Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жизнь моя, кинематограф…

22 октября, 2012

 

В Иркутске снимается цикл телепередач о художниках


Тонкие руки художника, палитра, краски, выдавливаемые из тюбика на кисть, точные мазки — и на наших глазах рождается чудо живописи. Так, с этой заставки, начинается цикл фильмов, рассказывающих об иркутских художниках.

Идея родилась в связи с двумя юбилеями — 75-летием области и 80-летием Иркутского регионального отделения Союза художников России. В качестве ведущего за дело взялся художник и искусствовед Евгений Турунов — кому как не ему, человеку с искусствоведческим дипломом и многолетним опытом живописца, вести подобный цикл фильмов-передач о собратьях по искусству? К тому же Турунов обладает еще одним, совершенно необходимым в данном случае качеством — зная тему изнутри, он чрезвычайно уважительно и бережно говорит, комментирует, представляет своих старших товарищей, а его герои в большинстве случаев — ветераны иркутской художественной школы. Я уж не говорю о том, что многих из них он в той или иной мере считает своими учителями, с любовью и пиететом следит за их творчеством, так что ему есть что рассказать зрителю о своих героях.

Телепроект «Эскиз к портрету» — так назвали цикл фильмов-передач — создается совместно с профессионалами Государственной телерадиовещательной компании «Иркутск», которые выполняют свой аспект работы достойно и качественно.

Цикл состоит из фильмов о художниках, которых знают не только в Иркутске, но и далеко за его пределами. Об Анатолии Костовском и Александре Шипицыне, Александре Муравьеве и Аркадии и Наталье Лодяновых, об Александре Москвитине, Олеге Ушакове, Андрее Рубцове. Все они — люди заслуженные, участники многих выставок в регионе, в стране и за рубежом, имеют учеников, последователей, да и поклонников тоже.

Каждый из них — это судьба, это состоявшаяся творческая биография, и Евгений Турунов выстраивает ретроспективу каждого из своих героев, для чего находит интересные архивные материалы — фотографии, кадры кинохроники, сохранившиеся фрагменты телевизионных передач, интервью. И конечно, с каждым из них он ведет неспешный разговор сегодня — встречается со своим персонажем в галерее Муравьевых, в мастерских, на природе, дома… И в результате перед глазами зрителя возникают не просто молодые годы каждого из художников-ветеранов, где нынешние убеленные сединой мэтры молоды и красивы, — нет, дело не только в этом, дело в том, что видно, как складывалась судьба каждого из них, убеждения, круг интересов, творческое кредо.

И становится ясно, почему творчество, скажем, Андрея Рубцова пронизано воспоминаниями о войне; как формировалось и зрело мастерство графика Александра Муравьева и почему его не «испортили» социальные заказы, вынуждавшие ехать на БАМ, чтобы писать портреты современников; как Александру Шипицыну удается сочетать трудоемкую работу графика с не менее трудной педагогической деятельностью, которая длится вот уже сорок лет; как мощный живописец Александр Москвитин пришел к иконописи, а Олег Ушаков — к миссии священнослужителя, оставаясь при этом художником. Все они, герои фильмов, разные, и Анатолия Костовского с его любовью к Сибири, Байкалу, к его друзьям-писателям ни за что не спутаешь, скажем, с мастерами-камнерезами Лодяновыми, чей семейный дуэт давно перерос в дуэт творческий.

А вот эти герои и тем более отличаются от прежних, хотя и неотделимы от них… Я поясню: главными действующими лицами восьмого фильма цикла «Эскиз к портрету» стали иркутские меценаты. Это директор художественного музея Елена Зубрий, а также два представителя иркутской бизнес-элиты Виктор Бронштейн и Дмитрий Баймашев — почетные члены Иркутского регионального отделения Союза художников России, и приняты они в творческий союз художников именно за многолетнюю поддержку творческой деятельности иркутских мастеров изобразительного искусства.

В самом деле, у музеев вот уже много лет средств на приобретение картин художников крайне недостаточно, и что бы делали многие мастера живописи, графики, прикладники, не будь рядом этих людей — платежеспособных, готовых именно из любви к искусству покупать полотна и графические листы. Многим художникам без таких покупателей грозила бы жизнь впроголодь, тем более что и за мастерские нужно платить. И хорошо, что в нашем городе живы традиции меценатства — о них и вспоминают в начале фильма: ведь основу нашего художественного музея составила коллекция, собранная одним из самых крупных в истории города меценатов, Владимиром Сукачевым, переданная в пользование городу. И сегодня, в продолжение этой благородной традиции, надо полагать, сопоставимую коллекцию собирает Виктор Бронштейн, который открыл уже частную картинную галерею и периодически проводит в ней выставки мастеров-иркутян.

Неторопливо и несуетно ведет свой разговор со зрителем Евгений Турунов, стараясь проникнуть не только в факты биографии, но и в творческую кухню каждого из своих героев. И в результате все фильмы цикла, увиденные в течение этого дважды юбилейного года, выстраиваются в стройную картину полнокровной и полновесной творческой жизни Иркутска, включая в себя и историю становления иркутской художественной школы, и годы ее развития, и ее сегодняшний день.

Следует отметить высокий уровень исполнения задуманного проекта: и интересную исследовательскую и искусствоведческую работу Евгения Турунова, и операторскую работу довольно молодого сотрудника ГТРК Романа Рютина. Фильм держится не только содержательным текстом, но и качественным видеорядом и интересным монтажом. Качество «картинки» временами буквально поражает своей глубиной: если лица героев лент в молодости юны и красивы, то в настоящем времени многие из них выглядят уже как лики — одухотворенно, возвышенно, в каких-то наиболее удачных ракурсах апостольски прекрасно. До этого уровня подняты практически все герои цикла. Более чем вспомогательную роль играет пейзаж — и городской, и «натурный» — будь это Байкал, горные или лесные ландшафты, переданные нам телеоператором. Это – та земля, что питает творчество иркутских мастеров, это та природа, изысканно красивая или аскетически суровая, что переходит из жизни на холсты как проявление любви художника к своим корням.

Проект набирает силу, и в дальнейших планах авторов — съемки фильмов о народных художниках Виталии Смагине, Анатолии Алексееве и других иркутских мастерах. Мне кажется, не будет преувеличением сказать, что стать героем такого фильма-повествования — большая удача для любого художника.

«Эскиз к портрету» — назвав так свой цикл, авторы как бы подчеркивают, что они не претендуют на полноту и всесторонность «портрета», и все же надо отметить: результат получается ярким и выразительным.

Цикл фильмов, насколько мне известно, выдвигается на соискание Губернаторской премии — решать это, конечно, комиссии, но на мой взгляд, телепроект того стоит: каждый из фильмов и весь цикл в целом имеют хороший общественный резонанс, воспитывают художественный вкус рядового иркутского зрителя, помогают разбираться в искусстве, понимать, как возникает и строится замысел художника, из чего складывается его индивидуальность. Словом, работа вполне достойна такой награды, как премия губернатора.

Кстати, показ этих фильмов был осуществлен в Иркутске на телеканале «Россия 1» с января по настоящее время, состоялся он и на Днях Иркутской области в Москве, во время которых работала юбилейная выставка иркутских художников.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: У портрета Евгения Турунова (сам он стоит справа)
работы Анатолия Костовского (слева)

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии