Вытрезвителей пока не будет
Комитет по здравоохранению Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 10 марта рассмотрел девять вопросов.
Вам на вокзал или доехать?
Вопрос о предоставлении льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для школьников и студентов, в семьях которых доходы ниже прожиточного минимума, остается актуальным. В области льготой пользуются более 880 студентов (из 100 тысяч студентов очного обучения) и более 220 школьников. Министерство социального развития провело переговоры со студенческими профкомами, Байкальской пригородной компанией и РАО РЖД об использовании мобильного приложения для покупки билетов. Это позволит упростить оплату и предоставить нуждающимся льготу без дополнительных бюрократических процедур. Установить приложение и получить пароль для пользования можно будет в пригородных кассах.
Координационный совет студентов Иркутской области предложил расширить список категорий студентов, получающих льготы по проезду. Во-первых, льготами имеют право пользоваться 16 тысяч студентов, но большинство не делают этого из-за крайне сложной системы оформления. Во-вторых, многие студенты получают социальные выплаты – от этого можно было бы отказаться, если ввести льготы. По мнению студенческого объединения, нужно сделать все возможное, чтобы льготой по проезду могли пользоваться все иногородние студенты (включая иностранцев) и при проезде по самым популярным маршрутам (из Иркутска в Ангарск, Черемхово и Шелехов) студенты пользовались не маршрутными автобусами, а электричками.
Представитель Байкальской пригородной пассажирской компании (БППК) рассказал, что из бюджета области поступает субсидия в объеме 783 млн рублей, в 2020 году льготами пользовались 79 тысяч жителей области. Если отменить критерии нуждаемости и сократить количество льготников, то экономия составит 24 млн рублей. Председатель комитета по здравоохранению Александр Гаськов уточнил эту информацию: за последние два года дотация увеличилась на 183 млн рублей, в том числе в 2020 году – на 100 млн рублей, а вот количество перевезенных льготников сократилось в шесть раз.
– Отличный у вас бизнес, – сказал Гаськов, обращаясь к представителю БППК. – Количество пассажиров сокращается, а денег вы из бюджета берете все больше. Мы субсидируем БППК, а наших детей, студентов и школьников пересадили на маршрутки. Студенты подсчитали – там 500 тысяч поездок за год в непонятных условиях. И что там с безопасностью поездок?
Депутат попросил областное министерство социального развития, опеки и попечительства объяснить, почему не был введен электронный билет для студентов и школьников. Эта задача была поставлена губернатором еще в 2019 году. Министр Владимир Родионов пояснил, что задача была поставлена на 2020 год, однако из-за эпидемии коронавируса сотрудники ведомства были перегружены другими задачами, и министерство не справилось с ней.
Депутат Сергей Бренюк, как житель Ангарска, пояснил, что для жителей города железнодорожный транспорт не представляется комфортным видом транспорта. Чтобы уехать из Ангарска в Иркутск пригородным поездом, нужно не менее 30 минут на поездку до вокзала, затем потратить время в кассе и еще в Иркутске через пробки добираться общественным транспортом до вуза. Автобусы междугородного сообщения в Ангарске едут через основные жилые районы, оплата на месте, а в Иркутске остановки расположены гораздо ближе к вузам – до большинства можно добраться пешком. Поэтому давать субсидии БППК для улучшения перевозок студентов – затея явно неудачная, не лучше ли дать льготы маршрутным автобусам.
Студенческий совет поддержал эту идею. По мнению профкомов, студент должен быть занят каждый день, в том числе в выходные – поездок много, далеко не все они по железной дороге, поэтому изобретение какого-то способа сократить студенческие расходы на транспорт принесет огромную пользу.
После столь бурной дискуссии комитет не стал принимать предложенное министерством социального развития решение и предложил правительству области доработать его с учетом высказанных предложений.
Сроки трещат по швам
Следующий вопрос, о внесении изменений в закон Иркутской области «Об особенностях выплаты пособия на ребенка», по оценке депутатов, следовало рассмотреть гораздо раньше – он предусматривает выплату пособий в первом месяце очередного квартала. Это означает, что в 2021 году один срок уже пропущен, поэтому на очередной сессии депутатам придется принимать его сразу во всех чтениях.
Депутаты Александр Гаськов и Артем Лобков представили коллегам законопроект о предоставлении льгот для нескольких категорий льготников при условии, что у них нет задолженности по ЖКХ и – главное – этот факт подтвержден решением суда. Федеральное законодательство предусматривает предоставление такой справки через федеральную систему ГИС-ЖКХ. Однако, когда решение попытались воплотить в жизнь, оказалось, что нельзя подтвердить льготы списком – только в индивидуальном порядке. Но в Иркутской области проживает более 350 тысяч льготников, разбирательство с каждым лично перегрузит всю систему льготной оплаты на многие месяцы. Поэтому срок вступления федерального закона в силу перенесен на полгода, а инициативы иркутских депутатов будут следовать за решениями федеральных законодателей.
Для тех, кто перебрал
Законопроект «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области» был снят с рассмотрения комитета, поскольку в первом чтении он был принят, а ко второму ни одной поправки не поступило. Зато большой интерес вызвал вопрос о создании организаций по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, – проще говоря, об организации вытрезвителей.
Первый заместитель министра здравоохранения Иркутской области Анна Данилова сообщила, что пока неизвестно, в чьем ведении будут находиться вытрезвители (то есть кому достанется финансирование), кто будет доставлять пьяных и наркоманов в эти центры и как обойти правило о добровольности оказания помощи. Министерство, заверила Анна Данилова, готовит законопроект, хотя никто не понимает, как сотрудники полиции (предположим, что собирать граждан поручат им) будут определять состояние опьянения, а врачи (если ставить диагноз будут они) будут уговаривать граждан проехать в вытрезвитель.
О том, что проблема актуальна, говорит статистика – в 2020 году в приемники больниц были доставлены более 5,7 тысячи человек, из которых около шестисот отказались от какой-либо помощи, а у 2,6 тысячи состояние опьянения усугублялось другими болезнями. Сколько пьяных граждан попали прямиком в полицию, депутатам узнать не удалось – полицейских на комитет не приглашали.
Александр Гаськов напомнил, что во времена СССР вытрезвители находились в ведении МВД, и было бы логично, чтобы именно полиция дала подробные сведения о количестве пьяных. Федеральный закон был принят в 2020 году и вступил в силу с 1 января 2021 года, однако получается, что все решения были переданы в регионы – нужно определиться с финансированием, а бюджет и без того дефицитный.
– Мы вынесли этот вопрос на комитет, чтобы подтолкнуть правительство к какому-то решению. Мы не удовлетворены тем, как исполняется федеральный закон на территории Иркутской области: за три месяца можно было хотя бы рабочую группу создать, – отметил Александр Гаськов.
Под занавес заседания комитет принял без рассмотрения отчет члена Совета федерации от Законодательного собрания Иркутской области Сергея Брилки о работе в 2020 году. В деталях этот документ депутатам предстоит выслушать уже на сессии, которая запланирована на 17 марта.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
На фото: В некоторых регионах подошли
к делу творчески… Фото vgoroden.ru
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.