Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

То, что пусто теперь, — не про то разговор…

21 марта, 2016


3.jpg

5 марта умер Леонид Мончинский в Краснодаре, куда 25 января 2016 года улетел из Иркутска, встретив здесь последний в жизни Новый год.

45 лет назад Леонид Васильевич написал повесть «Прощеное воскресенье», опубликованную в Германии. Повесть прочел Владимир Высоцкий, после чего искал автора повести и случайно нашел его в бодайбинской тайге, в старательской артели, куда приехал с концертами по просьбе золотодобытчика Вадима Туманова. С этого момента началась дружба Высоцкого и Мончинского, результатом их совместного творчества стал роман «Черная свеча».

Одним из внимательных и взыскательных читателей Леонида Мончинского был первый губернатор Иркутской области Юрий Ножиков. Автору этих строк довелось слышать, как глава региона  цитировал на память отрывок из монолога монаха Кирилла (вторая часть «Черной  свечи»): «… и ответим молчанием на Суде Его нелицеприятном, ибо солгать там, как привыкли мы лгать здесь, невозможно …». Пожалуй, закономерно, что сын Леонида Мончинского стал митрополитом Белгородским и Старооскольским.

Правда всегда была кредом творчества Леонида Мончинского —публициста, писателя, сценариста. Спине холодно от страшного реализма «Черной свечи» и «Прощеного воскресенья», слезы текут у крутых мужиков от рассказов «Зверь, добытый в понедельник» и «Лизавета». Неизданные рассказы «Князь», «Золотая кошка» и стихи, многие из которых ставшие песнями, ждут своего издателя. Почти законченные рассказы могут представлять интерес для литераторов.

4.jpg

«Нет никакой вечной памяти, о которой поют на отпеваниях покойных, но существует память об умершем человеке людей живущих и память, оставленная им в культурном рукотворном наследии — книгах, картинах и других рукотворных памятниках», — сказал писатель Арнольд Харитонов. Убежден, Леонида Мончинского помнить будут дольше многих других. Немало того, что мы видим вокруг себя, исчезнет бесследно, а «Черная свеча», «Особо опасное животное», «Лизавета» — останутся. А пока… пока приведу слова еще одного поклонника творчества Леонида Мончинского, иркутянина Сергея Береснева: 

Недопрочитан, недооценён.
Не поняты его души стремленья.
До боли жалко, что так рано умер он, —
Осталось НЕПРОЩЕНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Николай Игнатьев, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Самарина и из архива Леонида Мончинского.

На фото: Последняя фотография. Леонид Мончинский под балконом квартиры
в Иркутске
II, с которого 40 лет назад пел Владимир Высоцкий;

Иркутск. Лето 1976 года 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии