В августе 91-го
Удивительное рядом
Пока не состоялось всестороннего, глубокого обсуждения ключевых событий недавнего прошлого, страна будет плыть в будущее по воле волн. Не поможет и столь популярная ныне «жесткая рука». А уж поиски «национальной идеи» вообще лишены смысла и перспектив. Как можно ставить перед собой ориентиры, не уточнив систему координат?
События 19—21 августа 1991 года — как раз из этой серии. В настоящее время усилиями государственного руководства они отброшены на задворки общественного внимания. Правда, 22 августа отмечается День российского флага, но как, собственно, этот День появился, что ему предшествовало — об этом официальные лица сейчас предпочитают не говорить. Для большинства жителей нашей страны Август 91-го через 22 года либо забыт, либо удостоен абсолютно негативной или негативно-иронической оценки. Преобладающие ныне клише: «Развалили великую страну», «ГКЧП был прав», «Жаль, что демократы тогда победили», «Путча не было, был безобидный спектакль».
Парадоксально, но объем знаний (хотя и крайне искаженных) наших сограждан об Октябре 1917 года до сих пор обширнее, чем в отношении Августа 1991-го. Тем удивительнее слышать, что противники ГКЧП (они же — сторонники Бориса Ельцина и Михаила Горбачева) — это новое переиздание большевиков, только под иными лозунгами. Между тем в новой России не было даже люстраций, подобных польским или чешским, в отношении актива предыдущей власти. Дело ограничилось «точечными уколами», да и то никто из участников ГКЧП и тем более противников Ельцина в октябре 1993 года не просидел в заточении пятой части срока Михаила Ходорковского и даже не дотянул до наказания «Пусси Райот». А уж о том, чтобы сделать 21 или 22 августа красным днем календаря — наподобие 70-летней эпохи торжеств в честь «Великой Октябрьской социалистической революции», речь вообще никогда не заходила. Какие уж тут большевики…
Разумеется, дорога после Августа-1991 оказалась куда труднее, чем представлялось многим. Выяснилось, что мы — разные. Казалось бы, это прекрасно, но большинству в России до сих пор непривычно с этим жить и непонятно, что с этим делать. Столь желанная свобода оказалось столь необычной, что страна немедленно разделилась на две части — жуликов и «лохов». И тем не менее негативные отзывы, а то и просто брань в адрес Ельцина и Горбачева неубедительны. Учитывая масштабы нашей страны, опоздание реформ и одновременно неготовность к ним, а также столь важные обременения, как ядерный арсенал, — все могло быть хуже. Намного хуже.
Да, Горбачев и Ельцин смутно представляли будущее, но в целом оказались на высоте. И с течением времени число позитивных оценок в их адрес неизбежно увеличится. А комплекс неполноценности и обид в отношении Августа-91 постепенно растает как мираж. Это было великое событие великой истории великой страны.
Юрий Пронин, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.