Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Зловещая оттепель

29 марта, 2012

 

 

 

Удивительное рядом

 

Лето 1936-го. Уже полтора года как «от руки врага рабочего класса» погиб Сергей Киров и репрессивная машина Советского государства прошлась катком по городам и весям. Уже, чертовски своевременно приболев, умерли Валериан Куйбышев и Максим Горький. А венцом этих событий – массовая истерия вокруг первого (за ним будут второй и третий) процесса над видными «врагами народа»: «Расстрелять, как бешеных собак!», «Смерть фашистско-троцкистской банде!» И расстреляли – и Льва Каменева, и Григория Зиновьева, и – уже тогда – многих-многих других.

 

И – тогда же – разговоры о смягчении режима. Шепотом, на кухнях семей комсостава и интеллигенции. Но – разговоры, надежды и, как стремление путника в пустыне напиться живительной влаги: «Вы слышали, от Бухарина и Рыкова отстали – не нашли в их действиях состава преступления», «Сталин и партия разберутся». И сомнения совсем уж немногих и, как правило, про себя: «Нет, это временное отступление. Хитрость, чтобы успокоить. ОН доберется до всех». Но сомнения и надежды были тогда уделом меньшинства. А большинство верило, поддерживало, боготворило…

А тут еще завершение подготовки новой, сталинской Конституции: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…» И дискуссии в Политбюро – а не разрешить ли выборы на конкурентной основе, когда на одно место несколько кандидатов. Чтобы, значит, приструнить провинциальных партийцев – обкомовцев да горкомовцев, – а то зазнались и зажрались. Правда, затем решили воспитывать не выборами, а просто отстреливать. И не только партийных, но и беспартийных «шпионов, вредителей и диверсантов». Но тогда, летом 1936-го, кому-то еще казалось, что могут быть варианты…

Что и говорить, зловещая оттепель: шквал репрессий готовился под разговоры о демократизации. Еще немного – и ударили заморозки. А потом и лютая стужа. Пришли и за Бухариным, и за Рыковым, и за сотнями тысяч иных «врагов народа». А народную любовь к вождю подкрепил всепроникающий страх – по мнению знаменитого флорентийца Никколо Макиавелли, главная основа повиновения.

Разумеется, история не может повториться полностью, один в один, но частично – да, безусловно. Возвращение губернаторских выборов, упрощение регистрации партий – и разговоры, ожидания, предчувствия, что «ОН не изменится», что опять закрутят гайки. В отношении региональных властей, как правило, то же самое: труба, конечно, пониже, дым пожиже, но запах такой же. Быть может, завершается оттепель – та самая, что не переходит в тепло?

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

балдею 30 марта 2012, 11:59
Стыдно за вас, Пронин. Это ж надо еще называться историком?
Репрессии начались из обкомов, когда секретари поняли, чем им грозят прямые альтернативные выборы. И завалили Политбюро щквалом писем и записок о заговорах и врагах. Все было элементарно: члены ПБюро боялись этих же выборов...
Юрий Пронин 01 апреля 2012, 11:45
Уважаемый читатель! Несогласие, пусть даже резкое, можно выразить корректно. К сожалению, читая ваше письмо, вспоминаешь слова Черчилля: "Аргументация слаба, значит, надо повысить голос". Так вот. точка зрения известного исследователя Юрия Жукова, которую вы пересказали, довольно любопытна (как и многие другие), но не более того. Практически на каждый довод Жукова есть противоположные аргументы, причем, на мой взгляд, убедительные. Так что и не знаю, кому за кого стыдно.

С уважением, Пронин Ю.В.
Ден 04 апреля 2012, 14:14
Ю.Жуков не авторитет? Почитайте Игоря Пыхалова "Великий пболганный вождь", ссылки на архивные документы присутствуют. Присоединяюсь к критике автора, он не историк, а историк либерального толка (таки две большие разницы).
Сталин идет за тобой 05 апреля 2012, 03:37
"Быть может, завершается оттепель" а быть может не завершается?

"всепроникающий страх" - это то, что вы распространяете своим текстом.
балдею 14 апреля 2012, 12:53
Юрий Викторович! А вы еврейские шоры снимите и взгляните на историю без национального заказа.
90% историков, оболгавших Сталина и его стиль управления, писали и пишут по заказу определенного круга лиц. Словно в отместку за то, что расстреляны были именно еврейские вожди: начиная от Бронштейна и заканчивая Уборевичем.
А ведь именно эти "герои" как и им подобные секретари ОК, ГК и РК ВКП(б) объявили геноцид российскому народу (от русских до чукч и узбеков). Заметьте, Сталин в своих списках подписывался за расстрел тех, кто сочинял расстрельные списки простых людей.
Да что с вами спорить? Вам скоро 60, вас уже не перезаточишь. Да и на мамону вы работаете, на свой местный синедрион...
Юрий Пронин 14 апреля 2012, 17:10
Ну да, конечно, кого-то испортил квартирный вопрос, а Вас - национальный. Ладно, давайте на Вашем языке. А что, Николай Иванович Бухарин - еврей? Али все же русак (не то что Коба)? И Алексей Иванович Рыков - тоже еврей? А тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч крестьян, рабочих, слесарей, лесорубов с фамилиями Иванов, Петров, Сидоров. расстрелянных в 1937-1938 годах - тоже евреи?

Это я так, к слову, на Вашем языке. Конечно, даже если бы было много евреев (украинцев, бурят, курдов, кого угодно) - это никак не умаляет сталинских зверств. И, кстати, уничтожением евреев увлекались нацисты. Это в порядке уточнения.

Зам. главного редактора Пронин Ю.В.
балдею 15 апреля 2012, 13:45
Как вы лихо все передернули про "сотни тысяч". Я четко написал - Сталин стрелял тех, кто подписывал расстрелы простым людям. Именно они и носили упомянутые фио.
Между прочим, вы так же далеко не Пронин...
Юрий Пронин 16 апреля 2012, 12:52
Ну да, и, к примеру, Николай Иванович Ежов носил. Сталин (и вместе с ним, как правило, Молотов) подписывал пачками списки по первой категории (расстрел), а также утверждал лимиты для регионов. Согласен, Сталин не похож на дурака, а поэтому понимал, что значит подписывать безымянные лимиты под еще не существующие дела - это гарантированные злоупотребления в массовых масштабах.

Но это так, частности. А в целом ваши умозаключения не подтверждаются ничем, кроме вашего желания видеть события в определенном свете. Разумеется, не имеет ничего общего с действительностью и финальная часть ваших размышлений. Хотя, на мой взгляд, абсолютно не важно - имеет она отношение к действительности или не имеет.

..Да, Вы почему-то "не заметили" упоминание о нацистах. Что ж, не спорю - неудобная параллель.

Пронин Ю.В.