«Радость со слезами на глазах…»
Спектакль по пьесе современного драматурга Олега Богаева «Марьино поле», где героини пьесы — столетние вдовы-солдатки, не дождавшиеся мужей с фронта, поставила на сцене Черемховского драматического театра имени В.П.Гуркина московский режиссер Татьяна Уфимцева, давно знакомая зрителям-черемховцам по другим постановкам. И вот очередная премьера, прошедшая в конце апреля, рассказ о бесконечной женской вере и умении ждать…
Пьеса, написанная драматургом в начале 2000-х, с завидным постоянством ставится в театрах страны, несмотря на большие трудности ее сценического воплощения. Я видела, как эту пьесу режиссеры решали в жанре народного сказа, трагического лубка и даже как абсурдистскую фантасмагорию, небылицу. Потому что здесь перемешались и реальность, и фантастика, и историческая правда, и элементы сатиры, абсурда и мелодрамы.
В увиденном мною спектакле черемховцев присутствуют все эти составляющие. В целом же жанр заявлен режиссером как комедия. Наверное, зная контингент города, его вкусы и то, что ему интересно, что он будет способен усвоить и переварить, режиссер осмелилась превратить и «прочесть» сценически всю пьесу как комедию. Почему осмелилась? Потому что даже сам автор не смог определиться в жанре и просто написал — «пьеса в двух действиях», мол, пусть режиссер сам решает и с жанром и как это все можно поставить-воплотить.
И действительно, читая произведение, чувствуешь, что автор специально писал пьесу, которую трудно реализовать, если не найдешьсвой точный язык, форму, верный ключ. Столько здесь напридумывала его авторская фантазия, что, кажется, лучше бы и не связываться! Но у режиссеров тем не менее пьеса востребована. В ней прорва второстепенных действующих лиц, которые к тому же постоянно претерпевают метаморфозы в виде превращений: из гаишника — в Лаврентия Берия, из Белки, сидящей на ветке дерева, в диктора Левитана… И где гитара — вместо ружья… И где Сталин стирает тряпье в медном тазике, а потом отправляет бедных старушек на расстрел и при этом орет на них, что они, извините, «страну просрали!». И где Гитлер, заманив бабок в баню, собирается самолично их поджечь. Одним словом, сплошная фантасмагория, которая может только во сне присниться…
Кстати, с этого и начнем, со сна… Легла старуха Марья помирать, подруги на гробовую доску не пожалели отдать дверь от сортира. А другой-то не было, но вместо смерти пришел к ней счастливый и легкий сон, который и стал основой всего действия….
После сна Марья «воскресла», потому что увидела, как приходил к ней покойный муж, который вовсе не погиб на войне, а жив. Долго, более полувека, шел с войны ее Иван. Но сейчас он уже близко-близко, едет на поезде с другими мужиками. В этом она убедила двух таких же одиноких старух-вдов, и отправились они им навстречу, на станцию. Запрягли корову вместо лошади: где проедут, где пешком протопают через опустевшие поля, через осиротевшие, брошенные деревни, и чем дальше в лес, тем больше дров…
Встречается им по дороге, по воле буйной фантазии автора, всякая «нечисть»: лешие, волки, фашисты, гаишники, разные исторические персонажи — диктор Левитан, сидящий на дереве и вещающий в репродуктор «От советского информбюро…», встречаются Гитлер, Сталин, Берия. Но весь этот фарсовый агитпроп в «Марьином поле» — только как движущая и направляющая линия сюжета. Пронзительная тема трагичности русской истории и судьбы русской женщины решена здесь через откровенно трагикомический, фарсовый ход. Главные в спектакле, конечно, три старухи, и наш смех над второстепенными персонажами отходит на второй план на фоне простой отрезвляющей вдовьей правды.
Вообще весь спектакль балансирует по тонкой грани, ведь в основе — тема, над которой не смеются, и театр эту грань чувствует очень хорошо. Остаются в памяти хорошие актерские работы. Каждая героиня предстает ярко выраженной индивидуальностью со своей судьбой, с развитием характера и тонко, детально разработанными отношениями.
В главных ролях трех старух — артистки Яна Кощеева (Серафима), Надежда Скоморовская (Мария) и Алена Беляевская (Прасковья). Все три роли у актрис, на мой взгляд, одни из лучших в сезоне. Где-то задевая душевными переживаниями, где-то напором и энергией, все трое работают увлеченно, свободно, импровизируя, создавая яркий, острый рисунок характеров. Они сумели соединить в своих старухах лукавство, печаль, азарт и детскую мудрость. Их игра легка, естественна и непринужденна, и они не просто органичны и искренни, они узнаваемы, особенно в сценах, где речь идет о переживаемых давних конфликтах, будто бы возникших вчера. Эти бабы затейливо, с фольклорным задором ссорятся из-за пригоршни гречневой крупы и старого патефона, но в спектакле их мир лишен злобы, лишен агрессии, и ссорятся-то они скорее так, будто играючи, по вредности нрава, зная, что помирятся назавтра.
В роли Коровы прекрасно, с выдумкой работает артистка Снежана Кашина. Свою Корову она подает с большим юмором, озорно, находит характер и делает это с большим удовольствием, любовью и радостью. В эпизодических ролях, а в программке они значатся просто как «Другие», заняты артисты Анатолий Чернов, Алексей Рычков, Павел Польскис. Работают актеры в остром рисунке превосходно, темпераментно, перевоплощаясь мгновенно, стараясь в небольшом эпизоде выложиться по полной, делая его значимым, ярким, запоминающимся, за что и удостаиваются аплодисментов.
Интересно найдено решение с персонажем Режиссер (актрисы Анастасия Быкова и Валерия Тальянская), которого нет у автора, но который с самого начала вводит зрителя в курс дела, управляя действием и персонажами.
Спектакль «Марьино поле» интересно, ярко и смело сочинен и ансамблево сыгран. В нем есть замечательные находки, где одно очень быстро трансформируется в другое: гроб в секунду оборачивается лодкой, обычную скамейку выдают за сруб бани, гитара становится ружьем. И зритель сразу включается в эту игру и безоговорочно верит.
А как замечательно решена сцена у Девичьего источника, куда бабы пошли омолодиться. Как женственно, эстетически красиво они омывают себя водой — вроде все просто, без изысков, но как трогательно, тонко смотрится эта сцена. И хоть разрешается она в конечном счете смехом, потому что никакого превращения не получилось, — разве что Корова оборачивается Козой, — все равно она оставляет у зрителей сочувствие, переживание, добрую улыбку.
Проносятся вагоны, мелькают освещенные окна. Конечно, ни в одном из них нет и не будет тех, кого они пришли встречать, да и поезд промчится мимо на бешеной скорости. Да и был ли он, этот поезд-призрак? Все осталось далеко позади, в прошлом, в памяти, которая не хочет сдаваться, не хочет принимать реальность и то, что давным-давно на тех, кого они пришли встречать, получены похоронки…
Спектакль, наполняющий радостью со слезами на глазах, дающий возможность погрустить, поразмышлять, повспоминать, пожалеть, посочувствовать. В спектакле есть жизнь, нерв, яркие эмоции, есть единение простого человека с Историей, какая бы она ни была, сопричастность с ней и невозможность отделить свою судьбу от судьбы своей страны. И главное — вся эта по-хорошему фантастическая история рассказана потрясающим театральным языком!
Лора Тирон, «Байкальские вести»
На фото: Мария (арт. Надежда Скоморовская);
Серафима (Яна Кощеева) и Корова (Снежана Кашина);
Сцена из спектакля. В ролях Надежда Скоморовская,
Яна Кощеева, Алена Беляевская, Снежана Кашина
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.