Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«А также в области балета мы впереди планеты всей…»

04 декабря, 2018

«Очень красиво, роскошно и великолепно. Костюмы, декорация, мастерство актеров – все радует глаз! Настоящий праздник классического балета. Видна рука мастера». Такие разговоры и восклицания можно было услышать после отзвучавших оваций в зале   музыкального театра имени Н.М. Загурского 24–25 ноября после премьеры двух одноактных балетов – «Шахеразада» и «Дон Кихот» в постановке художественного руководителя театра «Русский балет» народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. А если публика выходит из зрительного зала в восторге, в приподнятом настроении, значит, создатели спектакля выполнили свою миссию на самом высоком художественном уровне.

8-1.jpg

Обаяние классики

Накануне премьеры легендарный танцовщик и балетмейстер Вячеслав Гордеев встретился с журналистами и по поводу постановки этих двух балетов в музыкальном театре имени Н.М. Загурского сказал следующее:

– «Дон Кихот» – это балет-праздник, соединяющий изящную, яркую, веселую музыку, сложнейшую хореографическую технику, красочные декорации, яркие костюмы. Он полон любви, юмора и веселья. Зритель получит заряд позитивных эмоций, хорошее настроение, а артисты, демонстрируя свое мастерство, смогут блеснуть во всей красе.

Второй балет – «Шахерезада» (прочтение допустимо и через «е» и через «а», так название звучало в XIX веке. – Прим. ред.) – очень яркий, чувственный, эмоционально насыщенный, с великолепной музыкой и хореографией, – продолжил Вячеслав Гордеев. – Это восточная тема. Спектакль, поставленный не по классическим канонам, здесь интересно наблюдать за пластикой тела. В разные годы своего существования этот балет называли даже сексуальным из-за ярких, выразительных движений тел танцовщиков, их рук, которые обнимают, ласкают, манят. Смелый был балет в определенные вехи своей истории. И все это на фоне изумительно красивой музыки, которые дают в результате не только «красивую картинку», но в этом есть своя история и философия.

Поэтому появление двух увлекательных, ярких, сильных спектаклей в Иркутске – очень разных, но показанных в один вечер – это принципиальная задумка, чтобы сразу дать зрителю насладиться широтой и разнообразием форм классического балета, его красотой, традициями, культурой. Чтобы заявить о появлении в городе и в жизни музыкального театра нового «слова», нового явления – классического балета. Я думаю, публика полюбит эти классические спектакли. И для труппы театра это много даст, а город и зритель только выиграют. Мне бы этого очень хотелось.

8-2.jpg

… А дальше – «Жизель» и «Ангара»

– За проект нужно сказать огромное спасибо вашему губернатору Сергею Георгиевичу Левченко, – вступает в разговор заместитель художественного руководителя театра «Русский балет» Виктор Давыдов. – Губернаторов с таким творческим настроем немного в России. Сергей Георгиевич и Вячеслав Михайлович (Гордеев. – Прим. ред.) познакомились в Москве, и как-то разговор зашел о создании в Иркутске театра классического балета. Для начала решили поставить классический балетный спектакль. Мы выбрали вечер одноактных балетов и определились с площадкой – музыкальный театр имени Загурского. Хороший театр, хорошее здание, труппа небольшая, но достаточно мастеровитая, интересная. Выбор был удачным, потому что, как оказалось, в труппе есть прекрасная Шахерезада – Машенька Стрельченко и хороший Раб, ее партнер, обладающий яркой фактурой, определенной харизмой, – Юрий Щерботкин. А в «Дон Кихоте» – прекрасная, выразительная балерина, исполняющая партию Китри, – Татьяна Горохова. 

Если говорить о создании балета в Иркутске, то уже набраны первые классы учеников при театральном училище, и будущее этой школы балета мы проговаривали с министром культуры Ольгой Константиновной Стасюлевич, причем наметили следующую постановку на будущий год – балет «Жизель». И скажу больше, уже говорили о третьей постановке, балете  композитора Эшпая «Ангара». Само название просится на вашу сибирскую сцену. Спектакль будет ставить лично Вячеслав Михайлович Гордеев.

8-3.jpg

Базиль, Китри и другие

С первых минут спектакля зрителя захватывает бурная стихия ликующего танца, который кипит и будто переливается через край. Этот вихрь увлекает за собой каждого сидящего в зале, мощно воздействуя на эмоции. Равнодушным остаться невозможно.

«Дон Кихот» – один из самых популярных балетов в репертуаре многих театров мира. Это творение знаменитого хореографа Мариуса Петипа, по заказу которого Людвиг Минкус написал музыку. Александр Горский, как его ученик, продолжал традиции и развивал идеи Петипа.

Одноактный балет, увиденный зрителями Иркутска, создан под редакцией Вячеслава Гордеева. Он обновил сценический облик балета, сократив некоторые картины, но добавив больше динамики и действия, более сконцентрировав их на главных героях и их партиях.

Молодой цирюльник Базиль и дочь трактирщика Китри любят друг друга, но их браку препятствует отец, желающий более выгодную партию для своей дочери – нелепого толстосума Гамаша. Однако благородный рыцарь Дон Кихот, начитавшийся рыцарских романов, и его верный оруженосец Санчо Панса помогают влюбленным соединить свои судьбы.

Когда-то Вячеслав Гордеев сам блистательно исполнял партию главного героя – цирюльника Базиля – на сцене Большого театра. Сегодня в Иркутском музыкальном эту партию исполняет Дмитрий Михеев. Думаю, что для него партия Базиля станет новым витком в творчестве. Его танец наполнен энергетикой и темпераментом, красивыми по высоте и полетности прыжками, четкой координацией движений. Его грациозная партнерша Татьяна Горохова в роли Китри также блестяща и виртуозна. С легкостью и артистизмом она выполняет сложные пируэты, требующие всей мобилизации тела, довершая пластические характеристики образа блестящим фуэте.

В балете принимает участие практически вся труппа театра, в том числе привлечены артисты-вокалисты, например, Роман Лукьянчук и Егор Кириленко, великолепно, с долей юмора, исполняющие роль неуклюжего Гамаша, желающего заполучить в жены прелестную Китри. Активно работают артисты хора Василий Степанов, исполняющий роль Дон Кихота, Юрий Муриханов (Санчо Панса), Иван Петрушков (Лоренсо). 

8-8.jpg

Восток – дело тонкое

Балет «Шахеразада» на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова – жемчужина мировой хореографии, созданной выдающимся хореографом начала XX века Михаилом Фокиным. Историческая премьера балета прошла в 1910 году в Париже на сцене театра «Гранд-опера» во время легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет и будто рассказывают восточную сказку, где  зрителю был впервые представлен новый пластический язык.

В основе сюжета одна из арабских сказок «Тысяча и одна ночь», которую рассказывает Шахеразада своему султану. В шахском гареме одна из любимых жен – Зобейда окружает мужа музыкой и танцами. Но Шахрияр мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха ему неверны. Полный отчаяния, Шахрияр отправляется на охоту. Тем временем обитательницы гарема подкупают главного евнуха, который впускает к ним рабов-мавров. Вернувшись внезапно, Шахрияр застает жен, развлекающихся с маврами. По приказу разгневанного Шахрияра янычары убивают жен шаха и рабов. Повержен и любимый раб Зобейды. Видя безжалостность оскорбленного мужа, Зобейда сама направляет кинжал в свое сердце.

Сюжет балета – только фон для красочных, чувственных восточных танцев, требующих от танцовщиков высокого мастерства. Великолепны в роли Зобейды заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко (в другом составе – Дина Михеева). Особым магнетизмом, экспрессией насыщена роль Раба, возлюбленного Зобейды, в исполнении Юрия Щерботкина (в другом составе – Игорь Алексеев). 

8-10.jpg

Украшение из мира волшебства

Дополняют красоту и эффект зрелищности обоим балетам роскошные костюмы и декорации, выполненные известными мастерами, талантливыми московскими художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой. Огромная работа была проведена репетиторами по балету, заслуженными артистами России Светланой Устюжаниновой и Дмитрием Проценко, дирижером-постановщиком Виктором Олиным.

Классический балет в постановке именитого артиста балета, хореографа, педагога Вячеслава Гордеева – это всегда праздник для поклонников жанра, это всегда великолепный вкус и мастерство, это прекрасная возможность погрузиться в волшебный мир классического балета мирового уровня. Туда, где языком пластики тела, хореографии, который не менее красноречив, чем слово, актеры рассказывают о любви, ревности, гневе и печали, жажде славы и мести, обо всех чувствах и страстях человеческих. Язык танца – это бесконечная палитра разнообразных эмоций, и он понятен всем.

Потрясающая музыка Минкуса и Римского-Корсакова, виртуозная хореография Петипа и Фокина в оригинальной редакции и постановке Вячеслава Гордеева, мастерство актеров, зажигательный темперамент испанских и чувственность восточных танцев, роскошные декорации и костюмы – в этой постановке есть все, чтобы надолго стать украшением афиши музыкального театра!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии