Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Волковский театр в Иркутске

16 июня, 2014

 

С 19 по 22 июня в столице Прибайкалья пройдут гастроли Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. Будучи старейшим русским профессиональным театром, он остается одним из самых известных и современных нестоличных театров России. Уже три года его художественным руководителем является Евгений Марчелли, который до работы в Ярославле получил широкую известность благодаря своим постановкам в Омске, Калининграде и Советске. Театр — обладатель четырех премий «Золотая маска», три из которых принесли спектакли Марчелли. В Иркутске зрители увидят четыре очень разных спектакля. О каждой постановке рассказывает ее создатель.

Игорь Есипович, музыкальный руководитель спектакля-концерта «Театральный блюз»:

— В ярославском театре я впервые выступил в качестве музыкального руководителя и режиссера музыкальных спектаклей. В городе я нашел музыкантов, которым нравится театральная работа, ее специфика. В спектакле «Театральный блюз» играет джаз-бэнд, который состоит из консерваторских музыкантов, прошедших хорошую джазовую школу в Америке и Европе. Музыка — это безусловное искусство, а театр условен. Ярославские актеры очень музыкальны, у них великолепные голоса, и именно с ними мне удалось реализовать давнюю мечту.

«Театральный блюз» — это расширение творческих границ театра, актеров, музыкантов, это незабытые джазовые шлягеры прошлого века в незабываемом исполнении артистов волковской труппы. Люди ходят в театр, как и на концерты, ради живых людей, ради обмена энергиями, ради общения, и в этом смысле «Театральный блюз» — очень теплая и живая работа.

Евгений Марчелли, режиссер спектакля «Цианистый калий… С молоком или без?»:

— Мне нравится черный юмор, немного жутковатый, но изящно построенный. Пьеса Мильяна этим любопытна. Она кажется такой легкой, изящной, но в ней то и дело появляются покойники, расчлененка, отравления – словом, целый набор хичкоковского кошмара, приправленный иронией. Меня привлекает соединение жизненного кошмара с умением отстраниться от него и взглянуть на происходящее с точки зрения нелепости ситуации. Жанр черной комедии предполагает особый способ актерского существования: это и не привычный реалистический психологический театр, и не водевиль, где есть некая приподнятость. С одной стороны, бытовая ситуация, с другой — неестественная, поэтому мы с актерами искали природу иного сценического существования.

Александр Кузин, народный артист России, режиссер спектакля «Тартюф»:

— Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затертый до дыр материал и находить в нем новые грани. Тартюфы — они ведь не меняются, а вот в институте семьи сегодня происходят метаморфозы. Все живут, руководствуясь финансовыми интересами, а не чувствами. Семьей перестали дорожить, она больше не центр человеческой жизни, а между тем это ведь самое ценное, что у нас есть. Ведь рано или поздно все уйдет, даже профессия, а родные останутся. Пьеса абсолютно современна. Она про то, как ложная идея, будто бацилла, может уничтожить, казалось бы, благополучную семью. Для Оргона появление Тартюфа — вроде идеи спасения. Это реакция на изменения мира: появился новый молодой король, новая мода, новая музыка, новые платья... Это открытый конфликт поколений. Сергей Филиппович Куценко играет это очень точно, это замечательное попадание в образ.

Театр, конечно, должен быть провокационным, современным. Но мне неинтересно формально изменять классику, как это сделал в свое время, скажем, МХАТ: Тартюф там был в тельняшке, в ватнике, только что отсидевший в тюрьме. Хочу, чтобы люди во время моего спектакля мыслили самостоятельно, выстраивали свой ассоциативный ряд.

Денис Азаров, режиссер спектакля-концерта «Он не вернулся из боя»:

— Это скорее не спектакль, а концерт-инсталляция. Инсталляция из музыки, шума, мизансцен, видео и предметного ряда. По смыслу я бы этот концерт назвал поминками. Это посвящение тем миллионам, которые не вернулись из боя. Попытка поговорить со зрителем о войне не с позиции великого подвига (чем она, несомненно, является), а с позиции великой трагедии. Количество жертв на территории СССР не имеет аналогов ни в одном военном конфликте всей мировой истории. Поэтому, как мне кажется, сегодня очень важно помнить не только о Великой Победе, но и о ее цене. Мы всегда говорим про «цену победы», но осознания, по-моему, так и не случилось. Слишком все мифилогизировалось.

В спектакле «Он не вернулся из боя» мы, люди из сегодня, вспоминаем на сцене погибших солдат и мирных жителей. Поэтому отсутствуют костюмы. Все одеты в футболки театра Волкова, что подчеркивает — актеры театра Волкова, никого не изображая, поют эти песни из сегодня про тех, кто был тогда. Выбор песен также обусловлен желанием посмотреть на известную тему под другим углом. Бардовские песни по своей популярности сильно проигрывают песням военных лет. Но при этом они порой намного жестче и рассказывают именно приватные, частные истории людей.

Касаться этой темы всегда очень волнительно. Не хочется уйти в штампы или пафос. Я опасался, что актеры могут начать эти песни «разыгрывать», просил их максимально сухо транслировать музыку и текст, антиэмоционально. Они с этой задачей справились очень хорошо. А эмоции… Некоторые актеры на репетициях не выдерживали и плакали.

Записала Виктория Анненская, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива Российского государственного академического театра драмы имени Ф.Волкова


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии