Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что пить будем, товарищи?

24 октября, 2016

Окончание. Начало в № 46

8-1.jpg

До сибирской язвы тоже недалеко

Сколько воды с растворенными и взвешенными в ней органическими и неорганическими «добавками» попадает в многострадальный грунт вокруг Иркутска и Байкала? А никто точно не знает! Так, подводя и отводя воду в Иркутске, иркутский «Водоканал» ежегодно недосчитывается 20 млн кубометров воды: ведь он подает в город 100 млн, а на очистных встречает примерно 80 млн кубов. Если даже 10 млн списать на бреши в сетях, то 10 млн остаются никак не разъясненными. Они потребляются гражданами через колонки и после использования сливаются в землю без всякой централизованной очистки. Часть таких жидких отходов уходит в землю прямо на месте использования, а часть  откачивается стихийно мобилизованными за последние годы мелкими предпринимателями с вакуумными машинами. Куда все они сливают свою «добычу»? И как быстро она возвращается в водозабор?

Плюс — ведь население еще активно пользуется различными ключами и иными природными источниками, массово заказывает бурение скважин для индивидуальной добычи воды… В общем, издалека долго течет «река Волга». И куда она несет растворенные в ней «подарки» согражданам? Правильно, в том числе в Байкал и в водозаборы территорий. А оттуда — во все те же чайники и кастрюли, причем с различными «дополнениями»: по данным самого же иркутского «Водоканала», опубликованным на его сайте, почти 55 процентов водопроводных сетей города имеют стопроцентный износ.

Не будем забывать и еще один фактор. Это — активная человеческая деятельность на берегах. Возьмем, к примеру, берег Чертугеевского залива на Иркутском водохранилище, напротив береговой линии которого и находится Ершовский водозабор. Залив стал удобной площадкой для вывоза мусора, который в изобилии образуется при активном строительстве вокруг областного центра. Еще бы, тащить все это на легальный полигон отходов далеко, да и платить надо! Что вывозят на этот берег? Что попадает в воду, которую пьют два города? В Интернете давно гуляет ролик: машина разгружает мусор на берегу этого залива, совершающий пробежку мужчина видит эту машину и снимает на видео, его «посылают» бежать дальше и — продолжают свое в прямом смысле грязное дело…

8-2.jpg

Так, в сентябре в СМИ прошла информация, что в одной из новостроек после проведенного утепления стены в воздух в квартирах стал поступать формальдегид, который содержался в каких-то материалах, люди начали выселяться, несколько детей попали в больницу, один получил инвалидность. А что тогда можно найти в строительном мусоре?! Активная «возня» на берегах чревата и еще одним фактором. В прошлом веке в сельских населенных пунктах региона периодически случались вспышки сибирской язвы и других опасных, в том числе для человека, заболеваний. Многие скотомогильники вообще не учтены в документах. Активные процессы «покорения» земель, движение увеличившихся потоков грунтовых вод в них могут привести к тому, что до поры дремлющая в почве разнообразная инфекция попадет в воду…

Не проворонить бы федеральное счастье…

Существует глобальный проект водоснабжения и канализования Байкальского тракта, рассчитанный до 2025 года. В частности, предполагается сделать водозабор в районе Листвянки, а все пока еще стихийно сливающиеся «на рельеф» стоки большинства населенных пунктов вдоль Байкальского тракта и вокруг Байкала свести в трубу и обходным путем вывести ее на подлежащие модернизации очистные Иркутска, которые в будущем будут способны очищать стоки и от фосфатов. Идея хорошая и уже вполне разработанная, только вот есть информация, что при реконструкции Байкальского тракта проход труб попросту забыли предусмотреть в ее проекте…

То есть надо заранее учитывать детали и связывать все нити! Нужно обосновать необходимость больших трат, провести подготовительные мероприятия и приготовиться поднять эту полезную всем ношу — федеральное финансирование, чтобы потом, когда пойдет финансовый поток, не оказаться этим потоком смытым… А то уйдет — лови его потом! В одну воду дважды не войдешь!

8-3.jpg

Так, существует программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие  Байкальской природной территории на 2012—2020 годы». За первые четыре года действия она реализована лишь на 10 процентов, и есть большая вероятность, что оставшиеся 90 процентов освоить попросту не успеют… А ведь она, эта программа, нужна не только природе, но и людям. Ее создатели — весьма щедрые люди. Они позаботились о широких слоях населения и больших прибайкальских территориях, не ограничившись землей вокруг самого озера. И правильно: все это единая среда! Например, в плане мероприятий есть демеркуризация цеха ртутного электролиза в Усолье-Сибирском и строительство административно-музейного комплекса «Национальный парк Тункинский».

Часть из выделенных на реализацию мероприятий программы 57,8 млрд рублей положена на укрепление берегов, причем и Байкала, и Иркутского водохранилища. Ведь если, образно говоря, одеть их в гранит, то попадание в воду различных опасных «вливаний» сократится — большинство «потоков» движется ближе к поверхности. Вместе с постепенным канализованием территорий это действительно может спасти воду от массированного загрязнения.

Если говорить об Иркутском водохранилище, на которое определено 461,3 млн рублей, то в данный момент сделано берегоукрепление в районе поселка Молодежного и частично в районе Новогрудинино. В большинстве предусмотренных программой территорий берегоукрепление еще не проведено. Вот и Чертугеевский залив, зона прямо напротив водозабора, не охвачен даже этапом разработки проектно-сметной документации, не говоря уж о самом укреплении берегов...  А ведь водозабор в Иркутске — единственный, и резервных источников водоснабжения города нет.

А деньги — есть! Не проворонить бы…

Светлана Евсеева, специально
 для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Захламление побережья
Чертугеевского залива у Ершовского
водозабора представляет реальную
опасность для жителей Иркутска
и Шелехова

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии