралось немало,  обратился  старший преподаватель ИрНИТУ кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна имени В.Г. Смагина Дмитрий Дорохин:

– Наша выставка концептуальна, и ею мы хотим обратить внимание на значение цвета в практике художника. Как говорил наш учитель Виталий Георгиевич Смагин, каждая картина должна нести в себе цветовую идею. Комбинаций цвета великое множество, и художник вкладывает в картину не просто какие-то неосознанные впечатления через цвет, он все-таки осознанно пытается проявить свои чувства, свою мысль в цвете. Именно к этому на занятиях вел нас Виталий Георгиевич.

Эта выставка родилась в какой-то мере как ответ на проект Сергея Нориковича Элояна «Семь чудес цвета», а идея этой выставки принадлежит преподавателю нашей кафедры, доценту Наталье Анатольевне Довнич. У выставки три куратора: я, Наталья Довнич и Любовь Чеботарева, студентка кафедры, которая взяла на себя нагрузку проработать этот проект.

Хочу добавить, что он реализуется в рамках Международного просветительского фестиваля «Мир – через культуру». Это знаменитый девиз Николая Рериха. Как вы знаете, он был крупным общественным деятелем, великолепным художником, миротворцем и как раз в своем творчестве акцентировал влияние цвета. Здесь мы близки к его миропониманию через цвет и отвечаем его идее, потому что не просто познаем средство цвета, а несем определенную культуру цвета и то, как можно облагородить нашу душу с помощью искусства.

В экспозиционной и выставочной комиссиях участвовали члены Союза художников. Это заслуженный художник России Геннадий Юрьевич Кузьмин, отбиравший на первом этапе работы для экспозиции, и Григорий Свердлов, который помимо отбора работ еще принимал активное участие в формировании выставки. Экспозиция получилась очень цельная, выдержанная, может показаться, что она довольно свободная, но тут стояла сложная задача: так поставить рядом активные по цвету работы, чтобы они не «убивали» одна другую, а смотрелись гармонично, чтобы получилась цельная единая экспозиция. И это у нас получилось.

Мы условно разбили выставку на две части: малый зал и большой.  По стилистике они немного различаются, но у нас в приоритете была декоративная живопись, что и было заранее оговорено в документах. Спасибо Союзу художников, галерее «Дома художников» и ее директору Надежде Петровне Куклиной за гостеприимство и предоставление зала.

Откликнулись с большим желанием

– Очень радостно, что проект состоялся, что задуманное не осталось на бумаге, а вылилось в такое событие, отправной точкой которого был, можно сказать, «трактат о живописи» – исследовательская работа нашей талантливой студентки Любови Чеботаревой, задуманная ею еще на первом курсе, – отметила Наталья Довнич. – Осознанно, методично она шла к результату, решив сделать что-то интересное, новое для молодежи, и это состоялось. Причем все, к кому бы мы ни обращались, откликнулись с большим желанием и включались в работу, так что этот праздник – результат общих усилий.

Особая благодарность молодым художникам. Среди них есть авторы, которые уже профессионально состоялись, преподают, являются членами Союза. И наряду с ними совсем молодые, еще студенты, которые только начинают творческие искания, написав свои произведения специально для выставки. Надо сказать, что проект изначально планировался как кураторский, четко выдержанный в своей концепции, и поэтому отбор был жесткий. В процессе отбора мы не отходили в сторону от намеченной темы, все  было по-честному, по-настоящему, как это было бы в отборе к любой профессиональной выставке, которая проходит под эгидой Союза художников, и я рада, что она получилась достойной, с чем всех вас поздравляю!

Броско, ярко, весело

Студенты и преподаватели ИрНИТУ всегда сильны во всех ипостасях и всегда выступают за синтез искусств. Не обошлось без этого и на открытии экспозиции. По окончании официальных речей всех гостей пригласили на небольшой концерт силами преподавателей и студентов, чтобы продемонстрировать, насколько они не замыкаются только на своей работе, а еще умеют прекрасно играть на гитаре, танцевать и бить чечетку, что и было великолепно продемонстрировано. Артистов наградили аплодисментами и разошлись по залам рассматривать картины.

Богатство форм, разнообразие красок, живой ритм, эмоциональный размах, особый мажорный тон присущи каждой из полотен экспозиции. Взять хотя бы диптих «Праздничный стол» Никиты Жданова. То, что на картине изображен стол с праздничными угощениями, судя по названию, угадывается смутно, зато есть возможность пофантазировать. Это настоящее пиршество для глаз, одна часть которого – фиолетовая, другая – красная, и на этом ярком поле в контрастных сопоставлениях рассыпаны различные предметные конфигурации. Что-то из изображенного напомнило мне фрагменты флагов неведомых стран, силуэты птиц, мордочку лисы, крыло самолета, стойку микрофона, хобот слона, крону дерева и т. д. Здесь можно фантазировать бесконечно, и каждый будет видеть что-то свое.  Диптих напоминает сходство с цветной аппликацией. Это настоящий фейерверк красок, почти одушевленное полотно. Броское высказывание. Красочный афоризм. Оно украсило бы любой интерьер авангардного кафе, ресторана и прочего помещения, где не любят скуку и уныние. Я уходила от него, но оно бесцеремонно возвращало меня обратно, как магнит, и опять захлестывало ярким цветом, будоражило, требовало внимания. И я вновь рассматривала его, перестав искать «что-то на что-то похожее», а просто отдавшись мощному цветовому потоку. 

Вдыхая розы аромат…

Тонким лириком предстала на выставке в своей работе «Сад орхидей» Анастасия Ижганайтене. Здесь и праздничное ликование цвета, и гармоничная плавность линий, и стремление к тонкой проработке живописной поверхности. Работа напоминает тонкое акварельное письмо, где автор добивается изысканной гармонии и поэзии. Ты будто чувствуешь и тишину сада, вдыхаешь пряный, насыщенный ароматами воздух, видишь волшебный мир с удивительными цветами. Умело передана градация цвета, пленительный и гармоничный образ изображенной девушки.

Таким же поэтическим чувством проникнуто полотно Ирины Степановой «Теплый вестник». На передний план вынесено изображение восточной красавицы с тонким оттенком меланхолии на лице, плавно изогнутой шеей, потоком льющихся густых волос, держащей на раскрытой ладони птицу. Она что-то нашептывает девушке, отчего на ее губах появляется еле заметная трепетная улыбка. Полотно залито синим цветом, сливающимся с тяжелыми прядями волос, в которых запутались крошечные звезды. Золотисто-солнечный цвет кожи девушки нарочито контрастирует с ярко-синим фоном, подчеркивая красивые изгибы пластики пальцев, тела, рук, шеи, черт лица, подчеркивая гармонию и живописный эффект.

Полотно Дмитрия Дорохина «Высокогорье» наполнено богатством и звучностью цветового тона, написано в едином живом ритме, пронизано тихой волной восторга и торжественности перед величием гор-исполинов, величием мироздания. В работе заключены два сильнейших средства гармонии души и тела, о которых говорил Дмитрий на открытии, – цветотерапия и медитативные тексты – единство Красоты и Мудрости.

Пейзаж-настроение Анастасии Кустовой «Жило-было дерево» полон тонкой, интимной задушевности. Художник чутко вглядывается в окружающую природу, стремится проникнуть в ее тайну, открыть в знакомых вещах их изменчивую красоту. Перед нами береза, сменившая зеленую крону на желто-золотую, раскинувшая ее свободно и гордо. Вся земля покрыта теми же золотистыми красками вперемешку с красными и вкраплениями зеленого. Картину отличает ясный теплый поэтический колорит, спокойная и уравновешенная композиция. Наступление осени воспринимается как неизбежность и необходимость, в которой царят гармония и порядок, вечный закон жизни. Мелкими зернистыми мазками тонко переданы нюансы красок земли, покрытой отмирающей травой и листвой, тени от деревьев, напоенный светом, будто звенящий воздух.

Пульс времени

Обо всех работах выставки рассказать невозможно, их нужно увидеть, постоять возле каждой, поразмышлять, вернуться в прошлое и заглянуть в тайники своей души. Какие-то из картин вызывают элегическую грусть, какие-то – безудержную радость и восторг. В каждой из них воплотилась, символизировалась, отразилась сложность нынешнего времени, его пульс, его мысль, нерв, ритм. И чтобы почувствовать время через искусство – приходите на выставку молодых художников. Она того стоит. Вы сделаете для себя немало открытий!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Никита Жданов на фоне своей
работы «Праздничный стол»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии