Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В хирурги пойду! Нож у меня есть…

17 ноября, 2014

 

Нарекая свои детища, предприниматели порой смело орудуют в области филологии, истории, мифологии, естествознания и прочих привыкших к деликатному обращению сферах. А что, писать и читать обучены! А потому мир наружной рекламы Иркутска и его окрестностей непредсказуем и неисчерпаем...

Киосок — бизнес серьезный

Желание некоторых наших бизнесменов приделывать к любому схожему с фамилией названию шикарное американо-эмигрантское «-off» неистребимо. Девяностые давно миновали, а первозданные впечатления от знакомства с миром у многих постсоветских граждан не померкли до сих пор! Наверное, дома у этих людей все еще эксплуатируются «видаки» и кассеты с «Греческой смоковницей» и Брюсом Ли… Хотя всем доступное общение с компьютером должно бы уже донести, что этот несчастный «-off» чаще всего придает значение удаления и лишения. Поэтому название иркутского агентства недвижимости «Квартироff» (на улице Красноярской) по смыслу звучит примерно как «Квартир йок» или «Квартир тю-тю». Конечно, некоторые продавцы жилья проходят через этап его полного отсутствия, но вряд ли у кого-то это конечная цель…

Что касается продажи «на разлифф» — а такую услугу сулит магазин в поселке Маркова — то его хозяева моду из 90-х, похоже, уже с действительностью не связывают и воспринимают как традицию любое конечное «в» превращать в «ф» и удваивать. Это как ритуальная пляска перед сезоном дождей — зачем, не помним, но надо наряжаться.

Впрочем, и некоторые городские бизнесмены поражают нас столь же искрометным шиком в выражениях. Чего стоит агентство недвижимости «Спектор» на улице Розы Люксембург в Иркутске. Наивный «Яндекс» озадаченно исправляет в поисковом запросе «Спектор» на «Спектр», но фирма именуется именно «Спектором» во всех справочниках. У них даже в электронном адресе — spector. Невольно вспоминается история про папу-олигарха, у которого «киосок в Москве»…

Уж лучше вы к нам…

Реклама жилого комплекса «АдмиралЪ» настораживает. Все-таки применительно к Иркутску слово «адмирал», да еще и в соответствующем написании, вызывает единственную ассоциацию — Колчак. По распространенной версии, дни свои Александр Васильевич закончил именно на берегу, и берег же нам обещают создатели баннера… И ведь с берегами получается единственная привязка, поскольку увязать адмирала непосредственно с новостройкой сложно!

Своеобразно подошли к рекламе своего бетона и на анонимном рекламном носителе на заборе. Приглашение «попробовать на вкус» столь малоаппетитную субстанцию выглядит несколько зловеще. Невольно вспомнишь фильмы про все те же 90-е, где героев регулярно заставляют «землю жрать», а второстепенных — заливают этим самым бетоном в конце третьей серии….

Опасения вызывает и ООО «Душа и Тело», базирующееся в Иркутске по улице Чкалова. Если уж дело дошло до отраженного в названии разделения, то обещанные данным ООО «услуги массажиста, косметические услуги, оборудование для салонов красоты» по целесообразности соотносимы с припарками! Из этой же категории — название центра красоты и здоровья Body Jazz в Ангарске. «Джаз тела» звучит как-то марионеточно и отсылает не к положительным эмоциям, а к триллерам…

Не сюсюкают с потенциальными клиентами и учредители автоцентра «Посев» в 215-м микрорайоне Ангарска. Сельскохозяйственная тема тут отпадает (там «посевы» бытуют преимущественно во множественном числе), и в качестве главной ассоциации просится посев бактериологический. Понятие далекое от романтики, хотя и являющееся порой ее прямым следствием… Где-то в той же области действительности находится и смысл предложения «Выгребной ямы под ключ». Какое-то уж очень суровое новоселье получается!

Если харизма кирпича требует

В нынешнем разборе рекламных шедевров особенное место занимает Центр профилактики здоровья «Харизма» в Иркутске, расположенный по улице Степана Разина (именно так во всех справочниках он и называется). Единственные, кого мы смогли предположить в качестве желающих предотвратить излишнее здоровье, — это бегающие от армии несознательные юноши (ведь профилактика — это предотвращение). Наименование центра — тема отдельных размышлений. Вряд ли его создатели имели в виду политическое значение термина «харизма» — все-таки услуги перечислены лечебно-оздоровительные. Значит, слово выбирали по звучанию: мол, с нами ваша харизма станет шире!..

Кстати о призывниках. Есть в Иркутске, по улице Баррикад, салон-парикмахерская «Гармония сфер». Кто его знает, как обрабатывают головы клиентов в означенном заведении, но очевидным местом, где стригут исключительно под сферы (др.-греч. ?????? — мяч, шар) с дальнейшей полной уставной гармонией, все-таки является любой сборный призывной пункт военного комиссариата. А может, у указанной парикмахерской — договор с Минобороны? Сел в кресло — и слышишь трубный зов Родины?

Жизнь заставит…

Жестока рыночная конкуренция! К этой мысли приходишь, познакомившись с афишей московского цирка, посетившего Иркутск этой осенью. Медведи на австралийских буйволах — дальше, пользуясь зоологическими изысканиями «Квартета И», можно удивить только хорьками-паникерами на коровах. Если бы вы знали, как нас здесь бьют…

Вывеска заведения «VIP-Ломбард» на Карла Либкнехта напоминает, что богатые тоже плачут. Так и видится, как возле дверей данного заведения бесшумно тормозят автомобили представительского класса и озабоченные мэры и топы сносят сюда кто брильянт, а кто — женину лисью шубу!

Агентство недвижимости «Пятый угол», что на улице Декабрьских Событий, тоже весьма драматично представляет себе процесс продажи-покупки недвижимости. По нашему скромному мнению, такое название подошло бы какому-нибудь адвокатскому бюро. Все-таки искать пятый угол — спасаться от насилия или наказания. Как-то не хочется ввязываться в процесс, на исходе которого ты обретешь такой вот опыт!

Гендерные сюрпризы

Вот действительно расшатываются в современном мире половые стереотипы. Так, Шарль Перро с братьями Гримм вряд ли уместили бы в сознание название магазина садово-хозяйственных товаров «Золушок»! А сейчас такой торговый объект на улице Розы Люксембург мало кого удивляет. Если проявить немного фантазии, то при такой сказочной эмансипации у привычных сюжетов есть большие перспективы развития! В этом же смысле, наверное, следует понимать и название салона-парикмахерской «Еммануил» на улице Баумана.

А вот что такое «Эстетка» — а именно это имя было выбрано для названия кабинета перманентного макияжа на ул. Гоголя, — мы прямо теряемся и предположить! Может, это жена эстета по принципу слова «солдатка»? Ведь для значения «ценительница изящного» слово звучит грубовато — в одном ключе с «танцоркой», «директрисой» или «училкой»…

Странности и непонятности

Есть категория примеров рекламы, которые не классифицируются по каким-то основаниям, но явно выбиваются из скучного ряда заурядных названий. Почему-то всегда особенно богаты на такие находки предприятия автосервиса. Вот и на этот раз удивило СТО «АвтоSOS», дислоцирующееся на улице Ширямова. Международный сигнал бедствия SOS, вдохновивший хозяев данной станции на столь смелое словообразование, не склоняется. А в этой новой жизни он обрел все шесть русских падежей и подарил всем клиентам означенного СТО возможность заинтриговать собеседников фразой «Переобулся в «Автососе»…

Интригующе выглядит и название автомойки «Ершик» на улице Багратиона. Что они там чистят этим инструментом — выхлопные трубы? Правда, название веселое, и это снимает все вопросы. Зато Nanoluxe, автомойка на улице Баумана, наоборот, впечатляет солидностью. Правда, всевозможные нано-шиномонтажки имени Чубайса сильно обесценили модную приставку. Подобные услуги снабжаются совсем не наноценами, и в их обоснованности хочется твердо убедиться. Блеск названия такси «Мегаполис» на нашем фото тоже меркнет в окружении кучи мусора, побитых контейнеров и стены обшарпанного зданьица. Добавим: эта картина вкупе с вечно переполненной ничейной мусоркой заставляет школьников активнее стремиться в мегаполисы возле недавно построенной школы № 23.

Кстати, если говорить о пафосе, то вторым после творения всевозможных «миров» увлечением наших предпринимателей является тяга к созданию всевозможных «центров». Вот и «Центр меха» на Депутатской еще раз подтвердил это наблюдение. Где он, этот самый центр у меха и как его найти?

Неожиданным сочетанием смыслов пленяет и агентство недвижимости «Чебунин Консалтинг» на улице Степана Разина. Можно применять конструкт дальше: «Митюнин Аутсорсинг» и «Грибунин Клининг»…

Чтобы клиент не расслаблялся

Держать клиента в тонусе — задача, которую зачем-то решают многие участники отечественного рынка. Потребитель должен пребывать в постоянном мыслительном процессе и добывать знания трудом. Так, большое поле для размышлений мы видим на рекламном носителе по улице Дзержинского. Неизвестно, по какому капризу на столь обширной зафрахтованной поверхности напечатаны такие маленькие символы. Чтобы воспринять эти слишком уж изящные цифирки (предположительно, телефоны) и буковки (видимо, специализация торговых точек), надо пользоваться биноклем или услугами промышленных альпинистов.

С названиями — отдельная шарада. Все перечисленные на огромном баннере торговые точки специализируются на «книгах, подарках, сувенирах»? А почему тогда такие разнокалиберные названия? Или надо идти как повезет — вдруг в этом есть сувениры, а в том — подарки? И наконец, почему верхние названия лишены адресов, а нижнее — снабжено, причем крупным шрифтом, самое же последнее наименование низведено до строчных букв без дизайнерских изысков? Может, это вообще какое-то послание от пришельцев? Истина, как всегда, где-то рядом.

Впрочем, и на менее претенциозной поверхности можно загрузить потенциального потребителя делом. Вот что продает безымянный автор рекламы на еще одном нашем фото? Забор, колонку или пространство за изгородью? Может, это вообще сообщение о процессе, в котором перманентно находится автор месседжа? Мол, продаю, граждане (а можно было «женюсь»)!

А некоторые — специфические — фирмы свои названия усложняют по вполне объяснимым причинам. Так, «Региональная Организация Взыскания Долгов» на улице Байкальской явно подгоняла свое имя под известную аббревиатуру. И клиентов можно пугать «специалистами РОВД», и полиция не придерется за узурпацию полномочий…

Инородная мудрость

А есть примеры наружной рекламы, для постижения которых требуется тренированное сознание. Возьмем, к примеру, запечатленный на фото баннер ООО «Фирма-Митва». Окрестившие данное предприятие авторы сумели привнести в скучный экономический термин игривое, фольклорное и даже где-то языческое начало, проложив ассоциации с калинкой-малинкой и шишелом-мышелом. Можно подхватить идею и организовать концерн-шманцерн, кластер-шмастер и альянс-мальянс…

Кадровое агентство HUMAN RESOURCES на Советской, судя по заданной названием планке, ищет кадры в среде спустившихся с гор джедаев. Даже страшно соваться в такую величественную контору! Требует предварительных размышлений и обращение в «Региональную оконную службу» на улице Красноармейской. Вроде бы все серьезно, но стоит дополнительно сузить специализацию до службы «форточной» — и осознаешь некое несоответствие терминов.

То же самое с «ногтевой студией «Zефир» на улице Партизанской. Есть же слова «маникюр» и «педикюр» — так нет, надо охладить любовь граждан к этому лакомству неаппетитным прилагательным. Этак парикмахерские начнут в «волосяные студии» мутировать…

Стремление к оригинальности далеко завело и создателей агентства недвижимости «Жилищные технологии» (улица Розы Люксембург). Что за технологии здесь могут применяться? С соседкой ругаться через скайп? Загадка…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Вольф 20 ноября 2014, 15:44
Обзоры иркутской рекламы всегда радуют. Найти бетон, который предлагают попробовать на вкус, или "выгребные ямы под ключ", у нас на берегах Свислочи уже затруднительно. А вот в чем юмор с кадровым агентством "HUMAN RESOURCES", что-то не уловил (нормальное название). Да и «Эстетка» не звучит грубовато - во всяком случае, для моего непросвещенного уха.