Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Здесь человека берегут, как на турецкой перестрелке

24 июня, 2013

 

Христианский богослов Аврелий Августин в своем сочинении «О Граде Божием» (413—427 годы) писал: «При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?». Эта мысль, зафиксированная в V веке, поразительно актуальна для России XXI века. Очень не хотелось бы, чтобы отсутствие справедливости стирало в глазах наших граждан грань различия между шайками и государством. Но пока что в нашей стране справедливость замечена лишь в речах и лозунгах политиков.

 

По законам звериной стаи

В середине марта нынешнего года возле ритуального зала (что вблизи областной клинической больницы в Иркутске) на вынос тела уважаемой в армянской диаспоре старой женщины собралось много народа. Количество пришедших отдать последние почести усопшей, по разным оценкам, колебалось от 70 до 300 человек. И в момент, когда родственники уже собирались выносить тело, произошел совершенно дикий инцидент, допустимый разве что только в звериной стае: группа отморозков, тоже выходцы из Армении, принялись избивать участников церемонии прощания с покойной. Я не знаток обычаев уголовного мира, а потому пообщался с несколькими бывшими оперативными работниками советской милиции, пытаясь узнать: неужели в криминальном сообществе действуют настолько звериные нравы, что воспрепятствование похоронам усопшего является вполне рядовым событием? Все мои собеседники категорически заявили: и в среде тех, кто не в ладах с законом, не принято срывать церемониал прощания с покойником.

Это значит, что люди, затеявшие 16 марта 2013 года кровавое побоище возле ритуального зала, руководствуются «моралью и нравственностью» зверей. Пока что я подчеркну, что их имена и фамилии хорошо известны иркутской полиции. Причем противоправная их деятельность началась, я полагаю, еще в 90-е годы. Другое принципиальное уточнение: мое журналистское расследование посвящено не разборкам армян с армянами, а конфликту законопослушных граждан и сообщества (назову его кланом Ньюянов), связанного, по некоторым предположениям, с братской организованной преступной группировкой.

 

Клан и дань

Мысленно перенесемся в середину «лихих 90-х» годов. Семья Гамлета Рзгояна приехала в Иркутск в 1994 году. Глава семейства вскоре занялся торговлей и был вынужден подчиниться нравам дикого капитализма: хочешь работать — плати «крыше». В качестве последней в Иркутске выступал для него клан Ньюянов. С каждого торгового павильона, как сообщил мне Г.А.Рзгоян, ежемесячно выплачивалась «дань» в две тысячи рублей. Эта «налоговая система», подменявшая собой государственную, действовала целых десять лет, до 2006 года, когда Рзгоян отказался платить клану.

Я, конечно, поинтересовался истоками такой резкой перемены отношений бизнесмена и клана. Оказалось, что племянник Рзгояна и дочь одного из родственников семейства Ньюянов сочетались законным браком, но их семейная жизнь не заладилась. Вроде как после появления ребенка родственники молодой жены забрали ее от мужа, а его самого стали избивать. В общем, не наше с вами дело — погружаться в семейные дрязги. Констатируем тот факт, что только после родственных разборок Рзгоян отказался платить «дань» клану. А клан такое вольнодумство не простил.

Как сообщил 2 мая 2007 года Рзгоян первому заместителю прокурора Иркутской области И.А.Мельникову (ныне — прокурору области), его, Рзгояна, избивали в присутствии свидетелей, поджигали торговый павильон, повреждали автомашину. Все эти действия совершались средь бела дня. А 6 октября 2006 года трое из клана Ньюяна совершили ночное нападение на Рзгояна и причинили тяжкий вред его здоровью (потеря левого глаза).

Один из нападавших (назовем его Аморальяном) был задержан правоохранительными органами и помещен в следственный изолятор, где пробыл три месяца, а затем был отпущен. Следствие не установило личности двух других его сообщников, хотя Рзгоян прямо указывал на Ахмеда Ньюяна.

Лишившись глаза, Рзгоян был вынужден забрать семью и переехать в Хабаровск. А клан Ньюянов, не понеся заслуженного и законного возмездия, уверовал в свою всесильность и безнаказанность, что и породило целую череду дальнейших преступлений.

 


Процитирую фрагмент письма В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю. Виссарион Григорьевич высказывал о России такое мнение: мол, она «представляет собою ужасное зрелище страны, «…где… нет не только никаких гарантий для личности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей». Письмо датировано 3 июля 1847 года. Прошло 165 лет, а появился ли в России хотя бы элементарный полицейский порядок? Почему же мы его не замечаем?
 

Подражая Чикаго

Моими собеседниками в ходе журналистского расследования стали восемь пострадавших от противоправных действий ньюяновского клана. Все они были предупреждены мной о том, что в случае судебного разбирательства диктофонные записи наших бесед по требованию суда будут представлены для прослушивания. Кроме того, я получил копии обращений пострадавших в органы прокуратуры, копии постановлений о возбуждении уголовных дел. Таким образом, я считаю собранные факты и аргументы вполне достаточным основанием для публикации, для постановки серьезных вопросов перед структурами полиции и прокуратуры.

Но сначала нужно воспроизвести показания пострадавших от клана Ньюянов. Все, с кем я беседовал, утверждали, что клан долгие годы заставлял их платить «дань» в размере двух тысяч рублей ежемесячно. Но когда в декабре 2012 года требования вдруг выросли до пяти тысяч рублей, все они отказались подчиниться. И тогда группировка вымогателей начала расправляться с непокорными. Пресловутая чикагская мафия, как я полагаю, служила иркутским отморозкам образцом для подражания.

Например, 26 декабря 2012 года Ньюяны вызвали «на переговоры» в кафе «На камушках» Вазира Калеяна и его сына Шамиля. Предъявив незаконные требования о денежных поборах и услышав отказ, представители группировки жестоко избили Калеянов, а также завладели имуществом Ш.В.Калеяна на сумму свыше 21 тысячи рублей.

Другой пример: 1 января 2013 года в 7 часов 30 минут утра Азат Галоян попытался выехать на своей автомашине от дома № 50 в микрорайоне Первомайском. Группировка Ньюянов преградила ему путь двумя своими машинами, а затем избила его. Галоян утверждает, что побои наносились битами и что от ударов по голове он терял сознание. Свидетелями насилия стали охранники автостоянки. После избиения за руль «Нивы» Галояна сел один из группировки, а его самого затолкнули в чужую машину и куда-то повезли, угрожали убийством, демонстрируя нож. А еще Ньюяны отобрали у пострадавшего телефон, деньги (примерно 650—700 рублей), не побрезговав и сигаретами с зажигалкой.

Насильственное похищение Азата Галояна длилось до тех пор, пока группировка не получила по телефону приказ отпустить его. Домой он вернулся весь в крови, побои зафиксировала бригада скорой помощи.

Следующий пример разгула преступности: в деревне Камой, Эхирит-Булагатского района, проживает Рзган Калоян, который занят сельскохозяйственным трудом — выращивает скот. Он тоже отказался уплачивать повышенный в два с половиной раза размер платы рэкетирам. И его тоже сначала пытались запугать (мол, сожжем ферму, а семью уничтожим), а затем группировка Ньюянов применила привычный способ похищения. Рзгану Калояну позвонили 2 февраля и сказали, чтобы он подъехал к развилке трассы Иркутск — Качуг, где дорога уходит в поселок Усть-Ордынский. Мол, ему отдадут телефон, который был отнят у Азата Галояна. Как только Калоян вышел из машины, его принялись избивать, а затем затолкали в автомобиль группировки и похитили. Доставив Калояна в лес, его продолжали избивать, угрожая убийством. Каким-то чудом потерпевшему удалось сбежать от похитителей, и он смог выбраться на трассу между Турской и Хомутово. Он остановил проходящую машину и смог уехать от преследователей.

 

Прошло полтора века

Я не буду приводить все известные мне примеры противоправной деятельности группировки Ньюянов, поскольку, полагаю, читателю уже ясен масштаб учиненного ею беспредела. Я хочу обратить внимание общественности на их похвальбу: Ньюяны неоднократно заявляли, что в Иркутске они смогут решить любые проблемы с правоохранительными органами. Очень хотелось бы верить, что это лишь бахвальство, но такой вере мешают странные для меня факты. Вазир и Шамиль Калеяны, а также Азат Галоян после побоев обращались в ОРЧ № 4 к оперативному сотруднику А.С.Ганьшину, который почему-то не принял их заявление, а взял лишь объяснение о случившемся. Рзган Калоян 8 февраля 2013 года обратился с заявлением в прокуратуру Свердловского района, проверку проводил следователь А.В.Жданов: в возбуждении уголовного дела отказано, причем Калоян считает, что следователь не опросил нападавших, свидетелей, потерпевшего, не истребовал материал из ОРЧ № 4.

Как вы понимаете, уважаемые читатели, журналист не может подменить своим расследованием работу правоохранительных органов. Я и не ставил перед собой такую цель. Будет вполне достаточно, если мне удастся высветить огромную общественную опасность группировки Ньюянов, если удастся привлечь внимание тех руководителей следственных органов и прокуратуры, от которых зависит эффективность реакции на противоправные действия рэкетиров, насильников и бандитов.

В заключение процитирую фрагмент письма В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю. Виссарион Григорьевич высказывал о России такое мнение: мол, она «представляет собою ужасное зрелище страны, «…где… нет не только никаких гарантий для личности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Письмо датировано 3 июля 1847 года. Прошло 165 лет, а появился ли в России хотя бы элементарный полицейский порядок? Почему же мы его не замечаем?

Вячеслав Смирнов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии