Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Что наша жизнь! Игра…»

11 марта, 2013

В феврале на сцене Иркутской областной филармонии прошел музыкальный праздник, по значимости который можно отнести к культурным  событиям года. Состоялось грандиозное концертное  исполнение оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».

Опера «Пиковая дама» — одно из величайших произведений мирового искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает своей психологической правдивостью мыслей и чувств героев, их надежд, страстей,  желаний, страданий, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского именно в этой опере получили полное и совершенное выражение, и «Пиковая дама» по праву считается вершиной творчества композитора. Сочинял он оперу с упоением. Язык его обогатился рядом гармонических и ритмических находок, а  такие эпизоды оперы, как баллада Томского «Однажды в Версале», ария Лизы «Откуда эти слезы», ария Германа «Прости, небесное созданье», ариозо Лизы «Уж полночь близится» и ария Германа «Что наша жизнь?» — можно смело отнести к музыкальным шедеврам.

Интересно, что сюжет  пушкинской «Пиковой дамы», предложенный  Чайковскому его братом  Модестом, который впоследствии написал либретто к опере, не сразу его заинтересовал. Но через какое-то время он вернулся к нему, потому что сюжет не давал ему покоя,  и  он начал работать над ним с любовью и  наслаждением, написав оперу  всего за 44 дня и  вложив в эту музыку  всю силу человеческих страстей…

«Пиковая дама»  после первой постановки в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 7(19) декабря1890 года сразу с успехом пошла по сценам многих театров мира…

Мысль о том, чтобы исполнить эту оперу на сцене иркутской филармонии, зрела давно. И вот настало время от идеи перейти к ее воплощению…

Кто явился инициатором постановки? Каковы ее особенности? Кто принимал участие в спектакле? Насколько сложен был процесс постановки и  глубок  резонанс? — со всеми этими и многими другими вопросами я обратилась к  Марине Токарской,  кандидату искусствоведения, художественному руководителю Иркутской областной филармонии.

— Инициатором проекта выступил художественный руководитель и  главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра  иркутской  филармонии, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.

Илмар Лапиньш занимался и  подбором солистов, которые были приглашены из театров  Европы и России. Это, в частности, баритон из Финской национальной оперы г. Хельсинки  Ханну Ниемела, исполнявший партию графа Томского, сопрано из Латвийской национальной оперы г. Риги Лиене Кинча, исполнявшая партию Лизы, меццо-сопрано из Красноярского государственного театра оперы и балета Ольга Басова, исполнявшая партию Графини. Из этого же театра баритон Олег Алексеев, исполнивший партию князя Елецкого, тенор из Бурятского государственного театра оперы и балета Баиржаб Дамбиев, исполнивший Германа.

Участвовали в постановке и солисты музыкального театра имени Н.М.Загурского — сопрано Светлана Лунюшкина (Прилепа) и  бас Андрей Данилов (Сурин), тенор Денис Ветров (Чекалинский) и бас-баритон Артем Дудкевич (Нарумов, Златогор) — студенты САПЭУ, тенор Алексей Босых (Чаплицкий) — студент музыкального колледжа,  меццо-сопрано областной филармонии Екатерина Переверзева (Гувернантка, Миловзор) и контральто МаринэХачатрян (Полина).

Исполняли  оперу два хора: Камерный хор и  «Соловушка» из  школы-интерната с углубленным изучением музыки, руководит которыми хормейстер Елена Бояркина. С солистами-иркутянами работала профессор САПЭУ, преподаватель ВСГАО Любовь Монина и концертмейстер, заслуженный работник культуры  Татьяна Лесовая. Концертмейстером хора является заслуженный артист России Борис Изаксон.

Это люди, которые остались «за кадром», но которые не жалели ни времени, ни сил, ни своей души, чтобы «Пиковая дама» прозвучала на сцене иркутской филармонии ярко, мощно, неординарно, чтобы стала событием года. Так оно и случилось. Не только по количеству участников, число которых составило около 150,  но и, главное, по тому, какие впечатляющие и достойные  силы были задействованы в исполнении оперы.

Само концертное исполнение оперы проходило с элементами театрализации: Графиня сидела в кресле, вокруг нее группировались другие участники спектакля, все происходило максимально приближенно к театрализации исполнения. Но на первом плане  этой постановки была, конечно, гениальная  музыка Петра Ильича Чайковского, феноменально исполненная Губернаторским симфоническим оркестром, который проделал  для этого  большую, кропотливую, углубленную работу.

Хочу отметить, что эту оперу наш оркестр исполняет уже не впервые. В 1992 году она прозвучала  в исполнении нашего  оркестра под руководством дирижера Олега Зверева. С той поры прошел 21 год, изменился состав оркестра,  изменилось время, которое потребовало своих корректив  и нового подхода к прочтению.

В последние годы, как отмечают музыковеды и зрители,  заметен рост оркестра в плане  мастерства, сыгранности, звучания, что было ярко проявлено и в исполнении нынешней «Пиковой дамы»…

Невозможно в статье рассказать о глубине потрясения, о том большом  эмоциональном впечатлении, которое произвело на зрителей исполнение оперы. В спектакле было много эффектных сцен. Во  мне, например, особенный след оставило решение сцены с явлением Графини после ее смерти. Сцена  была  решена мизансценически просто, но  очень интересно, впечатляюще и талантливо подана  за счет световых переходов. Графиня появлялась в средней двери зрительного зала в красных лучах прожектора и оттуда говорила свой текст: «Тройка, семерка, туз…», а Герман  в ужасе смотрел на нее со сцены. Она была как бы вдали, но в то же время очень реальна и близка. Затем свет с нее снимался, Графиня исчезала, и оставалось только зловещее  ощущение страшного предзнаменования и тревоги. В этот момент наверняка у каждого зрителя мурашки пробегали по коже.

Музыка Чайковского в этой опере огромной симфонической сложности. В ней все музыкальные образы и символы — «говорящи». На каждый образ и тему композитор дает свои музыкальные характеристики. Можно различить пять стержневых тем, которые композитор использует как лейтмотивы. Четыре тесно связаны между собой: тема Германа, тема трех карт, тема любви Лизы и тема судьбы. Особняком стоит тема Графини, основанная на повторении трех нот равной длительности. Потрясающи по колориту  характеристики времени, когда Графиня говорит о том, что с ней происходило в молодости. И все эти моменты  выражены музыкой настолько ярко, что кажется, не нужно ничего иллюстрировать. Фантазия зрителя сама все выстроит и дорисует воображением. И все эти музыкальные моменты  были очень четко и ярко отражены исполнителями,  музыкальная драматургия Чайковского была донесена  максимально точно, вплоть до тончайших музыкальных подтекстов и нюансов.

Иркутску повезло. Исполнение «Пиковой дамы» на сцене нашей филармонии — это было больше чем сценическое  зрелище, это был поступок огромной  творческой силы, огромной значимости и ответственности. Наши музыканты с честью справились с творческой задачей, а город получил уникальный и большой,  эстетически-ценный художественный подарок, который навсегда останется в памяти тех, кто был на этом грандиозном празднике классической  музыки.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой.

На фото: «Пиковая дама» на иркутской сцене

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии