Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Виноградник для культурной элиты

21 ноября, 2011

 

 

 

 

Институт культуры и искусств
— это инвестиции в будущее

 

 

 

 

Ну не странно ли, скажите: в городе, который десятилетиями (и не без оснований!) называет себя центром культуры, культурной столицей Восточной Сибири, — в таком городе нет вуза, где работники этой самой сферы могли бы получить высшее образование. Годами твердили о необходимости консерватории, художественного института, — но эти вузы открывались и работают в соседних регионах...  И вот наконец свершилось!

 

Сегодня я разговариваю со Светланой Домбровской, которая до сих пор возглавляла управление культуры комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска. Теперь она — в новом качестве: директор института культуры и искусств, вуза, который в нынешнем сентябре начал свой первый учебный семестр.

— Светлана Ивановна, согласитесь, это несколько неожиданный для многих поворот в вашей карьере...

— Если бы мне кто с год назад сказал, что я перейду на эту работу, не поверила бы... Но наверное, в жизни каждого человека наступает момент, когда накопленная информация становится чуть ли не бременем, если ее не пристроить куда-то. А в последнее время у меня было меньше возможностей для самореализации.

Но однажды мы с Борисом Юрьевичем Виноградовым, тогда вице-мэром, были в совместной деловой поездке, и я ему сумела рассказать о культуре города, о традициях, о потенциале, о проблемах... Я говорила, что у нас в городе есть главное — система работы с низовым звеном культуры. Со школами, с библиотеками. Каждый год в дни фестивалей «Сияние России» мы открываем новое учреждение культуры — ни один регион этого не делает.

После того разговора, уже прошло время, он как-то пригласил меня и говорит: «Светлана Ивановна, есть идея — открыть институт культуры. Как вы к этому относитесь?»

Что я могла сказать? Только положительно отношусь! Такой институт должен быть у нас давным-давно, он должен быть государственным... В том же Улан-Удэ, где гораздо меньше жителей, которые потенциально могли бы составить культурную элиту региона, — у них академия. У нас есть сегмент, есть потенциал, а наши студенты едут учиться в Улан-Удэ.  Уезжают из города, который сам может быть почвой и материалом для педагогов!

У нас искусствоведческие предметы можно хоть на улице преподавать. Историю культуры, например. Иди по Иркутску — и рассказывай: здесь было то-то, здесь жил такой-то, он славен тем-то... На истории родного города можно изучать историю культуры прошлых веков.

Одним словом, мне предложили написать концепцию. Я ее написала, ему все понравилось. И реализовывать ее, — я это поняла всей душой и сердцем, — надо мне самой.

— Что лежит в основе вашей концепции?

— Правильная культурная политика. Кстати, учебников по этой теме нет, а то, что есть, — сплошная теория, непригодная для практической жизни. Получается, в нашей сфере люди, которые делают культуру, не пересекаются с теми, кто ее исследует. Как быть с культурными ценностями, как их сохранять, приумножать?

Все понимают, что доминанта у России — ее культура, но никто не понимает, как ее развивать. У нас нет стратегии, у нас нет программы развития — наша область единственная не имеет такой программы.

И самое главное — кто будет это делать? Носители старой культуры? Но они порой даже не знают, что сегодня происходит в мире. Современная молодежная субкультура? Им бы «до основанья, а затем...». Нужна золотая середина, чтобы в сердце у человека была культура, а в голове новое мышление. Вот что надо. И для этого обязательна высшая школа, и чтобы лекции читали хорошие специалисты, и чтобы предметы давали возможность открываться новым направлениям.

И когда я это поняла, я почувствовала, что здесь я еще что-то могу сделать. И — согласилась.

Здесь мне интересно. Мне всегда нравилось преподавать — я, кстати, одно время преподавала в школе. И поскольку процесс преподавания мне всегда нравился, сейчас я испытываю от работы настоящее удовольствие.

— Значит, вы в институте не только директор, но и преподаватель. Что читать будете?

— Социокультурное проектирование и основы культурной политики. И — голубая мечта — будут новые образовательные стандарты, которые дадут возможность маневрировать.

Я убеждена, в частности, что в любом гуманитарном вузе города должна читаться история культуры Иркутска. Планирую для себя в ближайшем будущем такой курс. Ведь я была еще недавно в гуще тех событий, где пишутся законы, принимаются программы, я видела все их последствия... Могу сравнивать это и с областью, с другими регионами. Так что буду читать эту дисциплину для всех, кто может быть отнесен к творческой интеллигенции.

Кстати, проблема творческой интеллигенции встает все острее и иногда неожиданно: скажем, в нашем регионе две трети творческих людей сегодня — в пенсионном возрасте. И не так много молодых, самоотверженных, способных к творческому горению. Ведь интеллигент — это не профессия, а состояние души...

Структура подготовки будет такой же, как в современной высшей школе. Бакалавриат — это достаточно интересная форма, в дальнейшем — магистратура, подписан приказ о том, что будет ассистентура. Смысл в следующем: люди творческих профессий не пишут диссертацию как таковую, а осуществляют творческий проект — и получают статус магистра, что приравнено к степени кандидата наук. Скажем, балерина ставит балет, художник делает персональную выставку федерального или регионального значения. То есть показывают свои творческие способности. У нас же пока везде пишутся дипломные работы.

— Вы начали учебный год — кто к вам пришел за знаниями?

— У нас сегодня — уникальный набор. Практически нет выпускников школ — у нас люди со специальностями, после училищ среднего профессионального звена. Все они уже поют, танцуют, и наша задача — повышение их интеллектуального и профессионального уровня. Если танцует — научить ставить, если поет — помочь сделать репертуар, научить поведению на сцене, сценическим манерам. А учат у нас хорошо. Потому что училище дает профессию, а институт — огранку.

Музыкальный колледж у нас замечательный! Он дает такое образование, что наши ребята, его выпускники, очень хорошо поступали — в Гнесинку, в лучшие консерватории страны... То есть у нас сильная средняя ступень образования.

Эти выпускники и становятся нашими абитуриентами. Кроме того, у нас и журналисты, и художники, и директора музыкальных школ, и артисты, то есть люди, у которых уже есть профессия. Они знают, чего хотят и что именно им надо.  Общаться с ними — одно удовольствие.

Сейчас мы открыли такие направления: менеджмент в сфере культуры, хореография, вокал классический, вокал джазовый.  Мы лицензируем кафедру музыкального искусства эстрады и открываем специальности «саксофон», «ударные», «гитара» и, предположительно, «фортепиано», то есть базовые инструменты джаза. В этом же стандарте будет мюзикл и шоу-программа.

О перспективах. Вуз у нас — частный, со своей спецификой.  Борис Виноградов — руководитель образовательного холдинга «Сибирский университет». В составе холдинга — Сибирская академия права, экономики и управления (САПЭУ), колледж, общеобразовательная школа полного дня и наш институт культуры и искусств.

Вся работа нашего вуза в целом — это инвестиции в будущее, иначе не скажешь. Допустим, с группой юристов в 30 человек занимается один преподаватель. У меня сидит студент, около него — педагог и аккомпаниатор. Тому и другому надо заплатить — из тех же денег, что получены от студента в виде его платы за обучение... О какой прибыли для вуза тут может идти речь?!

У нас нет бюджетного образования — только платное. Однако условия создаются лучше, чем во многих других вузах.

Еще к вопросу о перспективах. Для меня главное — формирование культурного потенциала Иркутска. Мне далеко не все равно, кто будет составлять творческую элиту Иркутска через 20—30 лет и будет ли она вообще как таковая. Не будет такой элиты — все наши обучающиеся размажутся по кафе-ресторанам, это и будет «сфера досуга». Как и происходит во многих регионах, где нет культурной элиты, а есть лишь удовлетворение потребности населения в «культурном досуге». И это — факт.

Мы получили лицензии на те специальности, которые открыли, работаем по государственным образовательным стандартам. У нас будет диплом государственного образца. На будущий год откроем кафедры библиотечно-информационной деятельности и дизайна. Планируем сделать набор на специальность «кино».

Все это условия нам позволяют. Скажем, для обучения специальности «мюзикл» у нас есть все — джазовые вокалисты, хореографы, есть педагоги, классы, залы, сцена...

— Вы будете выращивать культурную элиту города, а пока — какая-то часть сегодняшней элиты пришла к вам в качестве садовников. Назовите имена известных музыкантов, артистов, хореографов — ваших нынешних педагогов?

— Я считаю, любой факультет, любая кафедра в гуманитарном вузе, особенно в вузе культуры, возможны лишь тогда, когда его педагоги являются «играющими тренерами», как говорят в спорте. То есть когда у хореографа есть ансамбль, у вокалиста — фестиваль и так далее.

У нас в городе несколько лет проводится фестиваль «Джаз на Байкале», главный идеолог и организатор которого Александр Филиппов — человек просто больной джазом. Он не только работает над тем, чтобы в Иркутске профессионально развивались джазовые музыканты, но и заботится о том, чтобы был джазовый слушатель. Я его понимаю и как могу поддерживаю. Мы с ним практически во всех детских музыкальных школах Иркутска открыли джазовые отделения, трижды провели фестиваль детского джаза — таким образом мы получаем не только потенциальных участников фестивалей и концертов, но и подготовленную аудиторию, которой джаз интересен.

Так вот, Александр Филиппов сегодня у нас заведует кафедрой музыкального искусства эстрады. Наталья Лихошерст —ведущий педагог. А 16 ноября у нас прошел первый открытый конкурс джазовых исполнителей, где были детская и молодежная группы до 25 лет. Конкурс проходил под патронатом Игоря Бутмана — он целенаправленно приехал именно к нам.

Назовем другие имена. Классический вокал у нас преподает Любовь Монина, солистка «Театра пилигримов», была деканом в Академии образования, активно концертирует; вокал преподают у нас также Валентина Чернова, солистка филармонии Светлана Коновалова, которая несколько лет проработала в консерватории в Корее; солисты филармонии Татьяна Ларина, Николай Прошин.

У нас представлены разные вокальные школы: Прошин, например, окончил Гнесинку, он прекрасный педагог по вокалу. У Коноваловой — Свердловская консерватория, она владеет современными методиками образования, востребованными в Европе. И так можно говорить о каждом.

В хореографии работают педагоги Татьяна Калашникова, Елена Тагачеева; всем известные Ольга и Александр Куглянты — наши друзья и наши консультанты. Игорь Бутман будет вести класс саксофона как главный педагог.

Есть педагоги общих дисциплин, есть — специальных. Историю музыки читает кандидат искусствоведения, музыковед Марина Токарская, историю живописи — теоретик Ольга Лось, графический дизайн — художник и график Александр Муравьев...

Что хочу добавить? Каждая кафедра готовит свои проекты, конкурсы, фестивали. Для классических вокалистов планируем, например, провести конкурс для юношей и мужчин «Весенняя серенада». Заключаем договор и начинаем тесно сотрудничать с филармонией.

Одним словом, институт культуры и искусств открылся не на пустом месте. Его появление продиктовано всей логикой жизни Иркутска — города не мнимой, а реально развивающейся культуры, с ее традициями и немалым вкладом в культуру общую, российскую.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.
На фото: Светлана Домбровская 

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии