Валерий Лукин: У севера свои проблемы
На прошлой неделе гостем «Байкальских вестей» стал уполномоченный по правам человека в регионе Валерий Лукин. На встрече он рассказал о недавней поездке по северным территориям Иркутской области.
— Валерий Алексеевич, как сложилась ваша командировка?
— Сейчас в стадии подготовки находится доклад о соблюдении прав и свобод граждан в Иркутской области за 2014 год. Моя поездка в Усть-Кутский и Казачинско-Ленский районы была плановой и проводилась, чтобы сверить некоторые свои позиции для доклада. Он составляется на основе жалоб и обращений, адресованных мне как уполномоченному по правам человека.
За неделю я побывал в пяти населенных пунктах, провел семь приемов по личным вопросам, всего за помощью и консультацией обратились 63 человека. Кроме того, мне передали 12 письменных жалоб. Те выводы, что я планирую изложить в докладе, нашли полное подтверждение.
Я встречался с главами поселений, прокурорами двух районов — мы сверяли позиции совместной работы по защите прав и свобод граждан, посетил областные учреждения социальной защиты, побывал в интернате для детей-сирот в Улькане, доме-интернате для престарелых и инвалидов в Усть-Куте, ознакомился с условиями пребывания осужденных в учреждениях принудительного содержания. Встречался также с руководителями территориальных органов соцстраха и соцзащиты, поскольку сейчас одним из актуальных является вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в момент его перехода из минсоцзашиты в соцстрах, и в этот период перехода могут быть осложнения.
По-прежнему актуальным остается проблема санаторно-курортного лечения. Очередь огромная, жалоб много, и, к сожалению, вопросы приходится решать в судебном порядке. Есть граждане, которые активно защищают свои права, постоянно обращаются в суд, получают положительное решение и свои права таким образом реализуют. Я хотел бы в связи с этим отметить, что при рассмотрении подобных жалоб главы поселений характеризовали мне некоторых граждан как склочников и предупреждали о том, что эти вопросы надо рассматривать «осторожнее». Но, как правило, когда я начинаю фактически проверять ситуацию, то вижу, что ничего сверхъестественного люди не просят, а требуют соблюдения своих законных прав. Но сегодня создана такая среда, что на этих граждан навешивают ярлыки, они в неких «черных списках».
Есть жалобы и такого рода, что, когда человек активно отстаивает свои права на предприятиях различных форм собственности, в том числе и в бюджетных организациях, то руководство ищет причины, чтобы от этих «заноз» избавиться. Я думаю, что это неправильно.
Должностные лица органов власти и руководители организаций должны более внимательно относиться к обращениям граждан, решать их проблемы, а не отмахиваться.
— И все же: какие вопросы волнуют граждан в первую очередь? Какие обращения встречаются чаще?
— Сейчас на слуху у всех вопросы капитального ремонта. Это активно обсуждается жителями, особенно я отметил это в Усть-Куте. Там участвуют и общественные организации, КПРФ проводит митинги по отмене областного закона. То есть тема есть.
Я уже обращал внимание на то, что публичного обсуждения при принятии закона не было, также его поздно внесли в Законодательное собрание. Хотя документ затрагивает интересы тысяч людей, он не обсуждался, например, даже со строителями, которые тоже могли бы высказать свои предложения.
Уверен, что при более публичном рассмотрении проекта закона, с привлечением широкого круга специалистов, сегодняшней реакции бы не было. Я неоднократно говорил об этом на сессиях ЗС, в том числе и по другим законам. Законопроекты, которые касаются интересов большого числа жителей нашего региона, нужно рассматривать публично. И еще до внесения на рассмотрение депутатов разработчики должны вести консультации с населением, делать законы с учетом этого, тогда будет меньше жалоб и обращений. Механизм принятия управленческих решений властями должен быть прозрачным.
Еще один вопрос, который неоднократно поднимался во время моей северной поездки, — проблемы инвалидов, в частности, обеспечение доступной среды. Говорится об этом много, а результатов мало. Те программы, с которые я ознакомился на территориях, содержат одни декларации — «усилить, улучшить», конкретных мероприятий нет.
В первую очередь, безусловно, доступная среда должна быть обеспечена в учреждениях органов власти. Однако это проблема и в федеральных, и в муниципальных структурах, даже в учреждениях здравоохранения. Только при решении этих вопросов можно будет адресовать претензии к руководителям организаций других форм собственности: органы власти должны показать пример.
Очень болезненна тема обеспечения технических средств реабилитации инвалидов и медико-социальной экспертизы. В интернате я встретился с двумя инвалидами, у которых ампутированы конечности, ознакомился с их индивидуальными программами реабилитации, им назначено пройти переосвидетельствование. Для чего? Ноги вырастут, что ли? Зачем гонять людей? В данном случае бессрочное подтверждение инвалидности прописано законодательно! Однако это требование закона не выполняется.
Кроме того, этим людям «прописаны» не коляски, а костыли. Напомню, это инвалиды с ампутированными конечностями. Издевательство какое-то. Это отдельная тема, и мы готовим письмо на руководителя региональной медико-социальной экспертизы о проведении служебного расследования. Так работать не годится.
— А северян волнуют проблемы, так сказать, общеобластного плана?
— В Усть-Куте, например, задали вопрос объединения территорий — по типу Ангарска и района. Людям эта тема на самом деле интересна, но я предложил им пока не торопиться, а посмотреть, как будет реализован ангарский проект. А уже затем, с учетом опыта, предотвращения возможных ошибок, практику можно будет распространять и на другие территории, при этом учитывая их особенности.
Жители ожидают от объединения более тесной и понятной связи с органами местного самоуправления. Сейчас ведь происходят ситуации, когда люди просто ходят из одного здания в другое и не могут найти решения своей проблемы.
Тревожат северян также недостатки пенсионного законодательства, в котором им многое непонятно. Однако вопрос пенсионного обеспечения — полномочия федерального центра, свои предложения по исправлению ситуации мы направили уполномоченному по правам человека в РФ.
У граждан вызывает недоумение, почему размеры выплат и пособий, предусмотренные региональным законодательством для малообеспеченных, из года в год не индексируются с учетом реального уровня инфляции. Тем самым их жизненный уровень падает, несмотря на заявления властей, что этого не должно быть.
— Насколько на севере региона актуален вопрос переселения из ветхого и аварийного жилья?
— Казачинско-Ленский район в прошлом году «прославился» на всю область крайне низким качеством строительства жилья для переселенцев. Вопрос находится у меня на контроле, причем на мой запрос о реализации программы на территории министерство строительства региона ответило, что «мероприятия в основном выполнены».
Жилье, на строительство которого перечислялись бюджетные средства, было построено очень плохо. Проблемы вопиющие: швы, трещины наружных стен, нарушения в перекрытиях пола и чердака, плохое утепление и так далее. Есть такие дома из бруса, что между этим брусом смотреть можно, люди говорят — мы не натопим это помещение!
Ко мне обратилась жительница одного из домов. Я съездил, посмотрел лично. Дом построен по эскизам — никакой проектной документации нет, при этом истрачены государственные деньги. Скважина находится внутри здания, септик в пяти метрах не изолирован, хотя по строительным нормам должен быть герметичным. Перед началом строительства не были проведены изыскания в целях обеспечения людей качественной питьевой водой.
Суд, куда жители вынуждены были обратиться в защиту своих прав, 21 января поддержал их. Только после этого глава поселения сообщил, что фильтры приобретены и будут установлены. Но из чего он сделал вывод, что фильтры должны быть именно такими? Он не смог это пояснить. Кроме того, по требованию санитарных норм после их установки необходимо взять воду на анализ и уже потом, в случае положительных результатов, говорить о решении проблемы.
В Магистральном на прием пришли граждане, которым предоставили каркасное жилье, выполненное по канадской технологии. Они к нему пока никак не могут привыкнуть, но проблема в другом: один подрядчик снабдил квартиры электроплитами, а другой нет. На мой вопрос глава поселения ответил: при строительстве жилья для переселенцев есть ограничение по сумме, 33 тыс. рублей за квадратный метр. Поэтому средств хватает либо на плиту, либо на линолеум — на выбор. Хотя по строительным нормам такое жилье должно быть обеспечено электроплитами в обязательном порядке! Это, видимо, из той же серии, где мероприятия выполнены «в основном».
Ирина Ружникова, «Байкальские вести»
Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»
Окончание следует.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.