Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Заслуженные изобретатели братья Доронины

27 Февраля, 2023

22 февраля 1964 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «за многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность в области совершенствования парашютно-десантной техники» почетное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР» было присвоено двум братьям Дорониным – Владимиру Дмитриевичу и Николаю Дмитриевичу.

С высокой долей уверенности можно утверждать, что братья Доронины стали первыми уроженцами Иркутской области (из железнодорожной станции Кимильтей), удостоенными этого звания, учрежденного 20 апреля 1961 года. Оба брата к этому времени имели звание «инженер-полковник» и отметились значительным количеством изобретений.

2в.jpg

Первые награды

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1940 года братья Доронины за успешную работу и инициативу в деле укрепления обороноспособности страны были награждены первыми государственными наградами: Николай – орденом «Знак Почета», Владимир и Анатолий – медалью «За трудовое отличие».

Их действительно было трое, как в сказке. Однако наши братья жили в те времена, когда сказка становилась былью. И они за свою жизнь сделали много того, что в начале могло казаться сказочным, а теперь, по прошествии времени, выглядит весьма и весьма обыденным.

А началось все с того, что в 1931 году по комсомольской путевке на учебу в Московский авиационный институт на самолетостроительный факультет был направлен Владимир Доронин, работавший слесарем паровозного депо. Чуть позже на учебу в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта приехали Николай, работавший кондуктором, и Анатолий – телеграфный монтер.

Кстати, Владимир в общежитии жил в одной комнате с еще одним знаменитым уроженцем Иркутской области – Михаилом Кузьмичем Янгелем, знаменитым впоследствии советским конструктором ракетно-космических комплексов.

Владимир после окончания института был направлен на работу конструктором на Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова, Анатолий в 1940 году уже был красноармейцем, а Николай продолжал обучение в институте.

В 1936 году, после гибели при затяжном прыжке парашютисток Тамары Ивановой и Любови Берлиной (помните, аналогичный случай нашел отражение в фильме «Добровольцы»?!), Центральный совет Осоавиахима объявил конкурс на создание прибора для автоматического раскрытия купола парашюта в заданное время. Владимир, уже увлекшийся изобретательством, решил принять участие в конкурсе и приобщил к этому делу братьев.

Из трехсот поданных на конкурс работ лучшим был признан прибор братьев Дорониных. Вот как вспоминали о работе конкурсной комиссии в газете «Правда» от 20 января 1983 года:

«…Возглавлял комиссию председатель Центрального Совета Осоавиахима Р.П. Эйдеман.

Улыбками встретили члены комиссии появление трех братьев.

– Расскажите о принципе работы вашего прибора.

– В основе его переконструированный часовой механизм серийного будильника. Прибор раскрывает парашют в любое заданное время.

– В таком случае вам задание, – прервал его Эйдеман. – После отделения от самолета парашютиста купол должен раскрыться через сто четырнадцать секунд…

И тут начались события, которые привели в изумление членов комиссии. Николай включил прибор, Анатолий взял его в руки и изо всех сил бросил в угол комнаты. Володя выскочил за дверь и вернулся с доской и огромным гвоздем. Он схватил прибор и начал заколачивать им гвоздь в доску…

– Что вы делаете? – не выдержал кто-то.

– Несмотря на эти манипуляции, через пять секунд прибор сработает, – ответил Николай и положил серенькую коробочку на стол председателя. В точно назначенное время раздался щелчок.

Члены комиссии зааплодировали».

Герой Советского Союза, легендарный Михаил Васильевич Водопьянов со страниц газеты «Комсомольская правда» впоследствии так отзывался об изобретении Дорониных: «Прибор, который сконструирован Николаем, Анатолием и Владимиром Дорониными, замечателен тем, что он действует совершенно безотказно, не боится сильных толчков и ударов, не подвержен влиянию низких температур. Прибор прошел ряд испытаний, и неизменно оценка работы прибора была отличной».

А вот как оценивал прибор известный летчик-испытатель и парашютист, Герой Советского Союза Сергей Николаевич Анохин:

«Маленькая серая коробочка, в которой заключался прибор, совершила настоящую революцию в парашютном деле. С этим прибором авиационные спортсмены, воины-десантники могли прыгать с любых высот, в самых сложных погодных условиях. Что бы с ними ни случилось после отделения от самолета, парашютный прибор Дорониных ППД-1 точно, секунда в секунду, раскрывал купол, обеспечивал благополучное приземление. За всю многолетнюю практику не было случая, чтобы прибор отказал в работе».

3в.jpg

В годы войны

В первый же день войны Владимир подал заявление с просьбой направить его на фронт. Однако он был зачислен в летно-испытательный отряд воздушно-десантных войск, стал военным инженером третьего ранга. Анатолий и Николай продолжили работать вместе с Владимиром.

За годы войны Доронины разработали семь новых видов приборов.

Универсальная подвеска для сбрасывания с парашютом габаритных грузов (УДП-500) предназначалась для сбрасывания грузов весом до 500 килограммов. Была модернизирована подвесная система десантных парашютов, сконструирован беспарашютный грузовой контейнер, позволивший сбрасывать радиостанции, боеприпасы, инженерное оборудование, медикаменты и т. д.  Это изобретение особенно пригодилось для снабжения партизанских отрядов и соединений, а Владимир Дмитриевич был награжден медалью «Партизану Отечественной войны».

Необходимость доставлять частям, оказавшимся в окружении, появившиеся в первые месяцы войны противотанковые ружья подтолкнула изобретение братьями Дорониными универсальных ремней-креплений для сбрасывания оружия прямо в заводской упаковке – ящиках.

Кроме того, были созданы универсальный прибор АРД-1 для сбрасывания и отцепки от парашютов в момент приземления различного вооружения, включая 45- и 76-мм пушки, а также новые быстроотстегивающиеся подвесные системы для парашютистов-десантников.

24 июня 1945 года Владимир, Николай и Анатолий в рядах сводного батальона ВДВ принимали участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. Братья Доронины за свои изобретения, сделанные в годы войны, были награждены Сталинской премией третьей степени.

Мирное время

Новые вызовы, возникшие в мирное время, побуждали братьев Дорониных (правда, уже без Анатолия, который погиб при испытании нового парашюта в 1957 году, совершая свой 1442-й прыжок) вырабатывать новые технические решения. Была создана новая конструкция спасательного парашюта для летного состава, новые парашютные приборы для воздушных десантников, для прыжков с больших высот…

Владимир Доронин долгое время возглавлял первый поисково-спасательный отряд обеспечения космических полетов, отвечал за подготовку и десантирование с воздуха бойцов, вооружения и боевой техники при проведении крупномасштабных военных учений «Днепр». За участие в осуществлении запуска первого космического корабля с человеком на борту, на котором применялся его прибор, Владимир Дмитриевич был награжден орденом Красной Звезды.

Выступая в Кремле после полета Ю.А. Гагарина, С.П. Королев говорил: «Меня поражает подвиг майора Гагарина, но не будь В.Д. Доронина, как бы сложился первый в истории полет в космос? Владимир Дмитриевич – это редкостная, трудолюбивая, целеустремленная, увлеченная своим делом находка в нашем деле. Он поступает так, как велят ему партийный и воинский долг, чувство любви к Родине».

Все потому, что КАП-3 (комбинированный автомат парашюта образца три) братьев Дорониных помог Юрию Гагарину благополучно катапультироваться и сохранить жизнь.

А вот как о необходимости разработки данного типа прибора рассказывал сам Владимир Дмитриевич со страниц журнала «Техника молодежи» (№ 10 за 1980 г.):

«…На аэродромах нашей страны появились скоростные истребители МиГ-9, Як-15, Ла-150, бомбардировщики Ил-28, Ту-16 и другие. Однако новая техника, как и следовало ожидать, поставила перед авиаторами ряд сложных проблем.

Так, летчикам пришлось не только учиться пилотировать машины на необычных скоростях и высотах, но и заняться разработкой приемов спасения жизни в аварийной ситуации. В 1941–1945 годах пилоту подбитого самолета достаточно было отстегнуть привязанные ремни, открыть фонарь кабины, буквально вывалиться из нее и раскрыть через несколько секунд парашют. Теперь это оказалось невозможным – уже при скорости 700 км/ч встречный поток давит на пилота с силой, достигающей 1 т, а при 2000 км/ч она возрастает до 10 т. Само собой разумеется, в таких условиях нечего и думать о том, чтобы воспользоваться старым способом.

Авиаконструкторы нашли выход, создав катапультируемые устройства, которые в случае необходимости выстреливались вместе с пилотом. Однако на первых порах процесс катапультирования был исключительно сложным, ведь пилот сначала должен был занять строго определенную позу, затянуть ремни, удерживающие его в кресле, скинуть фонарь. После того как срабатывал пиропатрон, выбрасывающий его из кабины, требовалось выждать некоторое время, гася скорость, расстегнуть ремни, освободиться от кресла и лишь тогда открывать парашют.

С появлением скоростных транспортных самолетов возникли проблемы и у десантников. Так, оказалось, что при принудительном раскрытии парашюта (фалом, один конец которого крепился к нему, а другой – к тросу, находящемуся внутри самолета) в возмущенном воздушном потоке стропы вытяжных парашютов запутывались в стропах основных, иногда в них защемляло нижние кромки куполов и т. п.

Таков вкратце перечень причин, заставивших специалистов заняться разработкой новых спасательных и десантных парашютов и приборов разного назначения, которые автоматически раскрывали бы их на любых скоростях и высотах…».

6в.jpg

Подводя итоги

Правительство высоко оценило трудовую и изобретательскую деятельность братьев Дорониных – в 1950 году им была присуждена вторая Сталинская премия третьей степени.

Владимир Дмитриевич (04.05.1910–16.04.1986) был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Дружбы народов, медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», рядом юбилейных и ведомственных медалей. Лауреат Государственной премии СССР. Мастер парашютного спорта СССР. В 1968 году Владимиру Дмитриевичу было присвоено звание генерал-майора. В 1982 году он стал почетным гражданином Куйтунского района.

Анатолий Дмитриевич (1912–1957) удостоен двух орденов Красной Звезды, медалей «Партизану Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

К сожалению, в открытых источниках содержится мало информации, посвященной Николаю Дмитриевичу (1903–1980), но, судя по фотографиям, он также не был обделен государственными наградами. И так же, как и Владимир Дмитриевич, был мастером парашютного спорта СССР.

Кстати, братьев Дорониных было четверо – был еще брат Вениамин Дмитриевич (1919–1978). Правда, он не принимал участия в изобретательской деятельности старших братьев, а был летчиком, инженером-полковником и наверняка использовал семейные изобретения в своей повседневной летной службе. А еще у братьев была сестра Анастасия.

Вот такие они – уроженцы земли куйтунской, ждущие своих биографов и однозначно заслуживающие сохранения памяти о них в Иркутской области.

Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Владимир, Николай, Анатолий Доронины. 1924 год;

После Победы;

Приборы братьев Дорониных из коллекции музея МИИТ 
(Московского института инженеров железнодорожного транспорта,
ныне – Российского университета транспорта)

 

Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту: irk_voir@mail.ru, телефон для связи: 8-950-120-84-82.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии