Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Взять министерство измором

12 апреля, 2021


1п.jpg

В Иркутской области перевозчик хочет сделать новые миллионы на льготниках

За последние годы министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области сильно укоротило руки тем перевозчикам региона, что хотят необоснованно получать деньги за льготников. Так, с 2013-го объем соответствующих выплат транспортным предприятиям из бюджета Прибайкалья сократился почти вдвое. Притом, что все жители области, желающие получать льготы, их по-прежнему получают, включая федеральных льготников, за которых тоже платит казна Иркутской области. Конечно, некоторым перевозчикам такое сокращение компенсаций не нравится, и они ведут против министерства натуральную информационную войну.

Так, в этом году по соцсетям распространяется ролик-«расследование», в котором на голубом глазу заявляют, что при попустительстве министерства соцразвития из бюджета Иркутской области уводится… 15 миллиардов рублей. В год! То есть абсолютно все силовые органы, включая прокуратуру, Следственный комитет, ФСБ, а также ФАС и остальное правительство региона настолько глупы (или сказочно коррумпированы в полном составе), что ежегодно умудряются проморгать почти десятую часть бюджета Прибайкалья. Уходит эта астрономическая сумма якобы в карманы работникам областного собеса под прикрытием бумажных талончиков на льготный проезд, а собес делит прибыль с владельцами нескольких, в основном пригородных, маршрутов. Авторы этого «расследования» явно держат граждан, которым пытаются скормить всю эту чушь, за дураков. К этому мы вернемся чуть позже, а пока разберемся, кому эта чушь на руку.

Ангарский транспортный король

Судя по этому ролику, единственные силы, которые говорят правду про «украденные в Иркутской области 15 миллиардов», – это проживающие в Москве авторы «расследования» и транспортный предприниматель из Ангарска Сергей Шарков, у которого и берут разоблачительное интервью. Все остальные перевозчики региона, абсолютно вся власть, все контролирующие органы, выходит, продались, дураки или ну очень любят минсоцразвития так, что готовы закрыть глаза на вывод десятой части бюджета. Интерес журналистов явно закончился оплатой их тяжелого труда, поэтому рассмотрим, в чем интерес Шаркова очернить министерство.

В свое время Сергей Шарков, пользуясь возможностями чубайсовской приватизации, купил за бесценок крупнейшее автотранспортное предприятие Ангарска – автоколонну 1948. Со всеми активами – зданиями, техникой, оборудованием и маршрутами. После этого Шарков, не брезгуя методами, принялся вытеснять из города конкурентов, что ему, за редким исключением, удалось. И речь не только о частных перевозчиках. В Ангарске происходили такие вещи, что и не снились другим территориям в страшных снах. Например, в 2010 году здесь разом сгорели 22 новых муниципальных автобуса... Душат и «Ангарский трамвай».

Автобусы, которые стоят на балансе ОАО «Автоколонна 1948», Шарков сдает в аренду множеству фирмочек, которые, есть такие данные, так или иначе также связаны опять же с Шарковым (все эти «Автоколонна 1949», «А/к 1948 – город», «Авто38», «Автобаза», «Автопарк», «Автолайф»…). Каждые три года эти фирмочки, пользующиеся удобными налоговыми режимами, ликвидируются, на их месте возникают новые. И долги по налогам – туту... В результате такой чехарды затраты главного хозяина этого процесса должны сильно сокращаться. Кроме прочего, большое количество якобы самостоятельных автоперевозчиков нужно, если требуется заявить какие-либо требования от «профессионального сообщества» или «обосновать повышение тарифов». Удобно. К сожалению, законодательство при определенной ловкости рук позволяет реализовать подобную схему.

Впрочем, Шаркова не раз ловили за эти самые руки, но это отдельные истории. До того как министерство начало вводить в регионе электронные проездные, в Ангарске правдами и неправдами накручивалось число льготников. В 2012 году Шарков, например, начал продавать льготные проездные по 25 рублей, а остальное (125 рублей) доплачивал «из своего кармана». Люди принялись покупать проездные, даже если они им фактически не были нужны, и именно в этот период число «льготников» в Ангарске резко выросло. Такой вот «правдоруб» обличает министерство в ролике-«расследовании». В Ангарске-то Шаркова знают как облупленного, а вот в остальной Иркутской области – нет…

1х.jpg

А расчетов нету!

И вот в 2016 году выходит федеральный закон № 220, который дал частным перевозчикам свободу в определении тарифной политики. Этот закон определил основания для двух видов перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. В первом виде перевозок повышать тарифы может только власть, во втором – сами перевозчики. Логика законодателей такая: во втором случае оптимальную цену определит рынок. Если слишком дорого – пассажиры ездить не будут. Конкуренция сама, без вмешательства чиновников установит планку стоимости проезда на выгодном частникам и одновременно подъемном для населения уровне.

Но это – теория. А как быть, к примеру, в Ангарске, где есть основания подозревать, что все перевозчики контролируются одним лицом, которое к тому же как-то подозрительно дружно живет с городской мэрией? Какая тут конкуренция? В 2013 году, когда в Иркутской области был зарегистрирован рекордный объем выплат перевозчикам за предоставление льгот на транспорте – 611 миллионов рублей, на Ангарск пришлась треть всей областной суммы, 200 миллионов. Есть о чем жалеть!

И вот в Ангарске с 2016 года перевели на нерегулируемые тарифы все маршруты, которые было возможно. Осенью 2020 года стоимость проезда на них выросла до 30 рублей. А министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области пользуется нормой, согласно которой потолок компенсации за проезд льготников – 25 рублей. Ангарские перевозчики, за которыми вырисовывается фигура Шаркова, хотят, чтобы компенсировали все 30. Министерство не соглашается и предлагать правительству поднять потолок до 30 рублей отказывается. Потому что для этого, как минимум, перевозчики должны предоставить убедительные расчеты своих затрат. Ангарские перевозчики их не дают ни в какую (а больше с таким предложением никто не выходил), почему-то остается в стороне от этого вопроса и мэрия.

Дело в том, что имеется прореха в законодательстве: по тому же закону № 220 перевозчики на маршрутах по нерегулируемым тарифам не обязаны доказывать, из чего конкретно складываются их тарифы. Даже служба по тарифам может проверить перевозчиков в этом вопросе только по особым основаниям, от которых Шаркову и Ко пока удается благополучно уходить.

Шарков и Ко теряют в год пару десятков миллионов, которые он мог бы дополнительно получать к уже поступающим компенсациям за льготников (в прошлом году – 110 миллионов рублей). А ведь и когда проезд в Ангарске был повышен в 2018 году до 25 рублей, никто точных расчетов затрат на перевозку не предоставил. И есть подозрения, что и 25 рублей на одного льготника Шарков не тратит. Потому что у него все в городе схвачено в одну систему, включая обеспечение топливом, где нет дополнительных расходов по цепочке.

Такое вот «расследование»

Теперь вернемся к «расследованию», согласно которому из бюджета Иркутской области «утекает 15 миллиардов рублей на предоставление льгот при проезде по бумажным проездным». Якобы министерству выгодно держать «бумажные маршруты» и не выходить на стопроцентно электронные проездные, чтобы уводить из казны названную астрономическую сумму.

Господа московские журналисты, из 322 тысяч льготников Иркутской области свое право пользоваться транспортными льготами оформили лишь 147 тысяч человек. Кто-то живет в сельской местности, кто-то в принципе мало ездит на общественном транспорте, поскольку все нужные для жизни объекты – в шаговой доступности. Более того, из этих 147 тысяч фактически пользуются транспортными льготами, то есть покупают электронные или бумажные проездные, 66 тысяч человек. И новых – не придумаешь. Все возможные махинации сейчас можно проворачивать только с имеющимися льготниками, почему, собственно, конкретные махинаторы и должны покупать талончики у конкретных людей, иначе их можно было бы просто напечатать.

И вот в Иркутской области бумажными проездными документами из этих 66 тысяч пользуются 11 процентов граждан. То есть чуть более семи тысяч человек. Остальные давно с электронными проездными. То есть, выходит, на каждого из этих семи тысяч из «уворованных» 15 миллиардов рублей приходится более двух миллионов в год, или почти 6 тысяч в день. Не многовато? Это ж какими документами такое можно подтвердить? Или самолетами граждан на рынок возят?

Более того, большая часть маршрутов в Иркутской области, которые еще обеспечиваются бумажными проездными, находится на территории Шелеховского и Ангарского пригородов (остальное – совсем уж крохотные сельские маршруты). И вот за счет этих вот ангарских и шелеховских льготников некие мошенники в собесе воруют сумму, которая почти в два раза больше вместе взятых годовых бюджетов Ангарского городского поселения, Шелехова и Шелеховского района? Сильно…

Да вся фактическая сумма компенсаций за проезд всех льготников Иркутской области на всех, нерегулируемых и регулируемых, тарифах за 2020 год составила 379 миллионов рублей. Это отражено в документах – не в карманах же наличкой унесли «расследованные» миллиарды? Стыдно, коллеги, пороть, даже за большие деньги, откровенную чушь.

А на самом деле одна из причин того, что в Иркутской области все еще остаются бумажные проездные документы для льготников, простая. По большей части, такие маршруты обслуживают небольшие ИП. И вот представьте, что такому ИП, у которого всего-то три «Газельки» и сотня льготников, надо установить в каждую машину по валидатору стоимостью от 25 до 40 тысяч рублей. Купить для предпринимателей это оборудование министерство не может по закону – нет оснований. Таким ИП, если их просто прижать, проще отказаться возить льготников вообще (и их невозможно обязать), чем тратиться на оборудование, которое не окупится и за несколько лет. Кто будет предоставлять льготный проезд этим людям – Шарков с Карауловым?

Тем не менее этот вопрос стараются решить в каждом конкретном случае, и доля обеспеченности электронными проездными в Иркутской области сегодня достигла уже 89 процентов. Конечно, находятся подобные гражданину Шаркову перевозчики, пытающиеся обмануть. Но там суммы все-таки не астрономические. Так, министерству удалось недавно взыскать с одного из них (это ООО «Автоколонна 1951») 125 тысяч рублей, необоснованно полученных за льготников именно на «бумажных» маршрутах.

Для справки: цена карауловских «расследований», особенно которые он стесняется показывать по телевизору и выкладывает только в YouTube, выясняется легко (а YouTube, напомним, – это не СМИ, и, соответственно, закон о СМИ на него не распространяется, поэтому авторам «расследований» легко уйти от ответственности за клевету). Призвать к ответственности таких «разоблачителей» сложно, зато легко купить! У многих в памяти история, когда «Момент истины» взял под «особый контроль» ситуацию в высших эшелонах власти Татарстана. Пообещал разоблачить местных коррупционеров, включая президента республики Шаймиева. Но вскоре грозный московский тележурналист на высоком уровне был приглашен в Казань. В результате этой командировки на экраны вышел карауловский фильм «Отец», где Шаймиев назван творцом экономических преобразований и политической стабильности на территории Татарстана...


Проблемы с честностью у перевозчиков почему-то хронически возникают именно в Ангарском округе и Шелехове. В первом монополию захватил Сергей Шарков, и городская власть почему-то держится в стороне от этого процесса. Во втором в кресле градоначальника сидит Сергей Липин, который хоть и формально не является сейчас владельцем бизнеса, но раньше был перевозчиком, хозяином «Народного маршрута» в Шелехове. Именно в период, когда перевозчикам верили, Сергей Липин обновил парк и смело набрал кредитов, передвигаясь по городу на свежем Infiniti QX80. И вот когда областное минсоцзащиты начало внедрять в регионе электронные проездные билеты, господин Липин почему-то высказывался против этой новации, которая дает жесткий учет затрат, исключая компенсацию дутых потерянных (якобы из-за льготников) доходов недобросовестных перевозчиков. Липин говорил, что регион еще не готов, не дозрел… Когда уже дозреете-то, Сергей Николаевич или кто там сейчас за вас? Ведь именно в Шелехове и пригороде Ангарска, прежде всего, сохраняются бумажные проездные плюс доля маленьких сельских перевозчиков, для которых валидаторы дороги...


Наталья Аверина, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Доля обеспеченности электронными проездными
в Иркутской области сегодня достигла уже 89 процентов.
Большую работу для этого провело региональное министерство
социального развития, опеки и попечительства; 

Единственным «разоблачителем» от Иркутской области
в распространяемом ролике является «правдоруб»
Сергей Шарков

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии