Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Встали с дивана

08 декабря, 2011

 

Удивительное рядом

 

 

Фраза, вынесенная в заголовок, уже стала ответом оппозиции на известный афоризм властей о «вставании с колен». Действительно, бесконечно-трескучие «планы Путина», «национальные программы», «стратегии-2020 (30, 40 и т. д.)» столкнулись с реальностью результатов голосования 4 декабря. Очевидно, для  нарастающего числа избирателей пропасть социального расслоения, бешеная коррупция и распиаренный рост пенсий, на деле не угоняющихся за ростом цен, важнее даже многомиллиардных «обещалок».

 

«Единая Россия» получила больше голосов, чем любая из остальных партий, но почти на 15 процентов меньше, чем на прошлых выборах в Госдуму четыре года назад. И это очень важно: прирост голосов за ЕР впервые остановлен, более того — тенденция двинулась вспять. «Единая Россия» не смогла преодолеть 50-процентную планку, то есть набрать голосов больше, чем ее конкуренты, вместе взятые. И это хорошо, так как ей впервые за многие годы придется учитывать точку зрения оппозиции и стоящих за ней десятков миллионов людей. Учитывать и договариваться, а это, поверьте, уже кое-что...

ЕР — единственная из парламентских партий, кто ухудшил свои позиции по сравнению с прошлыми выборами. Остальные — КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР — прибавили веса. Теперь у «Единой России» лишь обычное, хрупкое (а не как раньше, в две трети) большинство в парламенте, а голос оппозиции неизбежно станет громче. Да и поддерживает ли на самом деле «единороссов» даже обычное большинство? Множество сигналов о нарушениях в ходе выборов, гонения на ассоциацию «Голос», многолюдные демонстрации протеста 5-6 декабря в Москве и Питере — есть, над чем задуматься...  

Показательна и социально-демографическая основа поддержки «единороссов». Мы видим перевернутую ситуацию времен перестройки, когда двадцать лет назад большие города голосовали за демократов и Ельцина, а глубинка — за коммунистов. Теперь село, поселки и малые города поддерживают новую партию власти — «Единую Россию», а мегаполисы переходят в стан КПРФ. Вряд ли среди горожан столько почитателей учения Маркса — Ленина — Сталина, чудесным образом сдобренного с ранее немыслимой для коммунистов религиозностью. Во многих случаях за КПРФ голосовали как за крупнейшую партию оппозиции, голосовали потому, что «достала власть».

Так или иначе, КПРФ становится партией горожан и Интернета, а ЕР, с ее претензиями на модернизацию (или брежневизацию?), опирается, по другому меткому выражению, на «медвежьи углы», национальные республики и Гостелерадио. Все избиратели равны и заслуживают уважения, однако, в свете неотложных задач, стоящих перед страной, такая тенденция вызывает тревогу.

Сказанное в еще большей мере относится к Иркутской области, где результаты ЕР на выборах хуже, а оппозиционных партий (особенно КПРФ) намного  лучше, чем в целом по стране. Вот что происходит, когда только часть (часть, далеко не все!) из недовольных и ворчащих по кухням и курилкам все же встала с дивана и пришла на избирательные участки. То ли еще будет?

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии