Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«…Исполнить свое предназначение»

25 марта, 2013

 

Накануне юбилея Ольги Шмидгаль, актрисы Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова,  мы договорились о встрече, чтобы сделать с ней интервью.  Ольга не очень охотно, но согласилась. Не любит она  суеты и лишнего шума вокруг себя. Вот и свой юбилей она отмечает не за столом, а в «рабочем режиме», с детьми, на конкурсе «Звучащее слово».

От первого лица: «Мой возраст я не скрываю, 55 — это потрясающе красивый возраст, это хороший возраст, когда ты многому уже научилась у  жизни, утвердилась в ней, тебе уже не надо что-то кому-то доказывать, ты самодостаточна, но тяга что-то узнавать и учиться еще есть, когда тебя еще не одолевают болячки и хочется жить!  Нет, я ничего не имею против этой цифры. Наоборот! Я радуюсь. Вот завтра, в мой день рождения, мои ребятишки читают на конкурсе «Звучащее слово» стихи, которые мы вместе с ними подготовили!  Ты не представляешь, какое я испытываю наслаждение, слушая их. Они читают Толстого, Астафьева, О Генри! Какая литература! Для меня нет ничего лучше, чем провести свой день рождения в кругу своих любимых детей, которых я учу красоте  слова.

Я нашла себя в работе, которой занимаюсь сейчас с большим удовольствием. Я работаю с ребятами над стихами, причем уже не первый год,  — продолжает Ольга Шмидгаль. — Первое время они не совсем понимали и оценивали всю важность и красоту стиха,  всю его прелесть, пронзительность, энергию, глубину.  Но я старалась привить им это чувство, мы много говорили о поэзии, в частности о Пушкине, о том, какую большую работу проделывает душа, соприкасаясь с большой литературой. Сама я просто обожаю стихи Пушкина, и с каждым годом все больше и больше.  Со временем и у ребят появился интерес, азарт, любопытство. Я нахожу в своей работе отклик, я вижу, что я им нужна, что они идут ко мне с желанием, с радостью. Я  востребована. Я себя с ними  реализовываю как человек, как творческая личность. Они даже за советами какими-то житейскими ко мне идут. Это трогательно, это обязывает, это приятно и радостно осознавать, что ты кому-то нужен, что твое слово и мнение  для кого-то важны и нужны. Я вспоминаю себя маленькую, когда я жаждала, чтобы пришла какая-то умная тетенька и научила меня,  помогла, подсказала, дала совет в том-то или в том-то.

Я не устаю повторять им, что, соприкасаясь с великой литературой, они проходят такую большую науку для ума, для становления души, своих мыслей. Ребята, которые проходят через конкурсы чтецов, потом качественно другие, они более серьезны, начитанны, умны и культурны».

— А что ты сама  читала на экзамене в театральном училище?

— Читала пушкинскую «Полтаву», отрывок из «Войны и мира», из «Руслана и Людмилы»… Я с детства была натурой мечтательной, переполненной творческими мыслями, идеями и всегда жаждала встретить человека, который бы мне в этом направлении мог что-то компетентно подсказать, посоветовать, направить, научить… Я искала такого человека среди учителей в школе, потом в училище.  Короче, проходила так называемый мучительный процесс становления личности. Я ошибалась, разочаровывалась, снова искала…  В этот момент очень важно, чтоб был такой человек.

— И такой человек был в твоей жизни?

— Моя дочь спрашивает: «Мама, кто тебя научил так грамотно писать?»  А вот такие учителя были раньше, и среди них незабвенная Клавдия Васильевна Потапова, учитель русского и литературы. Сейчас ей 82 года. У нее удивительная жизнь, и человек она удивительный. Она приехала из Подмосковья в такую даль, в Сибирь, по зову души. Тогда многие ехали осваивать кто целину, кто тайгу покорять, кто дорогу века строить…  Такое было поколение. А приехав сюда, она услышала удивленный вопрос: «Зачем вы сюда приехали, за длинным рублем?». Она удивительный учитель: и строгий, и добрый. Она научила меня многому. Во-первых, конечно, хорошо писать сочинения. Она много времени проводила с нами помимо уроков. Она дала нам азы театра, мы много инсценировали стихов, басен и показывали в школе эти литературные композиции. Я помню, как работали над пушкинскими «Цыганами». Сладостные, счастливые и радостные воспоминания…

Не у каждого на пороге его начинающейся жизни есть такой человек. Могу добрым словом вспомнить директора театрального училища Александру Даниловну Коновалову, которая  отдавала студентам все свое душевное тепло — и как мудрый педагог, и просто как человек.

Вспоминаю режиссера Бориса Преображенского. В общении он, может быть, был сложным человеком, неоднозначным, но как творческая личность был потрясающ. Я больше не встречала таких режиссеров. Так, как Преображенский любил актера, больше никто не любил! Никогда! Прошло много лет, и, уже став опытной актрисой, я встретилась с ним здесь, в театре, когда он приезжал на Вампиловский фестиваль. Я не могла наговориться с ним. У нас находились и находились темы для разговоров, и мы никак не могли разойтись и проговорили до полуночи.  Это был мой режиссер, он понимал меня. Он привил мне бациллу творчества. Это такая благородная болезнь, от которой не излечишься. Это все время стремление куда-то вверх, стремление что-то сделать,  не успокаиваться, что-то открывать новое для себя,  для людей, стремление совершенствоваться. Человек ведь должен существовать вертикально, ввысь стремиться…

 


Если эту актрису запечатлеть одним кадром, описать одним штрихом, то она все время видится мне в движении, шагающей стремительной, быстрой походкой. Она очень ценит время, поэтому и старается успеть много. Внутренняя пластичность, острый ум, творческая  неуспокоенность всегда приводят ее к значительному  результату. Играет ли она Лидию Васильевну в арбузовской «Старомодной комедии» или Люсю в распутинском «Последнем сроке», работает ли с детьми над стихами или с ветеранами над очередной пьесой — любая ее работа пронизана глубокой человеческой темой, в которую она вкладывает свое  сердце.
 

 

— А какую роль ты вспоминаешь с особенным чувством?

— Конечно, Соню из чеховского «Дяди Вани».  Я очень радовалась, когда получила эту роль. Ставил Кокорин, очень хороший режиссер, интересно ставил, с выдумкой. Работа с ним мне нравилась и не могла не отложиться в душе, не запомниться. Он говорил мне о финальном монологе Сони так: «Играй по вертикали…» Я ничего тогда не понимала, и только потом дошло, как надо было  играть этот монолог. Все же на действие положить надо, а не просто текст произнести. И я сейчас  до  пронзительности  понимаю эту маленькую девочку Соню, которая потерпела такой крах надежд, желаний, и у нее хватает сердца сочувствовать дяде Ване, который тоже похоронен под руинами своих надежд и веры в людей. В трудный момент она не о себе думает, она его  утешает и говорит слова, может, не совсем правдивые про ангелов, про небо в алмазах… Но в ее устах, с ее огромной силой воли они действительно звучат убедительно. Всеми силами она пытается духовно поднять сломленного дядю Ваню, дать силы. Она жертвенна по отношению к нему, о себе она не думает. Всю любовь и  мужество она отдает ему. Это прекрасный образ.

— С чего для тебя начинается театр?

— С волнения.  Сегодня у меня «Старомодная комедия», позвонил Виталий Константинович Венгер, обещал прийти спектакль смотреть, и я ужасно волнуюсь, вдвойне… Венгер и сам всегда волновался, хоть на сцене работал более полувека. Для артиста это очень  важно, душевное волнение.

А еще мне хочется, если уж пошел этот юбилейный разговор, поблагодарить свой театр, который я люблю и в котором работаю уже тридцать лет и три года, поблагодарить всех моих  замечательных, талантливых партнеров по сцене.

Ольга Шмидгаль — актриса думающая, с затаенным глубоко внутри лиризмом. И если режиссер чувствует и задевает нужные струны, она с легкостью откликается, как музыкальный инструмент.  Она понимает и  любит музыку, играет на гитаре, ведет театральную студию с ветеранами авиазавода в Иркутске II.  В эту студию когда-то к ней пришли  женщины- пенсионерки, все они были участницами хора ветеранов завода, пришли скорее из любопытства — посмотреть, потому что никто не подозревал в себе больших театральных талантов, но пришли и остались. И теперь уже несколько лет не мыслят своей жизни без театральной студии и своей Олечки.

Если эту актрису запечатлеть одним кадром, описать одним штрихом, то она все время видится мне в движении, шагающей стремительной, быстрой походкой. Она очень ценит время, поэтому и старается успеть много. Внутренняя пластичность, острый ум, творческая  неуспокоенность всегда приводят ее к значительному  результату. Играет ли она Лидию Васильевну в арбузовской «Старомодной комедии» или Люсю в распутинском «Последнем сроке», работает ли с детьми над стихами или с ветеранами над очередной пьесой — любая ее работа пронизана глубокой человеческой темой, в которую она вкладывает свое  сердце.

В конце интервью, прежде чем  расстаться, потому что приближалось время начала спектакля,  Ольга сказала  слова, которыми я и завершаю наш разговор и которые как нельзя лучше характеризуют ее человеческую сущность и взгляды:

— Все, что происходит с человеком в жизни, это все правильно.  Господь ведь посылает эти испытания для чего-то? Проверить  его на прочность, насколько человек закален, справится ли. Если выпадают в жизни трудности, горестные моменты — совершенно убеждена, они даются не просто так. Для какого-то высшего твоего проявления, чтобы ты чему-то научился, исполнил свое предназначение, духовно прозрел. А  для этого нужно пройти определенный путь. И что-то понять. И все это нанизывается на единый стержень твоей судьбы, и только с годами  понимаешь, что жизнь, каждый ее миг несмотря ни на что — прекрасен!

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести»

Фото из архива ИАДТ: Ольга Шмидгаль

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии