Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вот это — юбилей!

19 мая, 2014

 

Иркутянка Елена Павловна Касьянова родилась в Запорожской области. До начала Первой мировой войны оставалось чуть больше месяца. Девочке, появившейся на свет в семье русских крестьян в тот майский день, суждено было много работать и долго жить.

Вот зрение подводит, а память прочна — Елена Павловна перечисляет и даты престольных праздников, и святых, которым были посвящены три церкви в большом родном селе Михайловка. Образно и детально рассказывает о событиях своей жизни. Раннее воспоминание — старшие в степи, она одна дома, доит корову, а потом вернувшиеся родители, к восторгу дочери, сажают ее верхом на вола. За детскую память зацепились и лозунги тех лет («Сейте пшеницу массивным путем!»), отпечатались и слова ее глубоко религиозной матери о коллективизации…

Великую Отечественную войну Елена Павловна встретила взрослым человеком — у нее уже подрастал сын, первенец. Мужа репрессировали — потом выяснилось, что, по странному велению судьбы, после ареста он попал в Тайшет (ему повезло вернуться домой на Украину, уже в 50-х). О войне, вспоминает Елена Касьянова, объявили по радио — «было дело в воскресенье», страх, слезы! Женщин, которым было на кого оставить детей, отправили рыть окопы. Мужиков на весь бабий отряд дали двоих — три недели они пахали землю, которую надо было, не мешкая, выносить на носилках. Потом, когда определено было срочно выкопать, обложить шпалами и засыпать землей ДЗОТ параметрами 3?3?1,5 метра, мужчин и вовсе не было. Две недели работницы спали по два часа в сутки: «Враг пойдет — и вопрется!». Запомнилось, как благодарили потом пришедшие солдаты: «Спасибо вам, девчонки!».

…Их село было под оккупацией ровно два года, с октября 1941-го по октябрь 1943-го. Раненые австрийцы, расквартированные в доме у сестры Елены Касьяновой, дали понять — мол, надо спрятаться (уходя, фашисты забирали мирных жителей — в качестве живого щита). Семья Елены Павловны и те, кого успели предупредить, укрылись в высокой кукурузе, к ночи перебежали в гончарную яму. Отступавшие фашисты, заглянув во двор дома, где они прятались, и никого не найдя, просто дали очередь по корове с быком и подожгли солому — благо она не занялась. Выбрались из ямы только утром — когда, поднявшись высоко в небо, в наступившей тишине зазвенел жаворонок.

Кстати, с коровами в крестьянской семье Елены Касьяновой вообще связано много воспоминаний — кормилицы, они сильно выручали людей. Помнит, как возвращали буренок после поспешного тотального обобществления скота в тридцатые (им на двор скотину, которую сдали стельной, привели уже с теленком), как во время оккупации отвязалась от немецкой телеги умная животина — и ходом домой, причем огородами, к радости рыдавших было хозяев…

Вообще, голод был частым гостем — например, при эвакуации подчистую сожгли созревшую уже пшеницу. А эвакуировали-то не всех! «Запомнила холод, голод и труд».

Елена Павловна показывает журналистам смуглые руки — «много выгребли эти «грабли»… За долгую жизнь ей ни разу не выпадало труда полегче, чем у других. Десять колхозов Михайловского района по очереди направляли работников на восстановление взорванной плотины Днепрогэс. Были это, понятно, женщины. Елена Павловна начала работать здесь в феврале — ночевали в палатках из мешковины с утеплением из песка, там стоял промозглый холод. Их командир вскинул на подшефных строгий взгляд единственного глаза: «Солдаты не отступали!». Да они отступать и не думали, еще шутили по молодости весьма рискованно: «Коммунистам» плохо, «коммунарам» хорошо!» (по названиям колхозов, чьи работники расположились на разных этажах деревянных нар). Елена Касьянова на восстановлении Днепрогэс пошла на самый тяжелый труд — ей это было проще, чем выгадывать местечко полегче и идти для того на хитрость и конфликты.

В мирное время Елена Павловна работала и медсестрой, и кочегаром, но больше всего — поваром. Сорок человек накормить, а для этого и топливом самой кухню обеспечить, и водой — после Елены Касьяновой на ее месте меньше как втроем никто работать не соглашался. Она не только вовремя все готовила, но и вкусно — кто хоть раз пробовал, не забудет кулинарный талант нашей героини. Он передался и младшим представительницам этой семьи очень милых, доброжелательных, дружных людей — в этом можно было убедиться в день юбилея.

…16 мая в квартире дочери и зятя в Свердловском районе Иркутска, где 16-й год живет Елена Павловна Касьянова, был большой праздник. Депутата Законодательного собрания Владимира Матиенко виновница торжества встретила как особого гостя. Хоть познакомились они в день юбилея, уже два года Елена Касьянова входит в число людей, ежемесячно получающих помощь из благотворительного фонда депутата (кстати, меньшая правнучка Елены Касьяновой постоянно принимает участие в турнирах по дворовому футболу и о своих успехах рассказывает прабабушке). Владимир Матиенко восхитился моложавым видом Елены Павловны: «Прекрасно выглядите!» — и пожелал Елене Касьяновой здоровья: «Так держать!». Владимир Александрович поблагодарил женщину за многие годы тяжелого труда и подчеркнул, что жизнь всех его подшефных уважаемого возраста является примером для младших: опыт старшего поколения бесценен, его надо перенимать в каждой семье. «Вся улица, можно сказать, ходила к ней за советом. Высших образований она не имела, но жизненный опыт был у ее мамы, моей бабушки, и передался», — подтверждает дочь Елены Касьяновой Татьяна.

Владимир Матиенко преподнес Елене Павловне цветы и новую микроволновую печь. «Не только сам возраст показатель – посмотрите, как Елена Павловна прекрасно выглядит, какая у нее отличная память! При этом вся жизнь — в труде! Это образец, к чему надо стремиться и на кого равняться. Своим примером она говорит: «Ребята, прекратите ругаться, не надо пить и курить. Не тратьте здоровье на пустое!» — говорит Владимир Матиенко. Кстати, наша героиня действительно выбрала здоровый образ жизни, придя к этой мудрости в довольно юном возрасте. Раз попробовав алкоголь на каком-то празднике, она исключила его из своей жизни: «Зачем я буду на себя хворобу наводить?» Вот и в столетний юбилей Елена Касьянова пригубила бокал чисто символически — «надо держаться» до следующей круглой даты!

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Владимир Матиенко в гостях у Елены Касьяновой;

«…И дольше века длится жизнь…»



Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии