Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время смелых решений

27 июня, 2022

Накануне очередной сессии Законодательного собрания, запланированной на 22 июня, члены парламентского комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рассмотрели под председательством Натальи Дикусаровой поправки в бюджет области на 2022 год. Так, правительство Иркутской области предлагает увеличить государственный долг в два с половиной раза, направив средства на долгосрочные проекты.

Министерство финансов Иркутской области подготовило для депутатов большой объем информации и значительные правки в основной финансовый закон области. Министр финансов Наталия Бояринова даже назвала их беспрецедентными и отметила, что не все регионы в стране готовы пойти на такие решительные шаги: в середине года доходная часть увеличивается на 32,8 млрд рублей (и составит 245,6 млрд), расходная – на 45,98 млрд (что составит 267,4 млрд). Дефицит увеличится практически до максимально разрешенного законами РФ предела 11,7 процента (до 21,8 млрд рублей), государственный долг – до 36,3 млрд.

По итогам пяти месяцев 2022 года область получила в бюджет 104,1 млрд рублей, что на 39,2 млрд больше, чем за аналогичный период 2021 года, и на 45,9 млрд больше, чем в 2020 году. Значительную, хотя и далеко не всю (20,8 из 39,2 млрд рублей) часть этого прироста дали нефтедобывающие компании. По оценке министра финансов Наталии Бояриновой, рост налоговой отдачи был краткосрочным, опирался на благоприятную базу экономически успешного 2021 года и в дальнейшем падение цен на нефть (по прогнозу – с 83,5 до 75 долларов за баррель) приведет к снижению налоговой отдачи нефтяников. По оценке министерства финансов РФ, пик кризиса, связанного с проблемами экспортно-ориентированных компаний (а в Иркутской области их довольно много), ожидается в четвертом квартале 2022 года, что дополнительно осложняет работу регионального минфина.

Параллельно с ростом отчислений от бизнеса в первые пять месяцев отмечался и рост поступлений по налогу на доходы физических лиц: по сравнению с фактом 2021 года на 2,5 млрд, а по сравнению с утвержденным бюджетом – на 1,7 млрд (до 49,3 млрд рублей). Однако министерство финансов связывает этот факт с выплатой премий за успешный 2021 год, а вот итог всего 2022 года может быть более скромным. Кроме того, федеральная налоговая служба отмечает снижение инвестиционной активности и пересматривает в сторону снижения налог на имущество организаций – он может составить 16,5 млрд вместо утвержденных 16,9 млрд. Минфин области не поддерживает эту оценку, но продолжает мониторинг ситуации.

По итогу всего года область может получить в виде налогов 186,2 млрд, что сопоставимо с результатом 2021 года – 187,9 млрд рублей. Тем не менее, по сравнению с утвержденным вариантом бюджета, налоговые поступления предлагается увеличить на 22,8 млрд рублей, или на 14 процентов.

Расходная часть бюджета пополнится на 8,1 млрд рублей, из которых 3,2 млрд – на дорожное хозяйство; очередной 1 млрд рублей – на реконструкцию очистных сооружений Иркутска; 1,1 млрд – на охрану озера Байкал; 1,2 млрд – на модернизацию школ и создание новых мест для учебы; 1,6 млрд – на строительство жилья в Тулуне, решение проблем на рынке труда, здравоохранение и иные цели.

С 2022 года в бюджете появляется новый финансовый инструмент – инфраструктурный бюджетный кредит из бюджета РФ. Всего на три предстоящих года область получила 11,7 млрд рублей под три процента. В том числе в 2022 году – 1,8 млрд на строительство тепловых сетей в Рабочем и 300 млн на ту же задачу в Ангарске, 600 млн рублей на строительство очистных сооружений и тепловых сетей в Малой Еланке, 700 млн на строительство школы для жилого района «Миниполис» в Тайшетском районе и такую же сумму на очистные и котельную в Усть-Куте.

Дополнительно правительство области предлагает увеличить расходную часть областного бюджета на всю сумму дополнительных доходов (22,8 млрд), банковские кредиты (6,4 млрд), остатки на счетах и другие источники (800 млн), чтобы направить эти средства на увеличение зарплат бюджетникам и социальные выплаты (16,5 млрд), субсидии организациям ЖКХ и транспорта (7,5 млрд), обеспечение сбалансированности местных бюджетов (2,9 млрд) и иные первоочередные расходы. Субвенция на образование, например, позволит обеспечить дополнительно 7,7 млрд рублей на заработную плату и полностью закрыть потребности 2022 года – в утвержденной редакции бюджета из 48,1 млрд рублей имелось только 40,4 млрд.

Муниципальные образования области получат дополнительно 15,7 млрд рублей (то есть на 14 процентов больше, чем в утвержденном ранее варианте бюджета), а по итогам всего года – более 110,6 млрд рублей. Помимо этого, пяти самым крупным городам области дадут бюджетный кредит на реструктуризацию муниципального долга, что позволит улучшить структуру долга и снизить расходы на его обслуживание в Иркутске почти на 33 млн рублей, в Ангарске – на 24,5 млн, в Братске – на 4,4 млн.

Что касается государственного долга области, то, по словам Наталии Бояриновой, правительство предлагает пойти на решительные меры и увеличить его с 14,27 млрд до 36,3 млрд, то есть в два с половиной раза. Из дополнительных заимствований 4,1 млрд поступят как уже упомянутый инфраструктурный кредит, еще 2,6 млрд – как кредит на замещение муниципальных долгов, а остальные 15,2 млрд придется занимать у банков.  Многие регионы сейчас пытаются экономить и формируют «подушки безопасности», однако губернатор области Игорь Кобзев и председатель правительства Константин Зайцев предлагают пойти другим путем и использовать все возможности, чтобы во втором полугодии постараться максимально решить проблемы области.

Контрольно-счетная палата провела собственный анализ предложений правительства и сочла планы губернатора соответствующими характеру экономики области – устойчивому в целом и готовому к динамичному развитию. Достаточно сказать, что в настоящее время у бюджета имеется профицит, превышающий 30 млрд рублей. В то же время по некоторым государственным программам в проекте бюджета остается нераспределенный резерв до 1 млрд рублей, что, по мнению КСП, требует внесения поправок в проект закона. Ждут поправок и в Ассоциации муниципальных образований: руководители местного самоуправления хотят понять, как конкретно будут распределены средства на объекты капитального строительства, особенно в сфере образования.

Идея увеличения государственного долга и дефицита бюджета, как и следовало ожидать, вызвала сомнения и возражения у депутатов, однако министр финансов смогла убедить, что это технический вопрос, который интересует только профессионалов финансово-экономического сектора. Погружение в более частные вопросы (строительство новой инфекционной больницы в Ангарске, например) показало, что противоречий между планами правительства и реальностью, как ее видят депутаты, больше, чем может показаться: строительство социальных объектов растягивается на годы, заработная плата повышается в одном секторе образования, но не меняется в другом и так далее.

Максимум претензий к проекту корректировки бюджета накопился почему-то именно в комитете по здравоохранению, председатель которого Александр Гаськов перечислил несколько больниц в наиболее населенных районах области, строительство которых из года в год переносится все дальше и дальше. Больница № 8 в Ново-Ленино, например, в очередной раз получит снижение финансирования и обещание «ввести к концу 2022 года», хотя само здание давно построено и оборудование вроде бы закуплено. На 110 млн рублей сокращается финансирование программы строительства фельдшерско-акушерских пунктов и так далее. Впрочем, председатель комитета по сельскому хозяйству Роман Габов тоже остался недоволен увеличением расходов на сельхозпроизводство всего на 3,6 процента – самое скромное из всех отраслей.

Комитет рекомендовал сессии принять законопроект в трех чтениях сразу во время сессии.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии