Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виталий Сидорченко: Моя философия — вечно познавать мир

28 января, 2013

 

Окончание. Начало в № 2

Мы жили бедно, но духовно богато

«Вы спрашиваете, изменились ли сегодня мои взгляды? Жить стало тяжелее. Не  в материальном плане, мне на жизнь хватает, а в плане человеческом, душевном. Раньше мы жили бедно, но как-то душевнее,  сплоченнее, больше тепла и любви друг другу отдавали. Сейчас время агрессивнее стало, жестче. То время безвозвратно ушло. Пропало соучастие друг в друге. Жизнь летит вперед, не оставляя места чувству милосердия, простоте человеческих отношений, когда люди  не за деньги, а из уважения и благодарности просто делали друг для друга добрые дела.  Сейчас смешно говорить и призывать к совести, нравственности. Тебя не поймут».

 

Хранитель истории театра

Слушать и говорить с Виталием Петровичем  интересно. Сколько раз, остановившись на минутку где-нибудь в коридорах театра, мы никак не могли подолгу закончить общение, а уж если собрались специально, как сегодня, на обстоятельную беседу, то она естественным образом  вылилась  в многочасовой разговор. Он изучил историю театральной Сибири во всех тонкостях, написал, по словам специалистов, бесценную книгу — «Иркутская антреприза», которая заканчивалась событиями 20-х годов XX века, и сейчас занимается ее второй частью, включающей  жизнь театра вплоть до современности.  Эта книга — итог его многолетней работы по изучению документов истории театральной жизни нашего города. Она интересна и специалистам, и просто тем, кто проявляет интерес к истории возникновения театра в Иркутске. Ему принадлежит и установление точной даты открытия  драматического театра — 1850 год.

На счету Виталия Петровича и создание театрального музея, которому в марте исполнится 25 лет, где собраны материалы о спектаклях охлопковского театра, его актерах, режиссерах, драматургах. Особое место отведено экспозиции с сувенирами,  подарками,  грамотами, которые  в разные годы были  получены театром от коллективов тех стран и городов, где охлопковцы побывали с гастролями.

 


Вновь взгляд падает на театральные программки. Одна из них, «Деньги для Марии», с  подписью автора повести Валентина Распутина. В этом спектакле Виталий Петрович играл роль  Агронома, не очень большую и заметную, но так играл, что  позволило режиссеру Георгию Жезмеру написать о нем: «Спасибо, что всегда, независимо от «метража» роли работаете серьезно и обстоятельно. Сие — многим в назидание и пример! Буду всегда рад Вашему успеху». Рядом,  мелким и  узнаваемым почерком автограф нашего классика  Валентина Распутина: «Виталий Петрович, теперь я душой спокоен за своего Агронома». Получить такие лестные слова от Валентина Григорьевича, скупого на похвалы, конечно, почетно и приятно. Именно обстоятельный и серьезный подход к роли любого плана всегда отличал актера Виталия Сидорченко от других. Наверное, это еще юношеская закваска и невозможность чем-то поступиться, где-то сработать вполноги, чем-то пренебречь, что-то забыть.
 

 

Разгляди характер,  вылепи судьбу и копай вглубь…

Вновь взгляд падает на театральные программки. Одна из них, «Деньги для Марии», с  подписью автора повести Валентина Распутина. В этом спектакле Виталий Петрович играл роль  Агронома, не очень большую и заметную, но так играл, что  позволило режиссеру Георгию Жезмеру написать о нем: «Спасибо, что всегда, независимо от «метража» роли работаете серьезно и обстоятельно. Сие — многим в назидание и пример! Буду всегда рад Вашему успеху». Рядом,  мелким и  узнаваемым почерком автограф нашего классика  Валентина Распутина: «Виталий Петрович, теперь я душой спокоен за своего Агронома». Получить такие лестные слова от Валентина Григорьевича, скупого на похвалы, конечно, почетно и приятно. Именно обстоятельный и серьезный подход к роли любого плана всегда отличал актера Виталия Сидорченко от других. Наверное, это еще юношеская закваска и невозможность чем-то поступиться, где-то сработать вполноги, чем-то пренебречь, что-то забыть.

В биографии Виталия Петровича были по-настоящему звездные театральные сезоны, когда иркутские и московские критики отмечали все, в один голос, его великолепные работы. Таким, например, были  1993—1994 годы, когда он великолепно сыграл Восмибратова в «Лесе» Островского, Яичницу в гоголевской «Женитьбе» и  Телегина (Вафлю) в чеховском «Дяде Ване». Вот что писала известный московский театровед Екатерина Дмитриевская в журнале «Экран и сцена» о роли Яичницы: « Актер Виталий Сидорченко старался рассказать зрителю историю, волнующую его лично, историю пронзительную, продемонстрировав подлинное мастерство, создав яркий  характер, наполнив его глубокими  чувствами».

Стержень человечности и чести был во всех этих работах, природа личности артиста объединила три  великолепно сыгранные роли.

А потом была роль, которую также отметила критика и которая очень дорога самому актеру, — роль Сысоя Псоича Рисположенского из пьесы Островского «Свои люди — сочтемся» в замечательной режиссуре  Валентины Дуловой. «Обожаю этого драматурга, считаю его русским Шекспиром. Островский — мой автор, я его чувствую, он мне близок. Еще я очень любил играть Сорина в чеховской «Чайке». Эту роль я выбрал для своего бенефиса, когда отмечал свое 65-летие».

«В том и состоит мастерство актера, — говорит Виталий Петрович, — чтобы в любом, большом или  неброском персонаже разглядеть характер, вылепить его судьбу. Я всегда стараюсь сочинить роль, выстроить действие и потом уж копать в глубь характера: почему этот персонаж так одет, почему так говорит, смотрит, смеется, плачет? Почему это любит, а это ненавидит».

 

Неувядаемая свежесть красок

Встречая свой 75-летний юбилей, Виталий Петрович по-прежнему  много занят и востребован театром. Он играет Председателя  в шукшинских «Характерах», Урядника в пьесе Куприна «Олеся», старика Чмутина в «Ретро» А.Галина, Фернандо Бальбоа в спектакле «Деревья умирают стоя» А.Касона, эвенка в вампиловском «Прошлым летом в Чулимске», Чезвика в «Полете над гнездом кукушки» Д.Вассермана и смотрителя училищ Хлопова в «Необыкновенных крысах неестественной величины» по пьесе Гоголя «Ревизор».

Никогда ни  в одном спектакле этот актер не затеряется, в любой своей роли он способен удивлять зрителя свежестью красок, каких-то своих находок и актерских решений. Он по праву признан одним из ведущих мастеров сцены старшего поколения охлопковской труппы. И, кроме того, будучи доскональным знатоком всей более чем полуторавековой истории этого театра, он и сам воплощает наяву эту историю в течение последних пятидесяти лет.

Почти  полвека, а в труппе с 1966 года, он выходит на сцену первого и единственного в его жизни театра. Его любят зрители, уважают коллеги и друзья, с ним интересно работать режиссерам.

Напоследок я задала Виталию Петровичу еще  два вопроса:

— Какой период вы вспоминаете как самый лучший?

Виталий Петрович без паузы ответил:

— Конечно, молодость, студенчество! После училища меня пригласили в самый лучший театр города, а знаете, сколько было желающих!?

— Какова ваша философия жизни?

—  Вечно познавать мир!

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архивов Виталия Сидорченко и ИАДТ.

На фото: Столяр Энгстран из спектакля Г.Ибсена «Привидения»;

Телегин (Вафля) из спектакля «Дядя Ваня» А.Чехова

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии