Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Мы – смагинцы, или Многообразие в единстве

26 Февраля, 2020

В Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева (ул. Карла Маркса, 23) проходит выставка «Виталий Смагин и его школа. Декоративное искусство». Она стала продолжением проекта, посвященного 25-летнему юбилею кафедры монументально-декоративной живописи имени В.Г. Смагина ИрНИТУ. В экспозиции – произведения, выполненные в техниках монументально-декоративной живописи, включая мозаику, витраж, гобелен, фьюзинг, горячую эмаль, аппликации из ткани.

На кафедре, которая была создана четверть века назад трудом и энергией Виталия Георгиевича Смагина, сегодня преподают его ученики, ставшие зрелыми мастерами, художниками, дизайнерами, педагогами. Теперь они сами передают студентам те знания, которые получили от своего Учителя. Они все высоко и уважительно называют себя смагинцами, видя за этим ответственность и понимание того, что имя обязывает их держать марку. Учениками и учениками учеников можно гордиться, они полностью разделяют со своим Учителем духовные позиции и едины с ним в культурной эстетике. При этом каждый из них – яркая творческая индивидуальность. Их работы выставляются в музеях и галереях России и других стран. Все они состоялись как профессионалы в мире искусства и пополнили ряды Союза художников России, регулярно становясь лауреатами и дипломантами выставок-конкурсов международного и всероссийского уровня.

В экспозиции выставки можно увидеть произведения как самого Виталия Смагина, так и его учеников – преподавателей и выпускников кафедры Натальи Довнич, Григория Свердлова, Дмитрия Дорохина, Марии Быковой, Светланы Аносовой, Сергея Андрейко, Елены Сергейчук, Ларисы Малкиной, Евгении Сморж, Анастасии Ижганайтене, Надежды Малышевой, Натальи Блинниковой, Оксаны Романюк, Екатерины Сидельниковой, Юлии Бардиной, Ольги Ильиной, Екатерины Ильковой, а также талантливых студентов.

Не перестают удивлять дипломные работы, выполненные на уровне высокохудожественных произведений. Каждый год, вместе с выпуском дипломников, рождаются новые неординарные идеи. Неординарность взгляда, пожалуй, одно из главных постулатов школы смагинцев. Ученики усвоили эту истину, это острое ощущение стремительно меняющегося времени, незамыленность взгляда, стремление к переменам через собственное видение и переживание, воплощение этого качества в работе.

Моим собеседником по выставке была преподаватель Наталья Довнич, с которой мы переходили от одной работы к другой, и я просила какие-то из них комментировать.

– На этой выставке мы постарались показать работы студентов и преподавателей как можно ярче и шире, – сказала она, – но так как техник исполнения очень много, то хотя бы показать по две-три в каждой. Вот две работы Виталия Георгиевича. Материал – дерево, смешанная техника. Это «Послание VII» и «Последнее послание».

Рядом очень любопытная работа Михаила Бородачева под названием «Мозайка». Руководитель проекта Сергей Андрейко. Работа интересная по материалам, где использованы тонкие пластины дерева, совмещенные с керамической плиткой, гвоздями, стеклом. Для авангардного интерьера была бы просто незаменимым дополнением пространства.

В этом же зале можно увидеть фрагмент витража Екатерины Ильковой, Юлии Бардиной и Ольги Ильиной «Иисус Христос – великий Архиерей», который выполнен по проекту Сергея Элояна для алтаря Князе-Владимирского храма в Иркутске. Работа впечатляет. Она выполнена из цветного стекла, латуни, тиффани, фьюзинга.

Вот интересная работа Дмитрия Дорохина «Книга жизни», материалы – стекло, зеркало, фьюзинг. Следующий зал – в основном работы в технике фьюзинга. Вот две картины Ларисы Малкиной, на которых в виде торосов застыл лед Байкала. Стекло на зеркале дает глубину, и ты словно рассыпаешься в этих бликах. Великолепно смотрятся работы Евгении Сморж «Ледяные торосы», тоже посвященные Байкалу… А это работа Григория Свердлова «Бараний рог». Она узнаваема по стилю, очень тактильна, так и хочется потрогать ее руками, погладить. Это не модульная, магазинная мозаика, это спеченное стекло, оплавленное, потому работа смотрится так ярко, так приятна на ощупь.

А на этой стене студенческие работы, черно-белые, копии классических образцов, скорее лиможских эмалей, как этап для понимания студентам, как происходит раскладка на тон и выявление объема. Кстати, очень хорошо выполнены. Здесь представлены аппликации из ткани – крохотные образчики гобеленов. Конечно, не было возможности показать все техники: с графита, когда процарапываются различные по цвету цементные слои, фреска, роспись по сухой штукатурке, цветные цементы, витраж в бетоне….

Можно долго перечислять все техники, которые мы осваиваем в процессе обучения. На выставке нет возможности представить их все. Мы ждем у себя в университете тех, кто имеет дар, кто хочет получить высшее образование художника, узнать и освоить все технологии на практике, получить опыт работы с градостроительной средой и с большими монументальными формами. Приходите к нам учиться. У нас в этом году девять бюджетных мест. Это много, и это просто праздник, тем более если учесть, что образование сегодня очень дорогое.

Попрощавшись с Натальей Довнич, одной из ярких представителей школы смагинцев, и поблагодарив ее за замечательный рассказ, сама я еще долго ходила от работы к работе. Каждая из них – проявление художественной личности. Все они – разные не только по степени воплощения своего таланта, опыта, мастерства, занимающиеся разными видами изобразительного искусства и разные и по возрасту: кто-то преподаватель, кто-то еще студент. Самое главное, что каждый живет и творит, осознавая свое предназначение, гордо неся имя Учителя.

Не знаю, кому принадлежит авторство этого короткого высказывания, которое я обнаружила в одном из буклетов о В.Г.Смагине, мне оно понравилось, и я приведу его, сохраняя орфографию и написание: «Нас МНОГО… Мы разные… Мы острые, колючие и ТАЛАНТЛИВЫЕ. Но нас объединяет ОДИН человек. УЧИТЕЛЬ. СМАГИН. Мы – СМАГИНЦЫ».

1п.jpg6п.jpg7п.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея.

На фото: Фрагмент цветного витража для Иркутского
филиала МНТК «Микрохирургия глаза»
(студенческая работа Софьи Корневой);

Григорий Свердлов. «Бараний рог»;

Екатерина Илькова. «Князе-Владимирский храм»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии