Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Радость со слезами на глазах…»

16 мая, 2016


1.jpg

Спектакль по пьесе современного драматурга Олега Богаева «Марьино поле», где  героини пьесы — столетние вдовы-солдатки, не дождавшиеся мужей с фронта, поставила на сцене Черемховского  драматического театра имени В.П.Гуркина  московский режиссер Татьяна Уфимцева, давно знакомая зрителям-черемховцам по другим  постановкам.  И вот очередная премьера, прошедшая в конце апреля, рассказ о бесконечной женской вере и умении ждать…

Пьеса, написанная драматургом в начале 2000-х, с завидным постоянством ставится в театрах страны, несмотря на большие трудности ее сценического воплощения. Я видела, как эту пьесу  режиссеры решали в жанре народного сказа, трагического лубка и даже как абсурдистскую фантасмагорию, небылицу. Потому что здесь перемешались и реальность, и фантастика, и историческая правда, и элементы сатиры, абсурда и мелодрамы.

В увиденном мною спектакле черемховцев присутствуют все эти составляющие. В целом же жанр заявлен режиссером как комедия. Наверное, зная контингент города, его вкусы и то, что ему интересно, что он будет способен усвоить и переварить, режиссер осмелилась превратить и «прочесть» сценически всю пьесу как комедию. Почему осмелилась? Потому что даже сам автор не смог определиться в жанре и просто написал — «пьеса в двух действиях», мол, пусть режиссер сам решает и с жанром и как это все можно поставить-воплотить. 

2.jpg

И действительно, читая произведение, чувствуешь, что автор специально писал пьесу, которую трудно реализовать, если не найдешьсвой точный язык, форму, верный ключ. Столько здесь  напридумывала  его авторская фантазия, что, кажется, лучше бы и не связываться! Но у режиссеров тем не менее пьеса востребована. В  ней  прорва  второстепенных действующих лиц, которые к тому же постоянно претерпевают метаморфозы в виде превращений: из гаишника — в Лаврентия Берия, из Белки, сидящей на ветке дерева, в диктора Левитана… И где  гитара —  вместо ружья… И где Сталин стирает тряпье в медном тазике, а потом отправляет бедных старушек на расстрел и при этом орет на них, что они, извините, «страну просрали!». И где Гитлер, заманив бабок в баню, собирается самолично их поджечь. Одним словом, сплошная фантасмагория, которая может только во сне присниться…

Кстати, с этого и начнем, со сна… Легла старуха Марья  помирать, подруги на гробовую доску не пожалели отдать дверь от сортира. А другой-то не было, но вместо смерти пришел к ней счастливый и легкий сон, который и стал основой всего действия….

После сна Марья «воскресла», потому что увидела, как  приходил к ней покойный муж, который вовсе не погиб на войне, а жив. Долго,  более полувека, шел с войны ее Иван. Но сейчас он уже близко-близко, едет на поезде с другими мужиками. В этом она убедила двух таких же одиноких старух-вдов, и отправились они им навстречу, на станцию. Запрягли корову вместо лошади:  где проедут, где пешком протопают  через опустевшие поля, через осиротевшие, брошенные деревни, и чем дальше в лес, тем больше дров… 

Встречается им по дороге, по воле буйной фантазии автора, всякая «нечисть»: лешие, волки, фашисты, гаишники, разные  исторические персонажи — диктор Левитан, сидящий на дереве и вещающий в репродуктор «От советского информбюро…», встречаются Гитлер, Сталин, Берия. Но весь этот фарсовый агитпроп  в «Марьином поле» — только как движущая и направляющая линия сюжета. Пронзительная тема трагичности русской истории и судьбы русской женщины решена здесь через откровенно трагикомический, фарсовый ход. Главные в спектакле, конечно, три старухи, и наш смех над второстепенными персонажами отходит  на второй план  на фоне простой отрезвляющей  вдовьей правды.

Вообще весь спектакль балансирует по тонкой грани, ведь в основе — тема, над которой не смеются, и театр эту грань  чувствует очень хорошо. Остаются в памяти хорошие актерские работы. Каждая героиня предстает  ярко выраженной индивидуальностью со своей судьбой, с развитием характера и тонко, детально разработанными отношениями.

В главных ролях трех  старух — артистки  Яна Кощеева (Серафима), Надежда Скоморовская (Мария) и Алена Беляевская (Прасковья).  Все три роли у актрис, на мой взгляд, одни из лучших в сезоне.  Где-то задевая душевными переживаниями, где-то напором и энергией, все трое работают увлеченно, свободно, импровизируя, создавая яркий, острый рисунок характеров. Они сумели соединить в своих старухах  лукавство, печаль, азарт и детскую мудрость. Их игра  легка, естественна и непринужденна, и они не просто органичны и искренни, они узнаваемы, особенно в сценах, где речь идет о переживаемых давних конфликтах, будто бы  возникших вчера. Эти бабы  затейливо, с фольклорным задором ссорятся из-за пригоршни гречневой крупы и старого патефона, но в спектакле их мир лишен злобы, лишен агрессии, и ссорятся-то они скорее так, будто играючи, по вредности нрава, зная, что помирятся назавтра.

3.jpg

В роли Коровы  прекрасно, с выдумкой  работает артистка  Снежана Кашина. Свою  Корову  она подает с большим юмором, озорно, находит характер и  делает это с большим удовольствием, любовью и радостью. В эпизодических  ролях, а в программке они значатся просто как  «Другие», заняты артисты Анатолий Чернов, Алексей Рычков, Павел Польскис.  Работают актеры в  остром рисунке превосходно, темпераментно, перевоплощаясь мгновенно, стараясь  в небольшом  эпизоде выложиться по полной,  делая его  значимым, ярким, запоминающимся, за что и удостаиваются аплодисментов.

Интересно найдено  решение с персонажем Режиссер (актрисы  Анастасия Быкова и Валерия Тальянская), которого  нет у автора, но  который  с самого начала вводит  зрителя в курс дела, управляя действием и персонажами. 

Спектакль «Марьино поле» интересно, ярко и смело сочинен и ансамблево сыгран. В нем есть замечательные находки, где одно очень быстро трансформируется в другое: гроб в секунду оборачивается лодкой, обычную скамейку выдают за сруб бани,  гитара становится ружьем. И зритель сразу включается в эту игру и безоговорочно верит.

А как замечательно решена сцена у Девичьего источника, куда бабы пошли омолодиться. Как женственно, эстетически красиво они омывают себя водой — вроде все просто, без изысков, но как трогательно, тонко смотрится эта сцена. И хоть разрешается она в конечном счете смехом, потому что никакого превращения не получилось, — разве что Корова оборачивается Козой, — все равно она оставляет у зрителей сочувствие, переживание, добрую улыбку.

Проносятся вагоны, мелькают освещенные  окна. Конечно, ни в одном из них нет и не будет тех, кого они пришли встречать, да и поезд промчится мимо на бешеной скорости. Да и был ли он, этот поезд-призрак? Все осталось далеко позади, в прошлом, в  памяти, которая не хочет сдаваться, не хочет принимать реальность и то,  что давным-давно на тех, кого они пришли встречать, получены похоронки…

Спектакль,  наполняющий радостью со слезами на глазах, дающий  возможность погрустить, поразмышлять, повспоминать, пожалеть, посочувствовать. В спектакле есть жизнь, нерв, яркие эмоции, есть единение простого человека с  Историей, какая бы она ни была, сопричастность с ней и невозможность отделить  свою судьбу от судьбы своей страны. И главное — вся эта по-хорошему фантастическая история рассказана потрясающим театральным языком!                                                                                                        

Лора Тирон, «Байкальские вести»

На фото: Мария (арт. Надежда Скоморовская);

Серафима (Яна Кощеева) и Корова (Снежана Кашина);

Сцена из спектакля. В ролях Надежда Скоморовская,
Яна Кощеева, Алена Беляевская, Снежана Кашина

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии