«В молитвах я предков своих вспоминал…»
В Иркутске открылась большая частная галерея
Обновленное здание галереи сияло. Его зеркальные, отлакированные, гладко выбритые черные бока лоснились свежестью, радовали глаз и будто источали тонкий восточный аромат благовоний. На поверхности здания играли золотые лучи, а в окна заглядывал разгоряченный диск утомленного солнца, в надежде, что и оно получит приглашение. Двери галереи радушно распахивали объятия очередному гостю, и, очарованный, он растворялся в прохладных лабиринтах залов, коридоров и этажей, где сердце его и душа попадали в плен красоты и гармонии.
Ты помнишь, как все начиналось?!
В жаркий день 18 июня иркутский предприниматель, коллекционер живописи и скульптуры Виктор Бронштейн пригласил иркутян на открытие своей обновленной галереи на улице Октябрьской Революции и на выставочный проект «Душа Азии».
«С чего все началось и почему я вообще начал заниматься музеем, выставками, а теперь вот появилась галерея?» Наверное, именно этого вопроса ждал от собравшихся журналистов Виктор Владимирович, но никто из присутствовавших на пресс-конференции об этом не спросил. И я догадываюсь, почему. Понятия Искусство и Виктор Бронштейн давно стали неразделимыми, как близнецы-братья, и все решили, что так было всегда. Но Виктор Владимирович поведал публике интересные подробности жизни и своего рождения как коллекционера.
Так с чего же все началось?
— А началось все 17 лет назад в ресторане «Вернисаж» на улице Урицкого, — начал Виктор Владимирович. — Мы с Геннадием Гайдой, моим другом, родственником и очень хорошим поэтом, его открывали. Гена тогда заронил в меня мысль, чтоб открыть не просто ресторан, а еще и ненавязчиво просвещать людей, ведь, находясь среди картин хороших художников, человек невольно берет от них какую-то часть красоты, эстетики, получает удовольствие от соприкосновения с ними.
Гайда предложил разместить в пространстве ресторана полотна наших иркутских авторов. «Это же здорово, — решил я, — такого в Иркутске еще не было. Идея отличная!»
Гена был знаком со всеми художниками города, я тогда не знал ни одного. Если стихи писал с детства, то живописью так глубоко не занимался. Правда, к слову сказать, дед мой был талантливым человеком: играл на нескольких музыкальных инструментах, хорошо рисовал.
И вот все стены ресторана мы увешали живописью, получился ресторан-выставка. Может, это было и не ахти с каким высоким вкусом, но это было начало, было нетипично для Иркутска, и это было только у нас. А быть первым — это немаловажно…
В основном это были пейзажи Иркутска, картины художников Костовского, Рубцова, Кузьмина, Казанцева… Собрали мы на открытие много гостей: я — со своей стороны, Геннадий — со своей. Пришло человек сто двадцать: предприниматели, чиновники, поэты, художники. Гайду только что приняли в Союз писателей, у него вышла книжка, и еще все это совпало с его днем рождения. Но так как мой день рождения шел следом за его, то, встретив его рождение, мероприятие наше после полуночи плавно перешло в мой день рождения, который наступил 1 февраля. В интересных разговорах, спорах, воспоминаниях, рассказах, которые перемежались стихами, прошла эта по-настоящему волшебная ночь. Наверное, в эту ночь я и родился как коллекционер.
Не скажу, что я сразу, в одночасье сформировался и стал во всем разбираться. Это шло постепенно. Первую картину, которую я приобрел, отлично помню — это «Улица Карла Маркса» Геннадия Кузьмина.
— Лет через пять я уже стал целенаправленно что-то покупать, а потом этот процесс пошел активнее, — продолжает Виктор Бронштейн. — Я читал много литературы по искусствоведению, о художниках, о стилях и направлениях. Я настолько увлекся, даже азарт какой-то появился. И на сегодня я имею очень солидную коллекцию — около тысячи живописных полотен и скульптур. Дома у меня тоже все стены в картинах. Наверное, это уже называется страстью, когда без чего-то просто не можешь, это создает атмосферу, воздух, ауру, твой полноценный мир.
Недавно у меня в гостях был Даши Намдаков с искусствоведом Надеждой Петровной Комаровой, и их общая оценка — отлично, а их резюме после осмотра живописи и скульптуры таково: такую коллекцию могли собирать несколько поколений. И это для меня из уст таких высоких специалистов прозвучало как самый лестный комплимент.
В моей коллекции собраны иркутские, бурятские художники, а школа живописи наша, сибирская, — одна из лучших и может соперничать со столичными. Теперь я понимаю, какая это ценность и сколько наших замечательных полотен постоянно уходит за границу, в частности в Китай, потому что за рубежом неплохо разбираются в искусстве и умеют его ценить.
Картины воздействуют на подсознание. Например, висит у кого-то дома картина, ребенок с ней растет, формируется его сознание. И то, что на ней изображено, он с этим живет, впитывает невольно, вступает в жизнь. И помнит все до старости. Ребенка не обманешь. И если это настоящее искусство — это одно влияние. А если дешевая подделка — то воспитание дурновкусия.
Мы в своей галерее поставили заслон и дурновкусию, и тому, чтобы картины вывозились за рубеж. Конечно, этот процесс остановить полностью невозможно, но хоть часть я спас, уберег от вывоза. Поэтому приходилось покупать их у художников, лишь бы они не продали их на сторону, а это немалые деньги. Нам нужно возвращать культурные традиции вместе, и каждый состоятельный человек должен иметь дома хотя бы небольшую галерейку. Когда есть у современных бизнесменов мысль что-то духовное оставить в наследство потомкам, что-то вечное, то почему бы не оставить искусство. Бизнес не всегда передашь, он имеет обыкновение разваливаться, трансформироваться, а настоящее искусство — беспредельно, оно вечно, и знак его качества — вечность, потому что в каждую работу перешла энергия мастера.
Загадки Даши Намдакова
— Почему до сих пор живут великие полотна Леонардо, Рафаэля, скульптуры Микеланджело? Потому что это подлинное, настоящее, в них живет душа художника, — говорит основатель галереи. — И если мы все вместе будем просвещать, объяснять бизнесменам, которые пока не все понимают, что вкладываться в искусство — это выгодно, то мы все сделаем большое дело.
Я тоже начинал с малого, с галереи, которая, как вы помните, располагалась в мебельном салоне. Покупатели приходили, выбирали мебель и могли любоваться живописными полотнами или даже что-то купить, потом я открыл небольшую галерею в 160 кв. метров, которая была выделена от салона с мебелью. А вот сейчас запускаем галерею в 1200 кв. метров. Есть где посидеть, пройдясь по залам, отдохнуть, поразмышлять, подумать, выпить чашку кофе или вина. У нас здесь есть небольшой ресторанчик, великолепная винотека с хорошими винами, будет зал, где художники смогут работать, зал для проведения вечеров, различных культурных мероприятий, мастер-классов, образовательных проектов.
Реконструкция здания шла год. Техническое обеспечение довольно серьезное и дорогое. Здесь поддерживается постоянная температура и влажность. В каждом зале может быть своя музыка, свое световое оформление. Душой экспозиции стали работы Даши Намдакова, особенно скульптура «Птица и тигр». Расскажу, какова история ее появления у меня. В этом году, как, впрочем, уже много лет подряд, я сбегаю со своего дня рождения из Иркутска. В этом году решил вместе с супругой навестить мою дочь Полину, которая учится в Лондоне, и вместе с ней там провести день рождения. Гуляя по центру, зашли на выставку-продажу работ Даши Намдакова, он уже несколько лет живет в Лондоне. И когда я увидел эту скульптуру и еще ряд его работ, то просто не мог глаз оторвать. Огромное впечатление. Я тогда понял: галерея не может быть без его работ, таких величественных и загадочных, в которых соединены миф и реальность, мир чудесной природы. Я заключил договор на несколько его скульптур, но пока они не все представлены здесь. Они «едут» из Италии, где находятся его мастерские. И эта «Птица и тигр» тоже не сразу приехала сюда. Сначала скульптура побывала на выставке в Нью-Йорке, а потом уже была доставлена к нам.
Притяжение древней земли
Присутствуют на открытии проекта «Душа Азии» и несколько работ Даши из собрания Олега Геевского, который является давним и страстным поклонником его творчества.
В разговор вступает директор галереи Ольга Бронштейн:
— Наша выставка продлится до 30 августа, и большая часть приобретенных работ должна подъехать из Италии до этого срока, поэтому иркутяне их смогут увидеть до закрытия выставки. Они, конечно, займут свое почетное место в пространстве галереи. Еще хотелось бы сказать, что месяца за три до того, как мы «запустили» галерею, мы участвовали в региональном конкурсе «Зодчество Восточной Сибири». И проект галереи получил Золотой диплом в номинации «Интерьеры». Для нас это была очень значимая победа, которая досталась нам до того, как мы открыли это пространство. Нам радостно и приятно, ведь это хороший старт.
В формате нашего нового пространства мы планируем размещать и фотовыставки, и инсталляции. У нас в Иркутске очень много профессиональных и талантливых фотомастеров. Думаю, что у галереи не будет недостатка в желающих выставляться здесь. Добавлю, что галерея будет работать с 11.00 до 20.00. Цена билета — 150 рублей. Детский и льготный — 50 рублей. Сайт галереи: vbgallery.ru.Он обновлен, на нем можно узнать обо всех новинках, смене экспозиций, о намечаемых и предполагаемых мероприятиях. Экспозиции будут постоянно меняться, и все иркутяне и гости города смогут увидеть всю коллекцию, которой располагает галерея.
А почему вы открываетесь именно в июне, и почему такой выставкой — «Душа Азии»? — звучит вопрос Виктору Владимировичу.
— У этого проекта есть крестная мама — Лариса Иннокентьевна Забродская, заместитель губернатора. Она большой друг Даши Намдакова, и когда он приезжал и мы сидели пили чай, она предложила: «А почему бы не приурочить открытие такой замечательной галереи к празднованию V Международного этнокультурного фестиваля « Ёрдынские игры-2015»!?. Это было неожиданно, но интересно, хотя мы рассчитывали еще месяца три заниматься ремонтом. Но надо, так надо. Пришлось ускорить ремонт, и мы успели к открытию игр. Галерея предстала зрителям во всем своем блеске и в новизне. Мы даже смогли сделать выездной вариант выставки, непосредственно в Ольхонском районе, где проходили Ёрдынские игры. Там нам выделили юрту, где мы смогли разместить картины, скульптуры, и около тысячи человек увидели полотна из нашей галереи.
И вы знаете, как-то так интересно все складывается, соединяется и пересекается. Ведь мои предки по отцовской линии были выходцами из Бурятии, сестра родилась в Бурятии, бабушка знала бурятский язык. Предки владели там золотыми приисками. Правда, наследства никакого не досталось — сами знаете, после революции все было национализировано. И вот я подумал: случайно или нет то, что именно с азиатской тематики, бурятскими авторами в том числе, мы открываем галерею? А если учесть то, что ничего случайного в жизни не бывает, то и открытие нашей галереи именно с такой тематики тоже не случайно. В жизни все имеет свои истоки, корни, традиции.
Наверное, подсознательно мифы и история степного народа, доставшись от предков, поселившихся когда-то на берегах Байкала, жили в Викторе с самого детства, затаясь до поры до времени. А потом, получив импульс, вдохновение, какой-то новый глоток жизненных впечатлений, забродили в нем, запросились наружу и вылились в настоящую страсть, в большое нужное дело, которое увлекло и которым он занимается сейчас очень серьезно.
…А на выставку в новую галерею приходите обязательно, вы попадете в фантастический и утонченный мир Даши Намдакова, изящный и звонкий Аллы Цыбиковой, радостный и солнечный Бальжинимы Доржиева, чуть-чуть отстраненный и таинственный Юрия Мандаганова, хрустально-сказочный Владислава Урбаханова, мир степных кочевников Сергея Писарева и Юрия Ермолаева и многих других великолепных художников.
Бегите от суеты, повседневности и обыденности, попробуйте окунуться в чистоту красок, света и гармонии. И если верить в то, что искусство лечит, то после соприкосновения и общения с ним начинаешь сильнее любить жизнь, понимая, что мы — гости, а оно — вечно.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.