Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«…И тут Остапа понесло»

04 августа, 2014

 

Общественная палата Иркутска фонтанирует идеями

 

Комиссия «Городская среда» Общественной палаты Иркутска провела в минувший вторник, 22 июля, свое первое рабочее заседание. Это событие стало, как иногда говорят и пишут, во многих отношениях знаковым.

Необщительная палата

Первое, что отличало это заседание от всех уже состоявшихся ранее, — анонс в открытой группе Общественной палаты в сети «Фейсбук». Это еще не анонс на официальной странице палаты на сайте администрации города, да и в «Фейсбуке» потребовалось два напоминания от журналистов, прежде чем кто-то подумал вывесить анонс всего за несколько часов до самого события — но и это уже прогресс. Так, глядишь, к концу срока полномочий члены палаты привыкнут к мысли, что живут не в вакууме, а в городе. И кое-кому их деятельность интересна.

Хотя после того, как с понедельника в сквере имени С.М.Кирова появились пикеты тщательно прячущих лица «общественных активистов» с требованием пересмотреть результаты выборов председателя Общественной палаты, многие члены ОП Иркутска наверняка захотят, чтобы внимания было меньше. По версии «стыдливых общественников», поводом для их возмущения стало письмо председателя областной организации Всероссийского общества охраны природы Веры Шленовой председателю Общественной палаты Иркутской области Игорю Бычкову. В письме излагаются известные обстоятельства избрания профессора Сергея Шишкина председателем городской палаты: на заседании присутствовали не все члены палаты, за нового председателя было подано менее половины голосов всех членов палаты, был учтен голос отсутствующего, что, вообще-то, никакими правилами и регламентами не предусмотрено.

При всех — действительно известных и действительно странных — обстоятельствах этого события, решительно непонятно другое: какое, собственно, дело областной палате до городской? Они не связаны никакими взаимными обязательствами и в силу ряда обстоятельств их члены даже не встречались друг с другом, чтобы договориться, например, о взаимодействии. То, как члены областной палаты повели себя в отношении палаты городской, можно кратко описать тремя словами: акт неспровоцированной агрессии. Особенно неприятным этот удар стал для городской палаты еще и потому, что по летнему делу многие ее члены находятся за пределами города, области и даже страны в отпусках, из-за чего нельзя собрать экстренное заседание и дать полноценный ответ «общественным активистам».

 

Заходите в гости

Главное объявление, которое прозвучало на заседании комиссии, сделал ее председатель Юрий Коренев: комиссия будет собираться в 16.00 каждый первый четверг месяца в Доме Европы, что на улице Энгельса. Итого за два года полномочий члены комиссии планировали отработать примерно 96 часов — заседать более двух часов, действительно, физически невозможно. Правда, тут же практически все присутствующие пришли к выводу, что встречаться придется чаще: проблем в городе очень много, сил мало, поэтому количество встреч придется увеличить до двух в месяц, но первый четверг — это железно.

И не надо думать, что эта информация мало кому в городе пригодится. Комиссия обсуждала такие вопросы, что скоро на ее заседания будут приходить целыми коллективами. Взять хотя бы первый вопрос в повестке дня: строительство (а точнее говоря — восстановление) так называемой Арки цесаревича на Нижней Набережной. Дело давнее, мало кто помнит: в конце июня 1891 года цесаревич Николай Александрович — проездом с Дальнего Востока — на один день заехал в Иркутск. Это событие по своим масштабам уступало даже какому-нибудь визиту Ким Чен Ына на Пхеньянскую птицефабрику. Северокорейский лидер при каждом таком посещении хотя бы дельные советы по птицеводству дает, а будущий император всероссийский, даже по воспоминаниям восторженных подданных, ничего существенного не говорил — осмотрел учебные заведения, пообедал в Общественном собрании и поехал дальше. Но тем не менее к визиту наследника престола на берегу Ангары спешно возвели невысоких художественных достоинств арку (в некоторых источниках — беседку, потому что стояла она на четырех колоннах), которая простояла, видимо, лет 20—25 и была разрушена при советской власти.

И вот теперь группа инициативных граждан предложила восстановить объект. Идея в целом неплохая, потому что денег от бюджета не требует — рассчитывают на спонсоров. Объект сам по себе (на фоне современной «архитектуры» а-ля рейхсканцелярия) симпатичный и будет что туристам посмотреть. Но все упирается в место. Судя по сохранившимся фотографиям, стояла арка-беседка возле собора Богоявления, сейчас на этом месте проезжая часть. Можно было переместить за дорогу к берегу — но там уже стоит памятник основателям города.

Представитель инициативной группы Михаил Сигал показал членам комиссии слайды с одним из вариантов размещения: слева от перекрестка набережной и улицы Сухэ-Батора, ближе к Спасской церкви. Место действительно неплохое: со всех сторон на арку-беседку открывается прекрасный вид, и ничто не мешает туристам смотреть и фотографировать. В Иркутске, где большинство действительно интересных зданий или завешены рекламой, или заслонены новостроем, это уже хорошо.

Но тут к разговору подключился представитель Иркутского регионального отделения Союза архитекторов России Игорь Козак. С его профессиональной точки зрения, место предложено плохое: арку-де не будет видно со стороны улицы Сухэ-Батора, потому что ее заслонят кусты и деревья. Вообще-то, арка-беседка имеет по проекту по 7 метров в длину и ширину, а в высоту — все 15 (дом в четыре этажа!), и при этом ее верхняя часть должна быть крыта позолоченной медью. Надо быть слепым, чтобы такое не рассмотреть. Со стороны улицы Сухэ-Батора основной поток движется на машинах, и там не арки надо рассматривать, а на дорогу внимательно смотреть. Однако архитектор Козак продолжал стоять на своем: слева от улицы Сухэ-Батора место плохое, надо перенести направо — к собору Богоявления. А то там пусто, посмотреть буквально не на что… И то-то, должно быть, обрадуется митрополит Вадим — и стройке прямо на пороге собора, и туристической толкотне, и самому факту — собор заслонен новостроем непонятного назначения.

Наше общее счастье, что палата не имеет полномочий принимать решения, — единственное, на чем сошлись члены комиссии, так это на передаче всей этой темы в городскую комиссию по архитектуре.

 

Если нельзя, но очень хочется

Однако архитектор Козак на достигнутом не успокоился и потребовал своему Союзу… место в Общественной палате. Вообще-то, палата уже сформирована. Вообще-то, у ИРО ООО «Союз архитекторов» уже был свой представитель в прошлом созыве, а в городе полно организаций, которые своего представителя в палату не делегировали еще ни разу. Вообще-то, с палатой можно работать, и не находясь в ней, — в качестве приглашенных экспертов, например. А бывший член палаты, между прочим, не стал ее членом обычным путем, потому что не знал о формировании нового состава. И кто тут виноват — то ли он сам не следил за событиями (что не красит его как активного общественника), то ли аппарат не известил (что говорит не в пользу аппарата), уже не разобрать, но в любом случае понятно, что и не надо было избираться во второй раз.

Но вот — охота пуще неволи. И знаете, что удивительно? Что члены комиссии дружно пообещали свое содействие! Вот, дескать, пройдут 15 сентября выборы в городскую думу, и, возможно, некоторых членов палаты туда изберут, освободится место, и тогда вопрос решим, потому что совмещать место в палате с депутатством нельзя. Спасибо хоть прямо на заседании никого за борт не выбросили.

От вопроса о членстве Союза архитекторов, включенного в основную повестку дня, члены комиссии плавно перешли к пункту «Разное», где обычно обсуждают всякие мелочи. И обсудили — только вы в обморок не падайте, пожалуйста, — введение платного въезда в центр города для частных автомашин. Председатель комиссии Юрий Коренев без тени улыбки на лице заявил, что Иркутску пора пойти по пути Лондона и Москвы и сделать въезд в Кировский район платным для всех, кто не проживает в нем, потому что иначе город погибнет в пробках.

Будь члены комиссии чуть более горожанами и чуть менее подчиненными председателя комиссии, они могли бы  напомнить: в Лондоне общественный транспорт работает как часы, в обеих столицах есть метро, а в Иркутске пешком, например, перемещаться небезопасно — можно ноги переломать даже в центре. Пробки же есть во всех районах города, и что теперь — везде сделать въезд платным? Тогда уж проще вообще частные машины запретить. Будет как на Кубе или в Северной Корее: тихо, чисто, пустынно, и лишь время от времени по городу пролетает в вое сирен и сверкании мигалок кортеж Высокого Начальства… До такого пока не дошло, но в целом все дружно покивали и согласились: правильное решение, надо уже сейчас на улице Карла Маркса платные парковки ввести.

 

На горизонте — Париж

От центра административного плавно переместились в центр торговли — к бывшей «шанхайке». Как вы думаете, дорогие горожане, что там будет? Парковка, которой остро не хватает уже существующим торговым центрам и рынку? Стоянка общественного транспорта для автобусов из пригородов? Просто пешеходная зона с кафе и ресторанами? Никогда не угадаете: там будет очередная «торговая ось» — то есть тот же «шанхай», просто во много этажей. И члены комиссии не видят в этом ничего странного.

Зато странным и недостойным города высоких художественных достоинств считается тот факт, что городская телевизионная вышка никак не подсвечена. Это, на вкус членов палаты, эстетическая катастрофа и первоочередная проблема. Пусть вышку — из-за многочисленных многоэтажных домов — видно только из близлежащих районов города, дальнозоркие члены палаты видят ее аж из Молодежного! И каждый раз у них сердце кровью обливается: стоит себе, корявая и ржавая, посреди иркутской красоты, вид портит. Надо срочно сделать как в Париже, куда — по версии докладчика — многие приезжают, чтобы «увидеть подсвеченную Эйфелеву башню и умереть». Не в смысле умереть, а башню — которую докладчик упорно называл «наша Останкинская» — подсветить.

И вот тут, как сказано у классиков, коллективного «Остапа понесло». Начав с телевышки, у которой, вообще-то, есть собственник, немедленно переключились на близлежащий 130-й квартал: надо, дескать, чтобы вышка с кварталом по гамме сочеталась. А если квартал — то и улицы Ленина, Седова, 3-го Июля. А если они — то и весь центр. Да что там мелочиться, срочно раскрасить огнями весь город! Берите пример с Москвы: там был целый заместитель мэра по этому вопросу!..

И неизвестно, куда бы увела членов комиссии эта цветовая феерия, если бы Юрий Коренев не сказал вдруг: это же все не просто свет, это электрическая энергия. А за энергию кому-то надо платить. И даже если вы с собственником вышки договоритесь и на тысячу-другую лампочек спонсора найдете, то платить-то за все эти радости кто будет? Опять бюджет города? Тогда давайте договоримся: сначала освещение на улицах и, особенно, на пешеходных переходах, а уже потом — резвитесь в свое удовольствие.

 

Учесть иркутскую специфику

Нельзя сказать, чтобы члены комиссии так уж единодушно соглашались со всеми предложениями. Отказались, например, обсуждать вопрос об обустройстве нового сквера в Академгородке — но тут инициаторы сами виноваты, надо заседания посещать. Отказались поддерживать работу собачьего питомника «К-9» — был в прошлом созыве инициативный человек, пробил принятие двух областных законов об обращении с бродячими животными, а теперь вот ни человека, ни (для комиссии) проблемы.

Нерешенным остался и вопрос со строительством в городе Иркутске убирающихся пандусов для инвалидов. Идея конструктивно и технически простая: пандус есть, но в обычное время он не лежит на ступенях, а прислонен к стене. Если инвалиду нужно попасть в здание, пандус опускается, потом поднимается обратно — и все. Вопрос только в том, кто будет опускать и поднимать? Сделать пандус из легких сплавов нельзя — это ж Иркутск, сопрут сразу. Предложили сделать из стального швеллера на 16. Забыли, правда, что погонный метр такого швеллера весит 14,2 кг, то есть хотя бы двухметровый пандус будет весить не менее 60 кг. Что-то подсказывает, что инвалид, способный, сидя в коляске, поднять 60 кг и прислонить их к стенке, — не совсем инвалид. Был, правда, вариант с электроприводом: подъехал, нажал кнопку — пандус опустился, потом снова нажал кнопку — пандус поднялся. Но опять же — не иркутский это вариант. Если уж у нас в городе на глазах у охраны снимают пролет за пролетом ограждение возле школы и увозят в неизвестном направлении, то тут уведут все: пандус, мотор и даже кнопку.

А про программу «Безопасный город», предусматривающую установку видеокамер, члены комиссии в этот раз поговорить не успели. Может, в следующий первый четверг, 7 августа?

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии