Виталий Сидорченко: Моя философия — вечно познавать мир
Окончание. Начало в № 2
Мы жили бедно, но духовно богато
«Вы спрашиваете, изменились ли сегодня мои взгляды? Жить стало тяжелее. Не в материальном плане, мне на жизнь хватает, а в плане человеческом, душевном. Раньше мы жили бедно, но как-то душевнее, сплоченнее, больше тепла и любви друг другу отдавали. Сейчас время агрессивнее стало, жестче. То время безвозвратно ушло. Пропало соучастие друг в друге. Жизнь летит вперед, не оставляя места чувству милосердия, простоте человеческих отношений, когда люди не за деньги, а из уважения и благодарности просто делали друг для друга добрые дела. Сейчас смешно говорить и призывать к совести, нравственности. Тебя не поймут».
Хранитель истории театра
Слушать и говорить с Виталием Петровичем интересно. Сколько раз, остановившись на минутку где-нибудь в коридорах театра, мы никак не могли подолгу закончить общение, а уж если собрались специально, как сегодня, на обстоятельную беседу, то она естественным образом вылилась в многочасовой разговор. Он изучил историю театральной Сибири во всех тонкостях, написал, по словам специалистов, бесценную книгу — «Иркутская антреприза», которая заканчивалась событиями 20-х годов XX века, и сейчас занимается ее второй частью, включающей жизнь театра вплоть до современности. Эта книга — итог его многолетней работы по изучению документов истории театральной жизни нашего города. Она интересна и специалистам, и просто тем, кто проявляет интерес к истории возникновения театра в Иркутске. Ему принадлежит и установление точной даты открытия драматического театра — 1850 год.
На счету Виталия Петровича и создание театрального музея, которому в марте исполнится 25 лет, где собраны материалы о спектаклях охлопковского театра, его актерах, режиссерах, драматургах. Особое место отведено экспозиции с сувенирами, подарками, грамотами, которые в разные годы были получены театром от коллективов тех стран и городов, где охлопковцы побывали с гастролями.
Вновь взгляд падает на театральные программки. Одна из них, «Деньги для Марии», с подписью автора повести Валентина Распутина. В этом спектакле Виталий Петрович играл роль Агронома, не очень большую и заметную, но так играл, что позволило режиссеру Георгию Жезмеру написать о нем: «Спасибо, что всегда, независимо от «метража» роли работаете серьезно и обстоятельно. Сие — многим в назидание и пример! Буду всегда рад Вашему успеху». Рядом, мелким и узнаваемым почерком автограф нашего классика Валентина Распутина: «Виталий Петрович, теперь я душой спокоен за своего Агронома». Получить такие лестные слова от Валентина Григорьевича, скупого на похвалы, конечно, почетно и приятно. Именно обстоятельный и серьезный подход к роли любого плана всегда отличал актера Виталия Сидорченко от других. Наверное, это еще юношеская закваска и невозможность чем-то поступиться, где-то сработать вполноги, чем-то пренебречь, что-то забыть.
Разгляди характер, вылепи судьбу и копай вглубь…
Вновь взгляд падает на театральные программки. Одна из них, «Деньги для Марии», с подписью автора повести Валентина Распутина. В этом спектакле Виталий Петрович играл роль Агронома, не очень большую и заметную, но так играл, что позволило режиссеру Георгию Жезмеру написать о нем: «Спасибо, что всегда, независимо от «метража» роли работаете серьезно и обстоятельно. Сие — многим в назидание и пример! Буду всегда рад Вашему успеху». Рядом, мелким и узнаваемым почерком автограф нашего классика Валентина Распутина: «Виталий Петрович, теперь я душой спокоен за своего Агронома». Получить такие лестные слова от Валентина Григорьевича, скупого на похвалы, конечно, почетно и приятно. Именно обстоятельный и серьезный подход к роли любого плана всегда отличал актера Виталия Сидорченко от других. Наверное, это еще юношеская закваска и невозможность чем-то поступиться, где-то сработать вполноги, чем-то пренебречь, что-то забыть.
В биографии Виталия Петровича были по-настоящему звездные театральные сезоны, когда иркутские и московские критики отмечали все, в один голос, его великолепные работы. Таким, например, были 1993—1994 годы, когда он великолепно сыграл Восмибратова в «Лесе» Островского, Яичницу в гоголевской «Женитьбе» и Телегина (Вафлю) в чеховском «Дяде Ване». Вот что писала известный московский театровед Екатерина Дмитриевская в журнале «Экран и сцена» о роли Яичницы: « Актер Виталий Сидорченко старался рассказать зрителю историю, волнующую его лично, историю пронзительную, продемонстрировав подлинное мастерство, создав яркий характер, наполнив его глубокими чувствами».
Стержень человечности и чести был во всех этих работах, природа личности артиста объединила три великолепно сыгранные роли.
А потом была роль, которую также отметила критика и которая очень дорога самому актеру, — роль Сысоя Псоича Рисположенского из пьесы Островского «Свои люди — сочтемся» в замечательной режиссуре Валентины Дуловой. «Обожаю этого драматурга, считаю его русским Шекспиром. Островский — мой автор, я его чувствую, он мне близок. Еще я очень любил играть Сорина в чеховской «Чайке». Эту роль я выбрал для своего бенефиса, когда отмечал свое 65-летие».
«В том и состоит мастерство актера, — говорит Виталий Петрович, — чтобы в любом, большом или неброском персонаже разглядеть характер, вылепить его судьбу. Я всегда стараюсь сочинить роль, выстроить действие и потом уж копать в глубь характера: почему этот персонаж так одет, почему так говорит, смотрит, смеется, плачет? Почему это любит, а это ненавидит».
Неувядаемая свежесть красок
Встречая свой 75-летний юбилей, Виталий Петрович по-прежнему много занят и востребован театром. Он играет Председателя в шукшинских «Характерах», Урядника в пьесе Куприна «Олеся», старика Чмутина в «Ретро» А.Галина, Фернандо Бальбоа в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касона, эвенка в вампиловском «Прошлым летом в Чулимске», Чезвика в «Полете над гнездом кукушки» Д.Вассермана и смотрителя училищ Хлопова в «Необыкновенных крысах неестественной величины» по пьесе Гоголя «Ревизор».
Никогда ни в одном спектакле этот актер не затеряется, в любой своей роли он способен удивлять зрителя свежестью красок, каких-то своих находок и актерских решений. Он по праву признан одним из ведущих мастеров сцены старшего поколения охлопковской труппы. И, кроме того, будучи доскональным знатоком всей более чем полуторавековой истории этого театра, он и сам воплощает наяву эту историю в течение последних пятидесяти лет.
Почти полвека, а в труппе с 1966 года, он выходит на сцену первого и единственного в его жизни театра. Его любят зрители, уважают коллеги и друзья, с ним интересно работать режиссерам.
Напоследок я задала Виталию Петровичу еще два вопроса:
— Какой период вы вспоминаете как самый лучший?
Виталий Петрович без паузы ответил:
— Конечно, молодость, студенчество! После училища меня пригласили в самый лучший театр города, а знаете, сколько было желающих!?
— Какова ваша философия жизни?
— Вечно познавать мир!
Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».
Фото из архивов Виталия Сидорченко и ИАДТ.
На фото: Столяр Энгстран из спектакля Г.Ибсена «Привидения»;
Телегин (Вафля) из спектакля «Дядя Ваня» А.Чехова
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.