Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Владимир Соколов – мгновения судьбы

05 марта, 2019

Июль 1973 года, Москва, Ярославский вокзал. Я сажусь в поезд до Иркутска и встречаю на перроне своего хорошего знакомого Александра Соколова, который провожает в Иркутск своего старшего брата Владимира. Будучи студентом Ленинградской консерватории, Владимир ехал на педагогическую практику в пионерский лагерь, расположенный на Байкальском тракте. До Иркутска ехали вдвоем в одном купе. На вокзале его встречал отец Игорь Александрович Соколов – дирижер и основатель Иркутского симфонического оркестра, с которым мы были уже знакомы. С тех пор мы с Владимиром и дружили до самого конца его жизни.

13-1.jpg

Со своим весьма сложным, но очень искренним характером он легко сходился с самыми разными людьми и так же решительно рвал отношения. Когда он был убежден в своей правоте, то ломал людей под выполнение поставленной цели. Дружил крепко, друзей ценил и не оставлял. За 45 лет близких отношений со всей семьей Соколовых я отметил их очень характерную черту – все они бессребреники. Из одежды безупречными были только сценические концертные костюмы и обувь. Вся остальная обстановка быта была всегда предельно простой. Питались скромно, но угостить гостей старались.

Были периоды, когда мы разводились с женами и были временно доступны. Тогда мы пускались во все тяжкие, стараясь не очень нарушать моральный кодекс строителей коммунизма. По делам мы никогда не были связаны, так как он жестко пресекал любое вмешательство в его творческий процесс. В чужие дела он тоже никогда не лез. Денег в долг не брал и не давал. Принять мог и дать тоже мог, но реже.

Как любой гений, Владимир обожал комплименты и дифирамбы. Объездил со своим коллективом больше других творческих коллективов Иркутска. «Пилигримы» выступали и в залах королевского театра в Мадриде и Совета федерации в Москве, в клубах в рабочих поселках. Наград собрал множество, но относился к этому равнодушно. Предложений работать в Москве и Питере было много, но Иркутск не бросил. Потому что любил.

Последний, весьма длинный разговор был у нас 11 ноября 2018 года, в день его рождения, и тогда он заострил внимание на том, что здоровье сильно пошатнулось и, возможно, он отойдет от дел на год, а вероятнее, что и более, в связи с неизбежным долгим лечением. При этом он мыслил продолжение работы Театра пилигримов, который создал и с которым связывал много планов. Он считал, что в театре во время его отсутствия руководителем может быть только его жена Римма Соколова, с которой он более десяти лет совместно занимался творчеством и стихи которой были неотъемлемой частью многих спектаклей наряду со стихами Ахматовой, Цветаевой и других великих поэтов.

Очень взыскательное отношение к поэзии и любым текстам, звучавшим в его постановках, Володя распространял и на стихи Риммы Соколовой. И если уж принимал решение использовать ее творчество в спектаклях наряду с самыми высокими образцами отечественной поэзии, значит, они того стоили. В художественном вкусе руководителя Театра пилигримов не сомневались самые придирчивые критики. А значит, он много раз продумал и взвесил все, прежде чем высказать свое твердое желание оставить в свое отсутствие руководителем театра своего ближайшего творческого соратника, жену и друга. К тому же она имеет режиссерское образование, юрист с большим опытом работы, советник государственной службы, окончившая Российскую академию народного хозяйства и государственной службы по специальности «управление в сфере культуры».

«Все тайное становится явным», – сказал Соколов о ситуации 2018 года с организованными провокационными проверками деятельности Театра пилигримов. При этом он точно и решительно сформулировал причины и заинтересованность конкретных лиц, организовавших мерзкую травлю, но это совсем другая история.  Все, кто давно и близко знает Соколова, обвинениям в его адрес не верили и откровенно смеялись над организаторами этого наезда. К Соколову грязь не пристанет.

Проверкой установлено, что информация о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности не подтвердилась. В возбуждении уголовного дела отказано. Но Володя узнал об этом только перед самой кончиной. 

…После похорон на поминках в Доме актера высказано было предложение присвоить Театру пилигримов имя Владимира Игоревича Соколова. Все присутствовавшие это горячо поддержали. Да и жители Иркутска с этим согласны.

Николай Игнатьев, специально
для «Байкальских вестей».

На фото: Последние встречи. Владимир Соколов
и автор этого материала

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии